Введение декрета №6, согласно которому ряд субъектов хозяйствования освободили от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе в Беларусь автомобилей, вызвало критику едва ли не у всех игроков автобизнеса. Переполненность вторичного рынка грузовиков, падение продаж "тяжелых" автомобилей в дилерских центрах, резкое снижение доходов перевозчиков из-за возросшей конкуренции, - во всем этом винят законодательный акт, давший сельским предприятиям льготы. Как контролируют предприятия, которые ввезли в Беларусь льготные грузовики?
Об этом рассказали в Таможенном комитете. Ввозная таможенная пошлина составляет до трети от стоимости автомобиля. Стоит ли удивляться, что многие бизнесмены воспользовались льготой, не посчитав нужным соблюдать требования декрета? Грузовики ввозили на перепродажу, сдавали в аренду, пытались зарабатывать на грузоперевозках. Как видно, именно по этой причине действовал новый декрет недолго - с 1 июля 2012 года по 1 декабря 2013 года.
После того, как поток дешевых грузовиков в страну иссяк, самое время подвести итоги, выяснив, сколько транспортных средств ввезено не по назначению и какой урон это причинило стране. С такими вопросами "Ежедневник" обратился к начальнику отдела методологии таможенных платежей Государственного таможенного комитета Дмитрию Коваленко.
- Комментируя сложности работы на транспорте, ввезенном в Беларусь по декрету №6, грузоперевозчик сообщил о многочисленных нарушениях его коллег. Мол, и в Россию ездят, что строго запрещено, и по стране перевозки осуществляют, несмотря на обязанность работать исключительно по месту регистрации фирмы. Ведут ли таможенные органы контроль за такими "декретными" автомобилями?
- Автомобили, ввезенные по Декрету № 6, являются условно выпущенными, т.е. пользование и распоряжение такими транспортными средствами сопряжено с определенными ограничениями. Но ограничений относительно использования транспортных средств, ввезенных по декрету №6, и их привязки к конкретной территории не предусмотрено: автомобили могут быть использованы как в отдельной области, так и по всей республике, а так же за ее пределами. В числе запретов - отчуждение транспортного средства, ликвидация и перерегистрация предприятия на территории населенных пунктов, не являющихся средними, малыми городскими поселениями или сельской местностью.
- Каким образом и с какой частотой сотрудники вашего ведомства осуществляют таможенный контроль за субъектами хозяйствования, ввезшими грузовой автомобиль по декрету №6?
- Контроль производится на основании системы управления рисками - методологии, разработанной таможенными органами, в том числе с учетом информации, предоставляемой субъектами хозяйствования. В отношении товаров таможенный контроль осуществляется исходя из принципа выборочности объектов и форм такого контроля. Многое зависит от целесообразности и наличия достаточной и взвешенной информации.
- Какого рода эта информация?
- Самая разная. Она может быть получена в ходе аналитической работы таможен и от граждан, в том числе анонимных, заявивших о нецелевом использовании транспортных средств, ввезенных по декрету №6. К примеру, нам сообщают, что автомобиль, зарегистрированный в какой-то из областей Беларуси, работает в Минске, хотя, как отмечалось выше, использование транспортных средств по целевому назначению не предусматривает ограничений по территориальности. Согласно правилам, изложенным разработчиком декрета №6 - Минэкономики, на "декретном" транспорте позволяется выполнять любую работу, не противоречащую положениям декрета. Грузовик может простаивать, если так посчитает нужным компания, в уставный фонд которой он внесен.
Декрет не загоняет субъектов хозяйствования из малых населенных пунктов и сельской местности в жесткие рамки, его суть - дать людям работать, осуществлять предпринимательскую деятельность.
- Как выглядит проверка таможенных органов?
- Исходя из наличия информации и полученных предписаний, сотрудники соответствующих подразделений запрашивают у субъекта хозяйствования документы, подтверждающие правомерность использования предоставленной льготы, реже - выезжают на предприятие с целью осуществления проверки.
- Ведет ли ГТК учет количества грузовиков, ввезенных по декрету №6?
- Такой учетведется. "Декретные" автомобили являются объектами повышенного внимания и контроля, поскольку при их ввозе заявлялась льгота по уплате таможенных платежей.
Мы располагаем данными о количестве таких автомобилей, однако не вправе озвучивать цифру:
эти данные относятся к предмету специальной таможенной статистики и считаются конфиденциальными.
- А как насчет количества наказаний за неправомерное использование "декретных" автомобилей?
- Такие данные есть, но тоже закрыты. Статистика, касающаяся деятельности предприятий, которым предоставлена льгота, используется для принятия управленческих решений и мер реагирования, следовательно, не должна попасть к заинтересованным лицам. Это касается не только транспортных средств, ввезенных по декрету №6, но и иных товаров, в отношении которых применяются льготы.
- А может, причина в том, что по декрету №6 было ввезено слишком много грузовиков с нарушениями, о чем сегодня говорят представители автобизнеса?
- Вся информация о незаконном использовании таких автомобилей поступает в таможенные органы и отрабатывается. На ее основании формируются систематизированные подходы при выявлении рисков нарушения законодательства.
- Каким наказаниям подвергаются субъекты хозяйствования, которые используют "декретный" грузовик не по назначению?
- Наказание указано в декрете - это возврат таможенных платежей, от которых субъекта хозяйствования освободили. Причем возврат будет осуществляться с учетом пеней - со времени выпуска транспортного средства в республику и до факта нарушения либо момента его установления. Таким образом, предприятие, нарушение которого будет выявлено, скажем, в 2017 или 2018 году, выплатит значительную сумму. В этом случае величина пеней, рассчитываемых исходя из ставки рефинансирования, суммы, подлежащей уплате, и количества дней просрочки, будет сопоставима с размером таможенных платежей.
- Остались ли после внесения изменений в декрет №6 категории транспортных средств, на которые продолжает распространяться льгота, освобождающая от уплаты пошлины и НДС?
- В настоящее время положениями декрета освобождение от таможенных платежей не предусмотрено в отношении транспортных средств, за исключением отдельных товарных позиций в виде новых прицепов и техники промышленного назначения, используемой в аэропортах.
Фото: rul.by