Несмотря на крупные вливания бюджетных денег, на дополнительные и внеочередные финансирования, российские дороги полны ям и выбоин, что приводит к поломкам машин и ДТП. Именно по этой причине Замглавы министерства внутренних дел России считает, что за некачественное строительство дорог нужно ввести уголовную ответственность, поскольку оно является причиной смерти около 30 тыс. россиян ежегодно.
Посмотреть на отдельные города предлагает поратл "Амурпресс". По состоянию на 4 августа, 70% дорог Нижнего Новгорода было отремонтировано. Тем не менее, проверка прокуратуры показала наличие пресловутых ям и выбоин недопустимого размера, были обнаружены занижения и провалы обочин. В результате было направлено семь исков к администрации города.
Похожие истории возникают и в других российских городах. Например, в Кемерово, где дороги уже долгое время стоят без капитального ремонта, латаются дыры, и прокуратура занимается проверками дорожного покрытия. Или в Омской области, где прокуратура обнаружила дороги, разрушенные до такой степени, что водители объезжали ямы по неукрепленной обочине.
В Хабаровском крае тоже очень часто жалуются на качество дорог. Что говорить о регионах, если в столице можно без особого труда найти такие же ямы. Слишком часто прокуратуре приходится тратить свои силы и время не на расследование серьезных преступлений, а на обеспечение нормальной жизнедеятельности города.
Проблема в том, что власти, если и находят деньги на ремонт, то далеко не всегда контролируют работу подрядчиков и субподрядчиков. Ведь именно подрядчики совершают ошибки, нарушают строительные нормативы. В последнее время намечается тенденция к тому, что власти заставляют недобросовестных строителей переделывать дорожное покрытие в рамках подписанного договора. Для того, чтобы определить качество проделанных работ, существует экспертиза качества дорожного покрытия, которой занимаются дорожные лаборатории при ряде организаций. Такая экспертиза использует новейшее оборудование и современные методы исследования. В результате создается заключение, которое содержит ревизию ширины проезжей части и обочин, ровности, шероховатости поверхности, соразмерности свойств асфальтобетона требованиям технической документации и другие характеристики дорожного покрытия.
Качество российских дорог печально известно не только у нас, но и за рубежом.
Россия занимает по качеству дорог 136 место в мире из 144. Отчет о глобальной конкурентоспособности, подготовленный экспертами Всемирного экономического форума в 2013 году, оценивает российские дороги в 2,3 балла из 7.
Очевидно, что состояние дорог напрямую связано с объемами перевозок, и, следовательно, с уровнем развития экономики в стране. По этой причине России необходимо срочно поднимать дорожное строительство на новый качественный уровень. Несмотря на множество проблем в этой сфере, можно сказать, что ситуация с российскими дорогами за последний год стала лучше, особенно крупных административных центрах и на федеральных трассах.
Этим летом сразу две экспедиции отправились по российским просторам для того, чтобы не на словах, а на деле познакомиться с лучшими и худшими из них.
Лучшие дороги в России, как полагают участники автопробега "Экспедиция-2014", организованного межрегиональным общественным движением по развитию транспортной инфраструктуры "Убитые дороги" совместно с госкорпорацией "Росатом", - на Дальнем Востоке, в Сибири и на Кубани лучшими в России. Об этом пишет "Российская газета".
На всем пути следования участники экспедиции оценивают дороги с помощью уникальной экспериментальной машины "Кондор", принадлежащей госкорпорации. Специальная установка на автомобиле способна, не повреждая дорожную поверхность, определять структуру и качественные показатели дорожной одежды, а также сканировать геологию дороги на глубину до трех метров.
- После обследования вся информация с рентгеновского сканера и георадара поступает на экраны ноутбуков внутри машины, - поясняет научный сотрудник Иван Зайцев. - Потом мы ее отправляем в главный офис в Москве, а оттуда уже обработанные данные отсылаются в управления дорог, администрациям городов и другим заинтересованным органам. Точность такого измерения довольно высокая - уровень погрешности равен проценту.
Как выяснилось, группа проехала не только по федеральным, но и по региональным и муниципальным трассам, в итоге увеличив свой пробег на несколько тысяч километров.
- Мы предполагали, что проедем от Владивостока до Крыма 15 тысяч километров, но по факту наши мотоциклы прошли уже 17 тысяч километров, а автомобили - 19 тысяч, - рассказывает руководитель экспедиции, депутат Госдумы Александр Васильев. - Если говорить о стране, то федеральная дорожная сеть на Дальнем Востоке и в Сибири находится в лучшем состоянии, чем в Центральной России. Обусловлено это тем, что там дороги относительно новые и интенсивность движения автомобилей там ниже, чем в центральной части страны.
Он добавил, что также
в хорошем состоянии находятся дороги в тех регионах, где недавно проходили крупные международные события: во Владивостоке, Казани и Сочи.
Понятно, что есть и отрицательные оценки. Здесь путешественники выделяют автодорогу из Астрахани в Махачкалу. По их словам,
участок в 123 километра, отмеченный на карте как федеральная трасса, на самом деле с трудом напоминает дорогу - "повсюду пески и барханы".
Не самое лучше впечатление оставила и трасса от Кургана до Тюмени протяженностью около 200 километров. Из-за грунтовки ехать здесь пришлось на скорости пять - десять километров в час. Много проблем и в крупных городах. Обратили внимание и на то, что в Самаре есть дороги в сплошных ямах и выбоинах.
Понравились же исследователям трассы Северного Кавказа: они, по мнению специалистов, на хорошем уровне. В целом по Краснодарскому краю дороги также устроили путешественников.
Всего в рамках экспедиции дорожные замеры качества дорог проведены в 47 городах России. Результаты будут использованы при подготовке доклада руководству страны о состоянии дорожной сети Российской Федерации.
А вот участники экспедиции "Россия" худшей российской дорогой назвали трассу в Тюменской области. Судя по всему, речь идет об участке федеральной трассы Тюмень-Омск от Бердюжья до Ишима - именно эти места до такой степени потрясли известного блогера и путешественника Сергея Долю, что он оставил крайне нелестную запись в своем ЖЖ.
"Самая плохая дорога, которую я видел в своей жизни, находится на федеральной трассе Москва-Владивосток, на участке от деревни Бердюжье в сторону Ишима.
К сожалению, формат моего блога не позволяет использовать нецензурную лексику, а литературный язык не способен достойно описать состояние этой "поверхности". На 17 километрах пути колеи и выбоины сменяются щебнем и лужами, а груженые фуры со всей страны осваивают навыки фигурного вождения", - записал Доля. Путешественники отметили, что по этой дороге "фуры идут со скоростью всего 10 км в час".
При этом участники экспедиции сделали вывод, что трассы за Уралом в принципе "оставляют желать лучшего", хотя в европейской части страны дороги вполне нормальные, а Московскую область и вовсе можно назвать оазисом для автомобилиста.
Экспедиция "Россия" стартовала 8 июня в Астрахани, а финишировала 30 июля во Владивостоке. Участие в ней приняли 35 человек. Этот проект претендует на то, чтобы попасть в "Книгу рекордов Гиннесса" - на виртуальной карте страны путь экспедиции вычертил огромное слово "Россия", длина его составила 22 тысячи километров. Прежний рекорд принадлежит, по словам Доли, японцу - но его слово было длиной лишь 7 тысяч километров.
По материалам "Амурпресс", "Российской газеты", "URA.ru"
Фото: avtomaniya.com