Прошло больше месяца с того момента, как лесопромышленники стали обязаны использовать сопроводительные документы при транспортировке древесины. У всех участников данных отношений: лесопромышленников, владельцев льготной древесины, представителей контролирующих и управляющих органов в сфере лесного хозяйства накопились вопросы о реализации новых требований и работе в рамках 415-ФЗ. Руководитель Рабочей группы по реализации 415-ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП "Рослесинфорг" Александр Мариев ответил на самые распространенные.
Прошло больше месяца с того момента, как лесопромышленники стали обязаны использовать сопроводительные документы при транспортировке древесины, и более полугода, как действует запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. В конце 2013 года, а именно 28 декабря, Президентом был подписан крайне важный отраслевой закон: 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", кардинально меняющий отношение государства к учету древесины.
До этого времени Россия - крупнейшая лесная держава - на государственном уровне игнорировала рыночный оборот данного возобновляемого ресурса.
После того, как лесопользователь срубал древесину, она становилась, за редкими исключениями, собственностью арендатора, к которому государство не выдвигало никаких законодательных и нормативных требований. Подобными "удобными" обстоятельствами пользовались черные лесорубы, обеляющие незаконно заготовленную древесину сразу же после вывоза кругляка с делянки.
Ежегодный официально выявленный ущерб от их деятельности оценивается почти в 1 млн. кубометров. При этом только в 59% случаях правоохранительным органам удается выявить нарушителей.
Декабрьский закон позволил приступить к регулированию оборота древесины за пределами лесных участков. Государство начало вести учет прав собственности на древесину и переход права собственности - главным образом, сделки по ее покупке и продаже.
Благодаря 415-ФЗ древесина получила статус товарной продукции, имеющей своего собственника в каждый момент времени.
Так как подобная практика - новшество, на поэтапное внедрение всех норм закона потребуется порядка двух лет. Первые шаги уже предприняты. С 1 февраля 2014 года вступили в силу положения о Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), учитывающей древесину и сделки с ней. Сейчас, на начальном этапе, в системе содержится информация о правах пользования лесными участками. Также с этого момента вводится запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. Стоит отметить, что данная норма не подразумевает административной ответственности, так как сама возможность перепродажи подобного товара, интересная для посредников, будет исключена с введением в действие декларирования сделок с древесиной. Не так давно, с 1 июля 2014 года вступило в силу положение и о наличии обязательного сопроводительного документа при транспортировке заготовленной древесины.
Следующий этап внедрения закона в действие запланирован на 1 января 2015 года и предполагает под собой: проведение обязательного учета всей срубленной древесины, поштучную маркировку дуба, бука и ясеня при поставках за рубеж, а также возможность подачи лесной декларации и отчета об использовании лесов в электронном виде. Со второго полугодия, а именно с 1 июля 2015 года все продавцы и покупатели древесины будут обязаны декларировать свои сделки с древесиной. Ответственность за нарушение перечисленных норм, часть из которых уже введена в применение, начинает действовать спустя шесть месяцев после вступления этих норм в силу. Промежуток в полугодие предусмотрен на то, чтобы предприниматели, работники лесного хозяйства и представители контролирующих органов успели адаптироваться к новому порядку.
Действие норм уточнено в подзаконных нормативных правовых актах, подготовленных Рослесхозом, Минприроды России, и утвержденных Правительством РФ. На сегодняшний день Председателем Правительства подписаны Распоряжение № 1047-р о видах древесины, на которые распространяются требования главы 2.2. Лесного кодекса РФ (Транспортировка древесины и учет сделок с ней) и Постановление № 571 о сопроводительном документе на транспортировку древесины. К 1 января 2015 года, со вступлением в силу следующей группы норм Правительством РФ будут приняты и очередные Постановления Правительства.
В настоящий момент рабочей группой по реализации № 415 - ФЗ ведется работа по уточнению порядков эксплуатации и предоставления информации в систему ЕГАИС и из нее. Кроме того, утверждается сама форма предоставления данных и порядок взаимодействия с иными информационными системами.
Также запланировано принятие порядков учета древесины и маркировки древесины ценных пород. При создании порядка учета, уже направленного на согласование в федеральные исполнительные органы власти, вносились предложения и замечания представителей бизнес-сообщества, принявших участие в открытых общественных обсуждениях документа на сайте regulation.gov.ru. В настоящий момент у отраслевых экспертов существует возможность внести свою лепту в создание: перечня информации о маркировке ценных пород древесины и перечня информации для сетей общего пользования и открытых данных (ЕГАИС); порядка хранения, реализации и утилизации изъятой и конфискованной древесины, порядка расхода и учета субвенций, предусмотренных на реализацию полномочий по учету древесины, а также согласовать форму и порядок представления деклараций о сделках. Любой гражданин РФ может принять участие в формировании подзаконных нормативных правовых актов по 415-ФЗ. Процесс подготовки документов проходит открыто и все замечания авторов рассматриваются.
Руководитель Рабочей группы по реализации 415-ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП "Рослесинфорг" Александр Мариев ответил на самые распространенные вопросы представителей бизнеса и органов управления и контроля в сфере лесных отношений.
- Что в первую очередь регулирует 415-ФЗ?
- Ключевая идея закона - регулирование сделок с древесиной, вопросы собственности на древесину и ее переход, а не ее транспортировку. Это нужно понять и принять. В рамках этого закона, государству, в первую очередь, необходимо собрать достоверную информацию о том, кто является собственником древесины на каждом этапе ее оборота - от лесного участка до переработки или вывоза из Российской Федерации.
- Что за древесина попадает под действие закона?
- Действие закона распространяется на необработанную древесину из списка Распоряжения Правительства. Перечень ограниченный, в нем указаны всего четыре вида: баланс, пиловочник, фанкряж, дрова. Сам перечень соответствует категориям ОКПД2 в части необработанной древесины.
- Какие данные содержаться в ЕГАИС?
- В систему включены права пользования лесными участками и декларации о сделках, что позволяет отследить путь древесины с лесного участка до места переработки или экспорта. В ЕГАИС мы сможем открыть информацию о любой сделке и построить цепочку происхождения древесины до одного или нескольких лесных участков, на котором она была заготовлена. Таким образом, внесение в систему данных о происхождении - обязательно. ЕГАИС, как и системы добровольной сертификации FSC и PEFC, собирает данные о происхождении древесины. Цепочка происхождения, выстраиваемая в ЕГАИС, - это официальные сведения, подтвержденные на государственном уровне.
- Кому будет доступна информация из ЕГАИС о происхождении древесины?
- Материалы из системы будут доступны лесным инспекторам, сотрудникам МВД и ФТС. Хочу отметить, что мы часто недооцениваем гражданское общество, полагая, что оно не желает вникать в отраслевые вопросы. Но общественные и природоохранные организации, а также региональные и муниципальные власти заинтересованы в получении этой информации. Поэтому она будет открыта и для них. Чуть позже появится возможность ввести в системе ИНН или название компании и увидеть ее права пользования лесными участками и количество заготовленной и купленной древесины. Также эта информация будет доступна для покупателей древесины, в том числе для импортеров.
- Какие документы вводятся в оборот 415-ФЗ?
- В рамках закона появляются два документа: декларация о сделке и сопроводительный документ. Декларация о сделке подается в электронном виде (до конца 2015 года для таможенных органов есть исключение - РЛВ), а сопроводительный документ - существует только в бумажном формате. Последний прост для заполнения - он является неким аналогом транспортной накладной, уже давно добровольно применяемой перевозчиками. Декларация о сделке или отчет об использовании лесов, который готовится самостоятельно перерабатывающими древесину предпринимателями, позволяет нам получать информацию о собственнике древесины и о том, на основании какого права он этим собственником является. Стоит отметить, что декларация о сделке подразумевает под собой не только декларирование древесины, но и ежемесячный отчет по декларируемым объемам в рамках данного электронного документа. Даже в случае отсутствия перехода права собственности отчет должен быть заполнен. В такой ситуации продавец должен указать цифру "ноль" по итогам месяца.
- Нужен ли сопроводительный документ при перевозке древесины ж/д и водными видами транспорта?
- Да.
Требования по наличию сопроводительного документа распространяются на все виды транспорта.
Даже если самолетом будете перевозить. При этом текущая документация, требуемая, к примеру, РЖД также действует. Тоже касается и внутренних документов предпринимателей - их никто не отменяет. Компания вправе действовать по своим внутренним распорядкам, но включив в них сопроводительный документ и декларацию. Сопроводительный документ должен быть для каждой партии транспортируемой древесины в обязательном порядке.
- Необходим ли сопроводительный документ при внутренних перевозках лесоматериалов, к примеру, с нижнего склада на верхний?
- Мы не регулируем производственные перевозки по территории предприятия. Предприниматель сам решает, как организовать свою внутреннюю работу. Но, совершая перевозку с верхнего на нижний склад, вы формируете транспортируемую партию древесины, и лесной инспектор или сотрудник ГИБДД вправе потребовать сопроводительный документ на транспортируемый лесоматериал.
- Как правильно оформить сопроводительный документ в части указания породы сортимента?
- Ответ на этот вопрос можно найти в Распоряжении Правительства 1047р от 13 июня 2014 года, утверждающего виды древесины, на которые распространяется действие Лесного кодекса в рамках 415 - ФЗ. К примеру, 02.20.11.122 - бревна еловые для лущения, то есть еловый фанкряж. Эти названия, коды и должны быть использованы, как в декларации о сделке, так и в сопроводительном документе.
- Минприроды России готовит приказ о видовом и сортиментном составе древесины. Какие могут быть последствия и что указывать лесопромышленникам в сопроводительном документе в пункте 11?
- Ситуация следующая. Распоряжение о видах древесины вышло первым, и оно определило сферу действия закона. В приказе Минприроды России о видовом (породном) и сортиментном составе эти виды древесины будут просто повторены. На сайте Рослесхоза вы можете с ним ознакомиться и увидеть, что он полностью дублирует названия из ОКПД2.
Мы, конечно, настаивали на отраслевой устоявшейся терминологии, но Минэкономразвития нас не поддержало, хотя и пошло навстречу, предложив внести в 2015 году в свой ведомственный приказ привычные нам отраслевые наименования сортиментов в ОКПД2. До вступления изменений в действие необходимо руководствоваться Распоряжением Правительства о видах древесины.
- Кто владеет правом подписи сопроводительного документа?
- Форма и правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины утверждены Постановлением Правительства № 571 от 21 июня 2014 года. Подчеркну, что сопроводительный документ заполняется и подписывается собственником древесины. Поэтому арендатор, у которогона лесном участке работает подрядчик, все равно должен передать право собственности на заготовленную древесину - задекларировать сделку, учесть древесину до ее вывозки с лесного участка и отчитаться о перешедших от него другому собственнику сортиментах и их объемах на ежемесячной основе. Если же собственник не присутствует на лесном участке, тогда документ должен быть заполнен уполномоченным собственником лицом.
- В каком случае должна быть заполнена седьмая строка сопроводительного документа?
- В строке или же в пункте семь содержится самая главная информация. Данный пункт заполняется с 1 июля 2015 года.
В будущем, после вступления пункта в силу, согласно Постановлению Правительства, ИНН собственника и номер декларации сделки появятся в ЕГАИС и будут доступны представителям таможни, МВД и лесным инспекторам. Перечисленные данные позволят им увязать собственника с конкретной партией древесины. Они будут знать собственника древесины на каждом этапе ее оборота.
- Распространяются ли нормы 415-ФЗ на заготовителя, самостоятельно перерабатывающего получаемое сырье?
- В случае отсутствия сделки, предполагающей изменение права владения товаром, собственник действует в рамках норм действующего Лесного кодекса. Если предприниматель ведет заготовку в своей арендной базе - к нему нет дополнительных требований, кроме оформления сопроводительного документа и уже действующих лесных норм. Как только возникает передача права собственности - состоялась сделка по продаже древесины - стороны обязаны действовать в рамках 415-ФЗ.
Товарно-денежные отношения - это решающие отношения. Если до вступления закона в силу незаконно срубить, а потом продать такую древесину не представляло большого труда, то сейчас это будет сложнее. Покупатель обязан отчитаться в том, у кого он купил эту древесину. Если у продавца отсутствуют первичные права пользования, то эта древесина не может быть продана в существенных объемах - это главный элемент борьбы с незаконными рубками. Нет мотивации вести незаконную заготовку, так как продать такую древесину сложно - в этом суть данного закона.
- В какие сроки необходимо подать декларацию о сделке?
- Декларация подается в течение пяти дней с момента заключения сделки.
Можно и быстрее, в день продажи, но не менее, чем за сутки до перевозки. Важно, чтобы сделка была как можно быстрее привязана к собственнику. Он сам в этом заинтересован, это пригодится ему на дороге. В сопроводительном документе есть пункт 7 - отсылка к декларации. Повторю, что органы, контролирующие передвижение древесины будут смотреть именно на него. В этом пункте указываются данные предпринимателя, его ИНН и номер задекларированной сделки.
- Какие операции войдут в порядок учета древесины?
- Сейчас проект Постановления Правительства, с которым до конца августа можно ознакомиться на сайте regulation.gov.ru содержит в себе требования по определению: объема древесины,породного и сортиментного состава и оформления результатов учета древесины. Эти же показатели указываются в сопроводительном документе: измерили - внесли.
- Придется ли лесопромышленникам отказаться от привычных методов учета древесины?
- Бизнес принял активное участие в подготовке проекта порядка учета. Было много споров, ведь у каждого лесопромышленника свой метод работы. Можно сказать, что в данном случае учет - это синоним слову деньги, и каждый предприниматель, априори заинтересованный в коммерческой выгоде, заинтересован в точном учете. В связи с этим мы сделали систему учета рамочной, позволяющей использовать обширный спектр различных вариантов.
В целом, итогом достоверности учета древесины мы сделали точность этого учета. На малые партии до 400 кубометров поставили 8%, на большие свыше 400 кубометров - 5%. Это не запредельная точность. Мы знаем, что в договорах предприниматели ставят точность даже в 2%.
- При натурной таксации выявляется несоответствие количественного и породного состава древесины на корню. Если будут подаваться реальные данные, в декларации появится расхождение с информацией из проекта освоения лесов. Как лесопромышленнику действовать в такой ситуации?
- Во-первых, лесная декларация и декларация о сделках с древесиной - разные вещи и мы не предполагали, по крайней мере сейчас, что данные из них будут сходиться. Во-вторых, везде следует указывать фактические данные. Судебные решения в пользу предпринимателей в части реальных объемов уже есть. Внесение заведомо ложных данных в ЕГАИС может стать причиной административного наказания.
- Как будут выявляться факты отчуждения древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд?
- В России ежегодно заготавливается около 190 млн. кубометров древесины, из них почти 19 млн. кубометров, или же 10%, приходится на древесину для собственных нужд граждан. Обращу внимание на то, что в Лесном кодексе всегда была записана норма, указывающая, что изначально эта древесина для собственных нужд граждан, но де-факто она уходила на рынок. Да, она заготавливалась легитимно, но государство не давало гражданам права пускать ее в коммерческий оборот. Так права на древесину, заготавливаемую для собственных нужд, не могут быть основанием для регистрации сделки с древесиной в ЕГАИС. Таким образом, посредник, купивший такую древесину у многих ее собственников, не сможет продать ее, так как не сможет легитимно, с декларированием сделки, передать права собственности покупателю.
- Если с рынка исчезнет 19 млн кубометров древесины, не возникнет ли дефицита сырья?
- На этот счет есть Поручение Президента. С федеральными министерствами сейчас согласуется законопроект о заключении однолетних договоров купли-продажи. Эта норма действовала до 2009 года. У предпринимателя, работающего на таком однолетнем участке, не будет обязательств по воспроизводству лесов, и то, что он вырубит, ляжет в части воспроизводства на плечи государства. Разрешить эту ситуацию можно за счет формирования стартовой цены лота в этой купле-продаже путем включения в нее затрат на воспроизводство, рассчитанных органами исполнительнойвласти субъекта. То есть, когда с 1 июля 2015 года вступит в силу требование о декларировании сделок, и 19 млн. кубометров уйдут с рынка, то к этому моменту у малого и среднего бизнеса появится новая возможность взять на законных основаниях делянку на однолетний период.
- Как будет проходить маркировка на экспорт дуба, бука и ясеня?
- Планируется, что маркировка ценных пород древесины будет проводиться поштучно и как минимум за сутки до момента ее вывоза с территории Российской Федерации. Ознакомившись с опытом других стран, мы решили сделать максимально простую маркировку, без каких-то специальных технических средств. В настоящий момент документ по маркировке проходит согласование в Правительстве.
- Как принять участие в обсуждении разрабатываемых подзаконно-нормативных актов?
- Многие подзаконные акты находятся в стадии подготовки и любой желающий может принять участие в их доработке, оставив свой отзыв на сайте regulation.gov.ru. Любые предложения и замечания - приветствуются. Нам важен опыт отраслевиков, и мы уверены, чем больше людей примет участие в обсуждении документов, тем проще им самим будет работать в будущем. Сейчас мы проводим серию совещаний по 415-ФЗ в нескольких федеральных округах. В начале следующего года, после вступления в силу положений от 1 января 2015 года, мы повторим эту практику. После, на уровне субъектов, консультации уже будут проводить департаменты лесного хозяйства по федеральным округам.
Мы готовы к диалогу по закону со всеми заинтересованными сторонами. Нам очень важно, чтобы этот закон был удобным для исполнения. В случае, если декларирование сделок с древесиной будет успешным, и мы накопим положительную правоприменительную практику по 415-ФЗ, то в будущем сможем выйти с законодательной инициативой по развитию новых экономических отношений между государством и бизнесом, организовав платежи за пользование лесами по факту заготовки древесины. Это бы позволило избежать ситуаций, возникших в кризисные 2008-2009 года, когда объемы заготовки сокращались, но арендаторы были вынуждены платить на основе негибкого административного государственного расчета за ежегодный допустимый объем пользования - в эти годы накопилась большая кредиторская задолженность арендаторов перед бюджетами всех уровней.
В идеале, 415-ФЗ должен стать основой для эволюционного перехода лесного хозяйства Российской Федерации в рыночную систему отношений. Интенсификация лесопользования может стать реальной при появлении платежей по факту заготовки, как нормы закона. Но к реализации этих смелых идей мы сможем приступить, после внедрения всех норм 415-ФЗ. Без них мечты предпринимателей о платежах по факту заготовки древесины и об интенсификации лесопользования могут на многие годы остаться лишь мечтами.
Фото: myfta.ru