На всем своем протяжении автомобильная дорога М-55 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ, помимо побережья озера Байкал, проходит через живописные места, одним из которых является участок с 413-го по 419-й км - перевал Мандрик. Здесь трасса М-55 идет на крутой подъем и закрытый поворот. Частенько эту возвышенность укрывает туман. Дорога очень сложная, опасная. Зато когда поднимаешься на перевал, то открывается прекрасный пейзаж, который вызывает восторг у всех проезжающих по этой дороге.
Около полувека назад автодорога была введена в эксплуатацию в том плановом пролегании, в котором по ней осуществляется движение автотранспорта и сегодня. Существовавшая до этого старая, узкая дорога с разъездами для встречных машин, проходившая по краю горы, осталась лишь для пеших прогулок туристов, желающих обозреть красоту гор и реки Селенги.
Однако за прошедшие десятилетия эксплуатации "новая" дорога перестала удовлетворять нуждам возросшей интенсивности движения транспорта. И в 2013 году заказчиком - ФКУ Упрдор "Южный Байкал" было принято решение о проведении проектно-изыскательских работ по ремонту покрытия и устройству дополнительных полос на подъем (для движения грузового транспорта) на участке автомобильной дороге М-55 "Байкал" км 413 - км 419.
Проектное решение
Конкурс на разработку проектной документации выиграло ООО "СибпроектНИИ". Годом ранее по проекту ООО "СибпроектНИИ" на автодороге М-55 "Байкал", но уже в Иркутской области, где заказчиком является ФКУ Упрдор "Прибайкалье", на участках км 32 - км 34 и км 39 - км 42 были также устроены дополнительные полосы на подъем. Как показал двухлетний опыт эксплуатации дороги на данных участках, зимой в период снегопадов движение автотранспорта в условиях существующих больших уклонов и малых радиусов в плане не прерывалось. Недорогое, но практичное решение для бесперебойного движения транспорта было признано Росавтодором успешным. И это дало старт для дальнейших аналогичных работ по федеральной автомобильной дороге Иркутск - Улан-Удэ.
Инженерами ООО "СибпроектНИИ" в сентября 2013 года была разработана проектная документация по устройству дополнительных полос на автодороге М-55 "Байкал" в Республике Бурятия, включая участок через перевал Мандрик - км 413+000 - км 419+000. В мае 2014 года под руководством заказчика - ФКУ Упрдор "Южный Байкал" подрядная организация ООО "Сибстроймеханизация Механизированная колонна №184" приступила к выполнению ремонтных работ.
Специалистам подрядной организации предстояло выполнить удлинение водопропускных труб с их ремонтом, произвести расширение земляного полотна с планировкой откосов, на устраиваемых дополнительных полосах сделать основание из щебеночно-песчаной смеси. После выполнения данных работ, в августе подрядчик приступил к укладке выравнивающего слоя покрытия и устройству нижнего слоя покрытия на дополнительной полосе. Впереди у ООО "Сибстроймеханизация Механизированная колонна №184" работы по устройству верхнего слоя покрытия, досыпке обочин, установке барьерного ограждения, дорожных знаков и нанесению разметки.
Богатый опыт "СибпроектНИИ"
В процессе реализации данного проекта специалисты проектировщика - ООО "СибпроектНИИ" осуществляют авторский надзор за ремонтными работами. В ходе надзора проверяется соответствие фактически выполняемых работ проектным, решаются вопросы, возникающие при производстве работ. Отличительной особенностью ООО "СибпроектНИИ" является то, что многие специалисты имеют за плечами опыт работы в подрядных организациях. Богатый опыт работы позволяет смотреть на проблемы, возникающие при производстве, как со стороны проектировщика, так и со стороны подрядчика, что позволяет принять оптимально верное решение.
Осуществляя свою деятельность, ООО "СибпроектНИИ" состоит в некоммерческом партнерстве "БайкалРегионПроект", некоммерческом партнерстве содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация инженерные изыскания в строительстве" и некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона". Выполнение всех требований и рекомендаций СРО является залогом успешной и продуктивной работы.
Предприятие выполняет проектно-изыскательские работы по федеральным, территориальным автодорогам и городским улицам Республики Бурятия, в Иркутской области, Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия) и Магаданской области. Большинство спроектированных объектов уже реализовано, и пользователи могут оценить проведенную работу. Например, для ФКУ Упрдор "Южный Байкал" осуществлен капитальный ремонт водопропускных труб, ремонт путепровода и моста, объектов комплексного обустройства федеральных автомобильных дорог Улан-Удэ - Кяхта, устройство перильного ограждения в населенном пункте Иволгинск. Ждут своей реализации проекты обустройства по автодороге М-55 "Байкал" (н.п. Сотниково, н.п. Саянтуй, н.п. Сибирь) и по автодороге А-333 Култук - Монды - граница с Монголией (н.п. Жемчуг, н.п. Зун-Мурино, н. п. Торы, н.п. Туран, н.п. Шулуты).
Повышение безопасности движения
Стоит отметить, что ФКУ Упрдор "Южный Байкал" за последние пять лет проведена огромная работа для повышения безопасности дорожного движения, по приведению федеральных дорог, проходящих через населенные пункты, в нормативное состояние - устраивается искусственное электроосвещение, устанавливается барьерное ограждение, препятствующее выходу пешеходов на проезжую часть, устраиваются тротуары, ликвидируются несанкционированные съезды.
Результатом же проведенных строительно-монтажных работ на участке км 413 - км 419 дороги М-55 "Байкал" станет автодорога с отремонтированным покрытием, устроенными дополнительными полосами на подъем, которые позволят снизить аварийность дорожного движения, обеспечить беспрепятственный проезд в условиях снегопадов.
Также хотелось бы обратить внимание водителей, что
движение грузового транспорта по левой полосе в сторону подъема будет запрещено.
Повышение культуры вождения автомобилистами путем соблюдения правил дорожного движения и уважения к другим участникам движения является необходимой составляющей, наряду с проводимыми дорожными работами, приводящей к снижению аварийности на дорогах.
В то же время после пяти лет эксплуатации отремонтированной автомобильной дороги следует вернуться к разработке проектной документации реконструкции "старой" забытой дороги, проходящей по краю горы вдоль Транссибирской железной дороги.
Существующая сегодня автодорога на перевале Мандрик имеет протяженность 8,5 км, в то время как "старая" дорога насчитывает всего 2,6 км.
Сокращение трассы почти на 6 км приведет к значительному экономическому эффекту (снижение расхода топлива, сокращение времени в пути и т.д.), позволит снизить аварийность, так как показатели плана и продольного профиля будут приведены к нормативным, соответствующим безопасности дорожного движения. Кроме того, снизятся затраты на эксплуатацию дороги, которые можно будет перенаправить на другие требующие кардинального решения участки федеральных дорог.
Работы по устройству дополнительных полос на федеральной дороге в Республике Бурятия продолжаются и на других участках.
Фото: panoramio.com