Дорогу, которая должна связать трассы М-51 "Байкал" и Омск - Тюмень, в этом году точно не достроят. Это видно даже невооруженным глазом. Снова в центре внимания западный обход города Омска. События, связанные с первым уголовным делом в отношении генерального директора НПО "Мостовик" Олегом Шишовым, пролили свет на причины, по которым срок сдачи этого объекта переносился, а теперь и вовсе оказалось под знаком вопроса само завершение объекта.
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что Шишов, а также пока неустановленные сотрудники казенного учреждения "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" и правительства Омской области подозреваются в мошенничестве и превышении должностных обязанностей в рамках госконтракта на строительство окружной дороги Федоровка - Александровка (Западный обход). Сумма ущерба - более 525 млн рублей. Изначально планировалось, что участок окружной дороги будет сдан в июле, но по решению арбитражного суда срок пролонгировали до конца октября. Однако сказать с уверенностью, что Западный обход будет сдан именно к этому времени, невозможно. Первыми открыто об этом заговорили, как ни странно, в Управлении ГИБДД по Омской области. Буквально накануне объявления о возбуждении уголовного дела сотрудники ведомства собрали журналистов на брифинг, чтобы рассказать, с какими проблемами им и автомобилистам приходится сталкиваться на этом участке. И заявили, что, скорее всего, зимовать нам придется с недостроенным Западным обходом.
Корреспонденты РИА "Омск-Информ" решили выехать непосредственно на объект, чтобы увидеть собственными глазами, на каком этапе находится строительство. Поездка оставила удручающее впечатление.
По проекту, новая дорога длиной 18,6 километра должна связать автотрассу федерального значения 1Р402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск с автодорогой федерального значения М-51 "Байкал". Западный обход пересекает трассу М-51, Транссибирскую железнодорожную магистраль и речку Камышловку. В обход входят два путепровода и мост. Развязка с дорогой М-51 "Байкал" выполняется по типу клеверного листа, что должно позволить пересекать дороги на разных уровнях без светофоров и без пробок. Стоимость государственного контракта, заключенного между "Управлением дорожного хозяйства Омской области" и ООО "НПО"Мостовик", составляет 1 млрд 795 млн рублей.
Участок возле путепровода через железную дорогу в районе станции Петрушенко
Согласно данным, предоставленным министерством развития транспортного комплекса Омской области, готовность путепровода через железную дорогу составляет 85%. Нашему взору предстал возведенный остов путепровода, без насыпей и спусков. Из техники - только экскаватор с виброплитой, который неспешно трамбует песок и выравнивает поверхность. Экскаваторщик неохотно делится секретами технологии.
- Я в настоящее время занимаюсь трамбовкой грунта. Вначале мы отсыпаем глиной, затем грунтом, после этого трамбую. Когда заканчиваю трамбовку, прицепляю ковш, загружаю КамАЗы грунтом из карьера, расположенного рядом. О сроках не знаю, ничего сказать не могу, - говорит сотрудник ДРСУ № 6 Виталий, отказавшийся называть фамилию.
Кроме Виталия, в радиусе нескольких километров ни души, съезд с путепровода в сторону трассы М-51 уже успел зарасти сорняками и подсолнухами. Живости картине добавили подъехавшие к путепроводу представители руководства строительного управления. Стремительно оглядев картину и дав несколько ценных указаний по телефону и экскаваторщику, они также стремительно исчезли в облаке пыли, бросив напоследок, что говорить о подъеме насыпи в этом году затруднительно.
Мы поймали себя на мысли, что на этом участке можно снимать вестерны - скудная растительность, отсутствие людей, кругом песок. Последнего, по данным областного Минтранса, было завезено на объект более 47 тыс. тонн.
Участок автомобильной дороги между путепроводом и трассой М-51
По совету представителей ДРСУ мы доехали до участка автомобильной дороги, ведущей до трассы М-51. Здесь оказалось оживленней, чем на путепроводе. Несколько единиц техники выравнивают щебень, вдоль по обочине проносятся груженые КамАЗы. На этом участке работы ведет "Омскавтодор", с представителем субподрядной организации нам удалось поговорить. Как и экскаваторщик Виталий, он попросил не называть его, а на все острые вопросы отвечал загадочной улыбкой. Особенно загадочной улыбка стала, когда возник вопрос о сроках сдачи дороги. Он рассказал, что сейчас работы ведутся на 6 километрах, укладывается песок, первый и второй слой, щебень, присыпаются обочины. Работают 12 самосвалов, 2 грейдера, 2 катка и 30 человек рабочей силы.
Как пояснили в министерстве транспорта, готовность всей автомобильной дороги на данный момент составляет чуть более 20%. Из других официальных данных - возведение земляного полотна выполнено в полном объеме, подстилающий слой основания из песка уложен на протяжении 4,23 километра, нижний слой из щебня - на 1,3 километра, верхний слой - на протяжении одного километра. Получается, что к самому последнему слою из асфальта готов только 1 км. Из 18,5 километра запланированных.
Путепровод через автомобильную дорогу М-51 "Байкал"
Самый сложный участок, который предполагает многоуровневую развязку со спусками общей протяженностью 4 километра. Как признавались сами сотрудники "Мостовика",
таких интересных в инженерном отношении дорог в Омской области давно не строили.
По плану, 8 съездов без светофоров позволят автомобилистам безопасно пересекать 2 федеральные дороги. Сейчас на подступах к ней расширяют трассу - вместо 2 полос здесь будет 4. Сам путепровод, опять же по данным министерства, готов на 81%. Ведется устройство подстилающего слоя из песка на 450 кв. метрах, устройство основания из щебня - на 2164 кв. метрах, на таком же участке проводятся работы по укладке основания из черного щебня.
Этот участок окружной дороги начали строить с весны 2013 года. Работали действительно ударно. Уже к холодам были сделаны насыпи по обеим сторонам от федеральной трассы и построен сам путепровод. Если взобраться на него, то картина выглядит следующей: одна часть моста уже забетонирована, другая подготовлена к проведению данных работ, осталась лишь соединить "тело" путепровода с насыпью в сторону Федоровки (разрыв меньше метра). Плюс укрепить все насыпи и заасфальтировать сам путепровод и съезды с него. В общем, те 525 млн рублей, которые бесследно исчезли на счетах НПО "Мостовик", позволили бы завершить работы в срок - по первоначальному варианту контракта Западный обход должны были сдать 7 июля 2014 года.
Добавим, что
на данный момент готовность всего Западного обхода оценивается в 40,6%,
а самым законченным участком считается мост через реку Камышловку. И еще немного цифр - с начала работ на обходе было выполнено работ на сумму около 745 млн рублей. Причем с начала года - всего на 23 миллиона, а в августе - всего на 7 миллионов. Такая тенденция, как и загадочная улыбка нашего вышеупомянутого собеседника, говорит сама за себя. Между тем по насыпи в районе путепровода через трассу М-51 "Байкал" уже вовсю ездят машины, в том числе груженые фуры. Но до этого, как и до самого Западного обхода, властям, похоже, нет никакого дела.
Фото: Светлана Саликова, Николай Шпак, Сергей Энквист