Уже на протяжении 17 месяцев задача доставки грузов в Москву представляет собой настоящую головоломку для транспортных компаний: нужно не только продумать оптимальное время доставки, но и просчитать, где и когда водители смогут оставить большегруз на стоянке - с этим в окрестностях МКАД до сих пор серьезные проблемы. Все из-за запрета на движение фур по кольцевой в дневное время (с 06.00 до 22.00). А в дачный сезон запрет длится и вовсе до полуночи.
Выигрыш в скорости
Скорость движения потока на МКАД выросла ненамного - на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, как отмечают в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД), количество грузовиков в дневные часы на кольцевой не уменьшилось: в сутки на МКАД выезжает, как и раньше, в среднем по 17 тыс. большегрузов.
Причем положительной динамики не наблюдалось с первого дня введения запрета. Согласно замерам аналитических компаний в марте, среднесуточная скорость движения по кольцевой дороге сохранилась на прежнем низком уровне. В частности, такие выводы были сделаны на основе информации от компаний "Геолайф" и "Яндекс", которые используют данные спутникового мониторинга движения.
Согласно показаниям "Геолайфа", который сравнил ситуацию на МКАД в течение трех произвольных дней после запрета и того же периода годом ранее, в два из трех дней движение было хуже, чем в прошлом году, и только в третий день был незначительный прирост скорости в дневное время. По данным "Яндекса", первая неделя запрета показала, что в утренние часы пик и вечером транспортная ситуация на МКАД почти не изменилась, но в районе полудня пробки на кольцевой стали меньше.
В правительстве считают, что даже незначительное улучшение на магистрали сказывается положительным образом на общей транспортной пропускаемости дорог столицы. "На магистрали стабилизируется дорожная ситуация, постепенно сокращается время в пути для автомобилистов. Кроме того,
увеличение скорости экономит городу около полумиллиарда рублей в год.
В свою очередь, для перевозчиков создаются альтернативные пути движения, например за счет проекта реконструкции ЦКАД, которая призвана стать значимой грузовой артерией Московской области", -отметил заместитель руководителя ЦОДД Александр Поляков.
Проигрыш в деньгах
Между тем введение для фур особого режима движения на МКАД увеличило несколько статей расходов на логистику. Так, владельцы складов, расположенных в 10-километровой зоне от МКАД, подняли арендные ставки в среднем на 10-15% - это было связано с отказом многих компаний разгружать автомобили рядом с кольцевой.
Кроме того, водители большегрузов в попытках переждать запретные часы заезжали в спальные районы населенных пунктов Подмосковья. Фур там стало столько, что из-за них движение было практически парализовано. Со временем грузовики стали заезжать и в спальные районы Москвы, сопряженные с МКАД. В декабре 2013 года департамент транспорта совместно с МВД провели рейды по жилым кварталам в целях выявления незаконно припаркованных грузовиков. Количество припаркованных фур убавилось, но проблему рейды полностью не решили.
Власти Москвы пытаются решить проблему в том числе и путем введения новых парковок для фур, которых на текущий момент в столице и области более полутора сотен. С лета на ресурсах "Яндекс.Карты" и "Яндекс.Навигатор" заработал сервис по поиску стоянок. Это позволяет водителям грузовых автомобилей планировать свои поездки с учетом близлежащих стоянок. Ресурс доступен в приложениях мобильных устройств c операционными системами IOS и Android.
Одновременно власти столицы постоянно повышали штрафы за выезд на МКАД в запрещенные часы. Если в первые месяцы действия запрета ряд компаний закладывали суммы штрафов в расходы на доставку (изначально штрафовали на 300 руб.), то после увеличения штрафа до 5 тыс. руб. сделать это стало проблематично: проезд под несколькими камерами мог довести общую сумму штрафа чуть ли не до шестизначной цифры.
По статистике, ежедневно нарушителям режима камеры выписывают до 10 тыс. штрафов.
Единственный способ проехать по МКАД на 12-тонной машине в дневные часы легально - оформить специальное разрешение. Однако перевозчикам все чаще отказывают в документе. Так, за полгода ЦОДД отказал в выдаче порядка 137 тыс. пропусков. Таким образом, на один выданный водителям фур пропуск приходится в среднем 3,5 отказа. Еще около тысячи выданных разрешений было аннулировано из-за систематических нарушений правил дорожного движения.
Фото: romir.ru