Что происходит с транспортными предприятиями, которые еще вчера доставляли импортные продукты до российского потребителя? Что происходит с таможенно-логистическими терминалами и складами, через которые проходили эти товары? Центр Деловой Информации попытался разобраться, как сказались санкции на работе псковского бизнеса, связанного с автомобильными грузопервозками и логистикой.
Тема грузоперевозок в России всегда была и будет востребованной. Во-первых, страна мы не маленькая, обладаем внушительной географией и не менее внушительной протяженностью дорог. Во-вторых, в силу природно-климатических и, чего греха таить, экономических условий, мы, так или иначе, плотно зависим от импортных товаров.
Да, сейчас много говорят об импортозамещении, и тут, как говорится, дай бог, вопрос лишь один - когда? Кроме того, как ни крути, а весь ассортимент тех же продуктов питания своими силами покрыть у нас просто не получится. Сложно представить местных фермеров, выращивающих мандарины или оливковые деревья. Про отечественный автопром и текстиль мы просто деликатно промолчим.
Немудрено, что веденный запрет на поставки продуктов питания из стран ЕС уже начал сказываться на ассортименте магазинов, а главное, ценах. И мы так увлеклись ажиотажем вокруг прилавков, что забыли о тех транспортных предприятиях, которые раньше доставляли эти продукты до российского потребителя, атакже о таможенно-логистических терминалах и складах, через которые они проходили. Центр Деловой Информации попытался разобраться, как сказались санкции на работе псковского бизнеса, связанного с логистикой.
Отрасль лихорадит
Сегодня развитие рынка грузоперевозок в большей степени зависит от внешних факторов, чем от внутренних процессов, уверяют эксперты, поэтому введение санкций прямым образом сказывается на объемах грузопотоков. В сторону сокращения, естественно.
Специализированный портал Логистик.ру тревожно отмечает, что представители отрасли всерьез опасаются, что грузоперевозки могут испытать такой же мощный кризис, какой был в 2008 - 2009 годах, если проблема не разрешится в ближайшие два-три месяца.
"Мало у кого из транспортников имеется достаточный финансовый запас, чтобы продержаться дольше. У наших коллег из-за санкций уже ломаются привычные логистические цепочки, а это самое тяжелое для грузоперевозчиков", - пишет портал.
В меньшей степени гулкие шаги наступающего отраслевого кризиса слышат те компании, которые занимаются перевозкой оборудования. Гораздо сложнее тем, чья специализация касалась продуктов питания.
"Положение осложняется еще и тем, что многие транспортные компании закредитованы, - подливает масла в огонь эксперт Логистик.ру, - Когда предприниматели брали машины в лизинг, они рассчитывали, как они будут заних расплачиваться. Потеря контрактов с заказчиками автоматически ведет к срыву лизинговых платежей. У предпринимателя есть месяц, чтобы решить рухнувшую на него проблему. Если у бизнесмена не получается погасить долг - грузовик забирают. Но и лизинговой компании тоже невыгодно такое положение вещей. Изъятые машины нужно реализовывать, но кто их будет покупать, если автоперевозчиков лихорадит, и у них нет денег?".
Объемы падают, оптимизм растет
Удивительно, но опрошенные нами эксперты, работающие в отрасли логистики в Псковской области, санкций не опасаются, хотя наличие серьезных проблем признают. Парадокс, но многие голосуют за эмбарго двумя руками!
Так не теряет оптимизма депутат областного Собрания и кандидат на пост губернатора Псковской области Олег Брячак, который долгое время возглавлял ЗАО "ТЭКО-Терминал" (ныне находящееся в стадии банкротства), хотя и не исключает того, что таможенно-логистический бизнес может испытать серьезный спад.
"Санкции в адрес ЕС уже сказались на объемах импорта, он существенно снизился. Понятно, что продовольственные товары сегодня из Евросоюза не едут совсем, а это была весомая часть импортируемых товаров. Поэтому сегодня на тех пунктах пропуска, на которых ранее наблюдались огромные очереди на въезд в Россию, никаких очередей нет. Склады в Прибалтийских республиках, в портах уже практически полупустые", - рассказал он.
По мнению эксперта, грузоперевозчики и таможенно-логистические терминалы пострадали от санкций примерно одинаково. Терминалы стали менее загружены, и грузоперевозчики соответственно получают гораздо меньше заказов.
"Я думаю, что кто-то уйдет с этого рынка, не все смогут выдержать данную ситуацию. Останутся сильнейшие, наиболее профессиональные и опытные перевозчики. На месте руководителей регионов я бы предвидел данную ситуацию. Нужно уже каким-то образом формировать политику поддержки таких сфер деятельности. Потому что это все-таки рабочие места и налоги", - подчеркнул Олег Брячак.
При этом, депутат горячо поддерживает санкции, которые ввела наша страна в ответ на санкции Запада. "Я абсолютно их поддерживаю и как бизнесмен готов терпеть некоторые неудобства. И призываю всех, и предпринимателей, и граждан потерпеть, это все потом положительно отразится и на развитии нашей страны, и на жизни наших граждан", - добавил он.
Генеральный директор компании "Элком-Терминал" Сергей Пархоменко согласился с тем, что санкции негативно повлияли на таможенно-логистический бизнес - товаропоток снизился, а вместе с тем и загруженность работой вовлеченных в отрасль предприятий.
"Пока мы стараемся справиться с негативными последствиями, как можем, оптимизируемся. Но, насколько я знаю, некоторые наши соседи по рынку уже начали сокращение сотрудников. У нас штат не был раздут, поэтому мы пытаемся сохранить коллектив и надеемся на лучшее", - отметил он.
По его словам, грузоперевозчикам приходится сегодня тоже несладко, а,возможно, даже еще хуже, чем таможенно-логистическому комплексу. "Ведь и топливо, как мы видим, постоянно дорожает. Насколько я знаю, некоторым приходится даже продавать часть автопарка, чтобы компенсировать убытки, и даже сворачивают бизнес", - добавил эксперт.
- Когда только зашел разговор о возможных ответных санкциях, я сразу понял, что это приведет и к удорожанию продуктов, и к проблемам у ритейла и у грузоперевозчиков. Импорт невозможно сразу заместить нашими продуктами, у нас их просто нет - еще не посажено, скот не выращен и так далее. Но я оптимист и стараюсь верить в лучшее. В ближайший год действия санкций будем каким-то образом перепрофилироваться. Склады таможенной направленности будем пытаться предложить для внутреннего псковского рынка, сдавать в аренду", - подчеркнул он.
В то же время предприниматель считает, что у создавшейся ситуации есть свои плюсы. Несмотря на все проблемы, некоторые предприятия отрасли могут не только сохранить бизнес, но и приумножить капиталы, настаивает он.
"Как бы это не звучало по-мазохистски, я люблю такое время. Рынок оживляется, все пытаются найти решение. Питерские и московские склады продают свои услуги дороже, поэтому есть вероятность, что люди в поисках лучших предложений придут к нам в регион. Главное, не сидеть сложа руки, тогда из сложных ситуаций наоборот можно выйти с дивидендами", - уверен Сергей Пархоменко.
Все началось не вчера:
Еще до обострения экономических отношений с Европой в России начался спад покупательской способности. Виной тому затяжной экономический кризис, а затем стагнация в отечественной промышленности, Все это, так или иначе, повлияло и на сферу грузоперевозок. Об этом, в частности, упомянул Олег Брячак.
"Покупательская способность населения снижается. Все чего-то ждут, боятся вкладывать деньги. Это отражается и на логистическом бизнесе. Он "просел", как и многие другие сферы нашей жизнедеятельности, такие как туристический сектор, в котором мы видим сегодня колоссальное количество банкротств.
Некоторые перевозчики работают на сегодняшний день с прибылью, которую можно назвать иллюзорной.
Есть так называемая ставка за рейс. Возьмем, к примеру, рейс Рига-Москва. Осуществляющий его перевозчик находится по факту в небольшой прибыли, а если посчитать затраты по году, а это техобслуживание, ремонт автотранспорта, страховки, зеленые карты, замена резины, транспортные налоги, то получится, что он работает в убыток", - пояснил Олег Брячак.
Сергей Пархоменко также сообщил, что товаропоток начал снижаться еще в прошлом году, и спад в отрасли наметился еще до введения санкций. "В 2013 году у нас был пик по количеству машин, на сегодняшний день у меня практически вполовину меньше. Я думаю, что на 35-40% снизился общий товаропоток через склад", - добавил он.
"А, впрочем, нету никаких проблем"
Некоторые из опрошенных нами экспертов вообще считают, что говорить о серьезных проблемах в отрасли преждевременно. Либо проблем нет, либо: данных о них.
"Пока нельзя сказать, как отразится введение российских санкций против западных производителей продовольственных товаров на грузоперевозчиках - слишком мало времени прошло с момента их введения, - уверен представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Пскове Андрей Кузнецов, - Я еще не проводил опросов и исследований, и могу судить только по разрешительной системе и системе МДП (соглашение о международной дорожной перевозке грузов). Согласно этим данным, в грузоперевозках наблюдается небольшой спад, однако о его причинах я судить не берусь. Количество же выданных разрешений вообще не изменилось".
Проблемы возникли в основном у тех, кто работает на рефрижераторах и занимаются перевозкой рыбы, считает руководитель филиала АСМАП по СЗФО Александр Дацюк. По его словам, раньше такие организации плотно работали с Норвегией, и сейчас они находятся в активном поиске других поставщиков. В-первую очередь, они ориентируются на Сербию. С этой страной уже активно ведутся переговоры.
"В компаниях, которые занимались не только рефрижераторными перевозками, но и другими, пока переориентировались на другие виды грузов, которые не требуют холодильников.
Наиболее критичной ситуация стала для тех, у кого в парке автотранспорта были одни рефрижераторы.
Однако продукты ведь все равно возить надо, не из стран Евросоюза, значит, из других", - подчеркнул он.
Председатель Псковского союза автотранспортных предприятий Виктор Семенов заверил нас, что перевозчики в Псковской области от продуктового эмбарго не пострадали.
На предприятия, которые осуществляют перевозки в тентовых фурах (это, например, оборудование, стройматериалы), санкции в принципе никак не повлияли.
Те же компании, которые перевозили импортные продукты питания, уже переключились на другие виды перевозок. Или переориентировались на перевозку из других стран, которых санкции не коснулись.
"Некоторые псковские грузоперевозчики доставляли, в частности, фрукты из Греции. После введения санкций они стали возить их из Македонии", - уточнил он.
В ЗАО "Ростэк-Терминал" нам также сообщили, что запрет на ввоз продуктов питания из ЕС на их деятельности заметно не сказался. "Мы область транзитная, поэтому грузы идти через наш регион не перестанут, просто они будут идти дальше. Например, в Белоруссию. Мы обеспечиваем транзитом и ближнее, и дальнее зарубежье, поэтому на нас это особо не отразится", подчеркнули в компании.
Куда смотрят власти?
Вопрос последствий для местного бизнеса в госкомитете Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике держат на контроле. Для этого даже создан оперативный штаб во главе с врио губернатора Андреем Турчаком, которая собирает и анализирует обращения от предприятий торговли, промышленников и агропромышленного комплекса. Вот только таможенно-логистическая отрасль осталась почему-то "за бортом".
"Ситуация постоянно мониторится, уже было проведено несколько совещаний. Основная задача - чтобы все необходимые продукты были на прилавках магазинов, а ценники были оправданы. Для этой работы привлекается ФАС. Однако ни от грузоперевозчиков, ни от таможенно-логистических терминалов заявок не поступало", - уточнила первый заместитель председателя комитета Татьяна Гуринович.
С чем же связана такая пассивность? Сергей Пархоменко объяснил, что он лично пока не видит смысла в том, чтобы трубить тревогу и обращаться за помощью к органам власти. По его словам, круглые столы с таможней проходят регулярно, тесное взаимодействие и так налажено, но в данном случае решить на местах нынешнее положение отрасли не получится.
"Речь идет о политических моментах, и в Пскове такие вопросы однозначно не решатся. Я лишь надеюсь, что здравый смысл возобладает", - заключил он.
Введение взаимных санкций России и ЕС, несомненно, повлияет и на масштабы, и географию грузопотоков. Импорт продовольствия из ЕС, скорее всего, будет переориентирован на внутренние резервы и поставки из азиатских, ближневосточных и латиноамериканских стран.
Показательно, что
мнения наших экспертов о влиянии нынешнего положения дел на отрасль разделились. Одни считают, что отрасль грузоперевозок почти загибается, другие уверяют, что проблемы, даже если они возникают, решаются достаточно оперативно.
Главное, что никто при этом не теряет оптимизма. Однако, судя по всему, одним оптимизмом жив не будешь. Слабым игрокам рынок, скорее всего, все-таки придется покинуть.
Фото: АвтоТрансИнфо
Центр Деловой Информации Псковской области