На предстоящем автосалоне IAA-2014 в Ганновере компания Renault Trucks презентует концептуальный тягач Optifuel Lab 2 - настоящую лабораторию на колесах. Концептуальный грузовик Optifuel Lab 2 является продолжением первого проекта - Optifuel Lab 1, увидевшего свет в 2009 году. Главное его задача, как и раньше - максимально сократить эксплуатационные расходы грузовика, в которых львиная доля приходится на топливо.
Машина Optifuel Lab 2 построена на базе магистрального тягача Renault нового поколения - серии T, дебют которого прошел в прошлом году. В "Лаборатории №2" проходят испытания 20 передовых технических решений, направленных на снижение расхода топлива. Они поделены на четыре группы: управление энергией, аэродинамика, сопротивление качению и помощь водителю.
Начнем с управление энергией. Здесь конструкторы Renault Trucks преследовали цель максимально уменьшить нагрузку на ДВС, в частности, на штатный генератор - при питании таких электропотребителей как кондиционер, водяной и топливный насосы, сервоусилитель руля. Для этого предложено использовать два альтернативных источника энергии: солнечные батареи и выхлопные газы. Неслучайно на крыше кабины тягача и крыше полуприцепа разместились солнечные батареи в 48 блоках, общей площадью 40 м кв. Батареи специально разработаны для данного грузовика, а потому они отличаются небольшим весом и увеличенной на 30% производительностью, по сравнению со стандартными. Второй источник электроэнергии - горячие выхлопные газы. Их при помощи испарителя преобразовывают в пар (цикл Ранка), который и поступает на генератор, вырабатывающий ток. Всем заведует вездесущая электроника, которая в каждом конкретном случае решает, какой вид энергии задействовать для питания электросистем автопоезда - от солнечных батарей или выхлопных газов.
Теперь - аэродинамика. Для ее улучшения разработчики машины Optifuel Lab 2 поработали на славу. На крыше кабины применен выдвижной вентиляционный дефлектор, который на скоростях свыше 50 км/ч автоматически убирается. На корме полуприцепа (на крыше и бортах) установлены хвостовые спойлеры шириной 70 см, которые удлиняют аэродинамическую кривую и снижают сопротивление воздуха. Специальные хвостовики есть и на днище. Слева от решеткирадиатора тягача применен активный спойлер, который автоматически выдвигается на скорости 50 км/ч и способствует более свободному прохождению воздушных потоков под машиной. Ниже данной скорости спойлер складывается - для лучшей сохранности при маневрировании. Для уменьшения турбулентности, кожухи наружных зеркал были заменены на компактные корпуса видеокамер; и установлены они непривычно высоко - над дверьми.
Третья группа ноу-хау в концепте Optifuel Lab 2 направлена на уменьшение сопротивления качению. Для этой цели компания Michelin разработала специальные шины, которые установили на тягаче и полуприцепе.
Еще одна статья расходов - подача и охлаждение масла на ведущий мост. Здесь это контролирует электроника. Если тягач работает в тяжелых условиях (обгоны, подъемы, плохая дорога), то количество подачи масла и степень его охлаждения будут повышены. А в случае, когда автопоезд движется с равномерной скоростью (по трассе), ведущий мост "умаслят" меньше, что также работает на экономию топлива.
Водительский фактор. По результатам исследования Renault Trucks, при экономичном стиле вождения расход топлива магистрального автопоезда можно снизить на 3 л на 100 км. Однако как водителя научить? Выход нашли - применить адаптивное ограничение скорости движения. Специальная система при помощи GPS-навигации следит за рельефом местности и устанавливает максимальную скорость движения для конкретного участка - оптимальную для топливной экономичности. А чтобы водитель без крайней необходимости не превышал ее, на концепте Optifuel Lab 2 применили интеллектуальную педаль акселератора - с переменным усилием. Когда скорость превышать не следует, педаль наливается тяжестью и нажимается крайне неохотно. Чтобы ограничение "максималки" не стало для водителя сюрпризом, на щитке приборов заблаговременно появляются символы: "объезд", "движение в гору", "спуск", "езда по городу" и т. д.
Хочется верить, что все большинство ноу-хау концепт-трака Optifuel Lab 2 получат путевку в жизнь. Тем более что прецедент уже имеется. Некоторые технические решения, направленные на повышения топливной экономичности, благополучно перешли с "концепта" Optifuel Lab 1 на серийные модели Renault Trucks, отвечающие экологическим стандартам Евро 6.
Автор - заместитель главного редактора журнала "Коммерческие автомобили"
Фото: trucks.autocentre.ua