В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект о запрете объезда платных дорог по территории населенных пунктов. Казалось, этой новости должны были обрадоваться жители Задонска в Липецкой области, где проходит альтернативная дорога платному участку трассы "Дон". Но сами задонцы уже не верят никаким обещаниям. Тем более дальнобойщики не хотят ездить в объезд города. "Если я буду проезжать по всем платным участкам, что же мне самому останется", - такова логика водителей, которые не хуже депутатов умеют считать деньги.
Первый платный участок трассы М-4 "Дон" был открыт в 2010 году. Тогда жители улицы Коммуны в Задонске забили тревогу: по их тихой двухполосной дороге помчались многотонные грузовики. Дорога через Задонск стала альтернативной бесплатной трассой. Задонцы проводили пикеты, взывали о помощи ко всем, начиная от главы администрации Липецкой области и заканчивая патриархом Кириллом. Инициатором запрета движения большегрузов по тихому старинному городу, именуемому во всей справочной литературе "второй Иерусалим" и "маленькой Швейцарией", стал внук детского писателя Николая Задонского - Владимир Красновский. У него не просто тома, ящики с перепиской.
Владимир Красновский живет в доме-памятнике. Здесь родился его дед. Дом охраняется государством, а Красновский спасает его от окончательного разрушения, как может.
- Зима была. Мы с женой в Воронеж ездили. Приехали, а дома вода вся замерзла. Начали осматривать дом, трещину, которая по стене пошла. Оказалась, она сквозная, туда рука проходила, - Владимир Красновский показывает разрушения, нанесенные дорогой дому. - Да это ладно. Во дворе подвал столетний, вроде бы далеко от дороги, и то трещины пошли.
У дома говорить практически невозможно: порой стоит такой шум, что видишь только, как губы у собеседника шевелятся. В доме тише, но всем телом чувствуешь многотонный машинный гул.
- "Автодор" поставил жителям улицы пластиковые стеклопакеты, но только со стороны дороги. А что такое шум? Он идет через стены, крышу, боковые окна. А заражение шумами - это очень страшно. Вот у моего дома заражение шумами составляет 150 метров в обе стороны от оси дороги. Раньше по этой улице мамы с детьми гуляли. Сейчас никого не встретите.
В доме у Владимира Красновского окна старые, деревянные. Чтобы заменить их, госпамятнику нужен особый проект и большие деньги.
- Как живется с новыми окнами, спросите у соседей, - направляет Красновский.
В городской библиотеке новые красивые окна. Но им ни читатели, ни сами библиотекари не рады.
- У нас южная сторона, и мы летом вынуждены открывать окна, и тогда уже здесь невозможно сидеть. К тому же в организациях окна двухслойные, жителям ставили трехслойные. Но вибрация все равно идет. У моей свекрови посуда в стенке постоянно звенит. Так и спят под бренчание стекла, - рассказала заведующая отделом "Городская библиотека" Задонского ЦКиД Светлана Казанская.
Она показывает картотеку, посвященную борьбе с "Автодором" и запрету проезда большегрузов.
- Есть федеральный закон. У платной дороги должна быть альтернативная трасса. Платную дорогу никто не закроет. А нам сказали, что вторую альтернативную трассу вдоль города строить вообще не будут, это нонсенс. Вот если бы мы были каким-то суперкурортным городом, а мы не курорт. И если бы наша дорога не отвечала требованиям, строили бы альтернативную. А у нас
ремонт дороги был, дырочки просверлили и посмотрели, сколько слоев и в каком они состоянии. Пришли к выводу, что все нормально, дома пока стоят,
- заключает Светлана Казанская.
Пришедшие за книгами задонцы дружно включаются в разговор. Все они настроены против многотонных машин на улицах города. Но никто не верит, что они по мановению депутатского законопроекта исчезнут.
- К нам Борцов (Николай Борцов - депутат Госдумы VI созыва. - Примеч. авт.) приезжал, собирал всех в ДК, обещал помочь с решением этого вопроса и что, все на месте осталось, - сетует пожилой мужчина.
- Для такого маленького города это катастрофа. На этой улице и аптека, и библиотека, здесь детей много, а фуры туда-сюда снуют, - жалуется жительница Задонска Ирина Кобзева.
- Какой мы туристический центр, если здесь автобан. Фуры едут сюда из-за денег, деньги не хотят платить, - говорит жительница Задонска Ирина Кобзева.
Проезд по платной трассе в 52 км обойдется многотонной машине в 200 рублей. Ночью проезд в два раза дешевле. Но задонцы жалуются, что и ночью от большегрузов покоя нет.
- По моему настоянию поставили датчик прохождения машин.
70% большегрузного трафика идет здесь, по улице Коммуны, - рассказывает Владимир Красновский. - И только 30% по платной дороге. У нас проходит в сутки от 11 до 18 тысяч машин.
По заключению Гидромета, по конфигурации местности - а у нас много горочек и пригорков - если здесь будет проходить даже больше двух тысяч машин, это будет грозить экологической катастрофой.
По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, при проверках в воздухе Задонска зарегистрировано превышение угарного газа в 1,3-1,5 раза.
Появление новых светофоров, которые в качестве отступного установил на улице Коммуны "Автодор", по мнению задонцев, только ухудшили экологическую обстановку.
- Они на горочку поднимаются, газуют. А еще по проекту "Автодора" здесь положено 14 полицейских, каждый светофор огорожен с двух сторон. И представляете, что здесь: фура перед этим полицейским затормозила, а чтобы стронуть эту махину с места, как надо газануть, - рассказывает Владимир Красновский.
Один из подъемов находится перед самым знаменитым монастырем России - Задонским Рождество-Богородицким епархиальным мужским монастырем. Окна келий выходят прямо на гудящую дорогу.
- У нас много пожилых монахов. Невозможно от шума отдохнуть, им трудно. Но мы иначе смотрим на все. Люди пытаются принять все так, как есть. Слава богу, что так. Но объективно, тишины нет. Сейчас еще ничего, а два года назад еще хуже было. Здания у нас старые. Этому корпусу больше ста лет. Брусчатку недавно положили. А она уже проседает. Кто знает, почему: может, от этого, а может, так положили. Лучше бы они ездили в объезд города, - заключает монах Олимпий.
Но в объезд города дальнобойщики ехать не хотят.
- Да вы поймите меня. Я прохожу по России тысячи километров. Если я буду проезжать по всем платным участкам, что же мне самому останется.
У нас на одной трассе может быть и четыре, и шесть платных участков. Я согласен, один раз заехал - заплатил, но платить через каждые 60 километров - это слишком,
- говорит дальнобойщик Николай.
Владимир Красновский говорит, что улицу Коммуны вообще нужно сделать пешеходной. Этими планами он делился с председателем госкомпании "Автодор" Сергеем Кельбахом. Тот вроде бы согласился с задонцами. Но большегрузы продолжают штурмовать улицы Задонска. Владимир Красновский говорит, что снова будет звонить лично на сотовый главе "Автодора".
- 11 июня у меня была встреча с председателем госкомпании "Автодор" Сергеем Кельбахом, где было решено, что альтернативная трасса из Задонска должна быть перенесена на тот маршрут, где ходили большегрузы, когда ремонтировался мост: через трассы что ведут на Хлевное и Липецк. И вот посчитайте, сколько прошло времени, но до сих нас грузовики давят. И это в масштабах одного города. А если, согласно законопроекту, этот вопрос будут решать в масштабах всей страны, то сколько на это времени уйдет, в сотни раз дольше, так что я этому ничему не верю, - прокомментировал "Русской планете" Владимир Красновский.
В ГК "Автодор" "Русской планете" заявили, что данный законопроект Задонску не поможет, а лишь замедлит строительство качественных дорог в России:
- Дорога, проходящая через город Задонск, является частью федеральной трассы М-4 и существует с 60-года, - говорит сотрудник ГК "Автодор", попросивший не называть его имя. - Построив платный участок дороги, мы разгрузили Задонск и вывели порядка 70% транзита, проходящего через город. По нашим данным,
в 2009 году, до пуска платного участка дороги, через Задонск проезжали 20 тысяч автомобилей ежедневно. Сейчас же проезжает, с учетом местных автомобилей, лишь пять тысяч машин.
Большая часть большегрузов проходит по платному участку дороги. Конечно же, есть дальнобойщики, которые предпочитают сэкономить и купить здесь же, в Задонске, поддельные чеки. Проблема такая существует. Если будет принят данный законопроект, то мы лишим остальные населенные пункты строительства современных объездных трасс. К тому же этот законопроект будет противоречить уже существующему федеральному законодательству, так как, по сути, запрещает проезд по федеральной дороге. Согласно федеральному закону, наличие платного участка дороги предполагает альтернативу в виде бесплатного объездного участка, который не должен быть длиннее платного больше, чем в три раза.
Фото: Наталья Горяйнова