Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов заявил о том, что Новосибирская область стала первым субъектом, который подписал соглашение с Росавтодором по поводу взимания дополнительной платы с грузового транспорта, чья масса превышает 12 тонн, за передвижение по региональным дорогам. Какие другие регионы на очереди?
С ноября следующего года дочерняя компания Ростеха ""РТ-Инвест транспортные системы" (РТИС) запустит проект сбора налогов с перевозчиков, чьи грузовики весят более 12 тонн, за каждый пройденный по федеральной трассе километр. Согласно плану, РТИС оснастит каждый тяжелый грузовик бортовым устройством за свой счет, а контролировать перемещение машин поможет система ГЛОНАСС. За отсутствие датчика перевозчикам грозят штрафы. Прогноз сборов с федеральных трасс - около 50 млрд руб. в год, т. е. каждый километр будет приносить около 1 млн руб. Деньги должны поступать с конца 2015 г., поскольку норма закона о плате для тяжелых фур вступает в силу с 15 ноября 2015 г.
Но если ранее речь шла только о платных федеральных трассах, то теперь регионы получат возможность по своему усмотрению подключиться к системе РТИС и ввести налог и на региональных дорогах.
Новосибирская область - первая
По словам Сергея Титова, Новосибирская область первой заключила соглашение с Росавтодором о том, что это правило будет действовать для перевозчиков и на региональных дорогах: "Мы первые вошли в этот пилотный проект для того, чтобы сохранить автомобильные дороги и регионального значения, и местного. Мы понимаем, что водители начнут возить грузы с момента введения платы не только по федеральным трассам, но и по областным, будут искать другие пути, поэтому мы вовремя должны провести работу, чтобы обеспечить сохранность наших автомобильных дорог".
Сергей Титов также пояснил, что сроки введения дополнительной платы зависят от того, насколько быстро будут приведены в соответствие нормативные документы на федеральном уровне.
Башкирия
Дорожные чиновники Башкирии уже просят депутатов сделать проезд для грузовиков платным по региональным дорогам Башкирии. Власти Башкирии опасаются, что перевозчики, стремясь сэкономить, начнут передвигаться по региональным трассам. Госкомитет по транспорту РБ предлагает законодателям также ввести плату за проезд тяжелой техники по магистралям местного значения.
По словам начальника отдела координации деятельности предприятий дорожного хозяйства Венера Насретдинова, если сегодня оперативно не отреагировать на изменения в российском законодательстве, республиканские дороги будет трудно сохранить.
- Тенденция идет к тому, что коммерческий грузовой транспорт будет передвигаться по дорогам общего пользования за плату, - заявил г-н Насретдинов на заседании экспертного совета в Госсобрании РБ. - К этому перевозчикам еще предстоит привыкнуть. Но на наших дорогах нет платного проезда, поэтому региональные дороги-дублеры будут использоваться для объезда. Поэтому наше предложение - ввести аналогичное ограничение на наших дорогах.
По словам чиновника, вопрос с введением платного проезда в России "висит" в воздухепоследние два года - власти пока не нашли способ, как взимать деньги за проезд. Однако Росавтодор уже отобрал организацию, которая разработает технологию получения средств за проезд. Как вариант, деньги будут списываться со счета по сигналу с трекера ГЛОНАССа грузовика. Но здесь возникла другая проблема - обязательными спутниковым трекерами закон обязал обзавестись только перевозчиков опасных грузов, вроде топливозаправщиков. К большегрузам пока такой обязанности закон не предъявляет.
Директор компании "Транспортный навигационный центр", являющегося региональным оператором ГЛОНАССа в Башкирии, Андрей Быковский предположил, что когда система взимания денег обретет законченный вид, огромное количество грузовиков поедет по дорогам, подконтрольным республике.
- И когда перевозчики будут планировать маршруты, они будут максимально уходить с федеральных трасс, потому что на региональных дорогах эта система не создана, и так они будут экономить, - уверен он. - Это будет колоссальный вред региональным дорогам.
В башкирском парламенте решили обсудить предстоящие изменения в законодательстве с коллегами из Госдумы, и найти варианты совместных действий в осеннюю законодательную кампанию.
Свердловская область на распутье
В Свердловской области есть четыре федеральные трассы: Пермь - Екатеринбург, Екатеринбург - Тюмень - Челябинск и частично трасса в сторону Каменска-Уральского. Всего около 1 000 км, рассказал президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис.
- Что будет происходить с региональными дорогами? Думаю, те, кто экономит и может растягивать время доставки, начнет пользоваться обходными трассами. Скажем, из Тюмени в Екатеринбург можно проехать по основной трассе, она достаточно хорошая. Но из Тюмени можно подняться по региональной дороге до Тавды, потом - до Алапаевска и приехать в Екатеринбург, не заезжая на федеральную дорогу. Маршрут будет длиннее на 70-80 км, по времени - больше на 1,5-2 часа. Поэтому, думаю, на региональные трассы может уйти часть потока, связанного именно с экономией средств. Безусловно, дорогам будет причиняться больший ущерб, - говорит г-н Шавзис.
- Для сохранения региональных трасс следует пользоваться инструментами весового контроля и развивать областное законодательство - это можно сделать после принятия федерального закона, - рассуждает президент Уральской логистической ассоциации. - Одновременно это не произойдет, но продвинутые регионы будут двигаться в этом направлении.
- Готовы или не готовы автоперевозчики к нововведению - говорить бесполезно. Есть данность в виде закона, перевозчик должен его исполнять. Как только "Ростех" начнет докладывать о готовности системы на участке и выдавать аппаратуру, с этого момента перевозчик будет готов. Вопрос в том, как скоро он переложит бремя платежей на грузовладельцев. Думаю, сразу. Во-первых, им некуда деваться, но они могут поискать альтернативу на другом виде транспорта. Тенденция восстановления конкурентоспособности ж/д транспорта на грузоперевозках налицо, - резюмирует эксперт.
Напомним, состояние дорог является большой проблемой Свердловской области. На прошлой неделе председатель правительства региона Денис Паслер заявил, что уральские трассы можно ремонтировать сколько угодно, если предприятия не перестанут перегружать свои грузовики. В октябре власти планируют провести с промышленниками совещание на эту тему. Росавтодор - за
Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, как пишут "Ведомости", поддерживает политику региональных властей, направленную на сбор платы с тяжелых грузовиков по региональным трассам.
- Водители, чтобы сэкономить, будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, а значит, от тяжелых фур может пострадать и инфраструктура регионов, - объяснил он. - Чтобы этого не допустить, регионы также могут ввести плату для тяжелых грузовиков. Росавтодор их всесторонне поддерживает.
По словам чиновника, такого рода проекты уже прорабатываются в Хабаровском крае, Татарстане, Новосибирской и Рязанской областях. Ранее чиновники ведомства рассказывали, что интерес к системе также проявляли Московская и Калужская области.
Договорившись с концессионером о подключении к федеральной системе, регионы смогут сэкономить на создании собственных систем, отмечает замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов: например, можно будет использовать одни и те же бортовые устройства. В течение года возможность создания региональных систем будет прорабатываться, могут потребоваться изменения в законодательстве, добавил он.
Прежде чем запускать такую систему в регионах, нужно изучить опыт работы, осторожен федеральный чиновник, а цели регионов понятны, им нужно наполнять дорожные фонды, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог.
По материалам ksonline.ru, ekb.dk.ru, провэд.рф, vedomosti.ru, mkset.ru
Фото: АвтоТрансИнфо