Министр транспорта Армении Гагик Бегларян заявил, что перевал "Верхний Ларс", находящийся на российско-грузинской границе в Северной Осетии, нельзя открыть просто по желанию. И подчеркнул, что заторы на "Верхнем Ларсе" доставляют неудобства как Армении, так и Грузии. И что работы по поддержанию трассы на перевале в надлежащем состоянии ведутся настолько интенсивно, насколько это возможно.
"Большего на данный момент сделать практически нельзя", - добавил Бегларян во время своего выступления. И сказал, что оправдан также и нынешний режим эксплуатации дороги - с 07:00 до 19:00, установленный с конца сентября: "Если дорогу будут эксплуатировать в темное время суток, повысится риск чрезвычайных происшествий. А жизнями людей рисковать нельзя". С чем, несомненно, сложно поспорить.
Меж тем заторы у КПП уже изрядно измотали руководство компаний, занятых грузоперевозками, а еще больше - дальнобойщиков. Особенно напрягают их очереди с грузинской стороны. В одной из транспортных компаний вчера рассказали, что авто простаивают там аж по 5 дней! Одна фура, к примеру, пробыла у таможенно-пограничного кордона с 25-го по 29 сентября. В обратном направлении автомобили этой фирмы пока не трогались, но по слухам, и с российской стороны им предстоит простоять дня два.
Иные грузоперевозчики уверяют, что
дело не только в ремонте автодороги после сошедших не так давно селей, но и в возросшем грузопотоке: турецкие экспортеры активизировались в связи с вето, наложенным Россией на европейскую пищепродукцию.
По слухам, 10 октября "Верхний Ларс" будет и вовсе закрыт - дня на два, пока не пройдет опасность схода оползня. После этого, как уверяют источники, КПП задействуют уже круглосуточно. Факт радостный. Но очевидно, что
с учетом часто возникающих на "Верхнем Ларсе" форс-мажорных ситуаций стоит задуматься об альтернативном пути в Россию.
Ныне есть идея задействовать паром по некогда существующему маршруту - порт Кавказ-Поти. Ранее плавсредство встало на прикол из-за нерентабельности функционирования. Сейчас компания "Апавен" лоббирует идею задействования этого морского пути - альтернативного и стратегически важного. Поддержит ли идею правительство, куда совсем скоро обратятся грузоперевозчики, неясно. Представители сферы очень надеются на понимание. В противном случае скопления грузов, машин и пассажиров будут иметь место еще не раз - впереди зимний период, когда проезд по гористой местности официально считается закрытым, но дальнобойщики все же пускаются в путь. Как говорится, на свой риск и страх.
Фото: 15.mchs.gov.ru