← Логистика, грузы

Рынок экспресс-доставки в России

За посткризисный этап развития российской экономики и транспортной системы объемы перевозимых грузов так и не восстановились. Лишь рынок экспресс-доставки для электронной торговли демонстрирует уверенный рост - до 30% в год. В Россию "скоростным" способом доставляют товаров более чем на $1,2 млрд в год. Правда, на мировом фоне наша страна выглядит пока бледно: доля РФ в международном рынке экспресс-перевозок продолжает оставаться на уровне 2 %.

Однако мы существенно обгоняем европейские страны по темпам роста этого рынка. Так, в период 2004-2007 гг. сегмент экспресс-доставки рос до 40 % в год - и это на фоне европейских 4 %. Что объяснялось становлением рынка и расширением операций за счет выхода в регионы РФ.
В последующие годы объем экспресс-перевозок рос уже не такими впечатляющими темпами. Этот факт эксперты связывают с переходом в более зрелую стадию роста и относительным насыщением рынка. Однако на общем фоне такие темпы выглядят выигрышно. Объемы перевозок в прошлом году (7,1 млрд тонн) были на 15,5 % меньше уровня 2008 года (8,4 млрд тонн), причем основное сокращение произошло за счет снижения объемов грузовых автоперевозок.
Интернет - двигатель доставки
У рынка экспресс-доставки тоже не все гладко, и все же по-прежнему хорошие темпы демонстрирует такой сегмент, как Business-To-Consumer (в переводе на русский - "бизнес для потребителя"). Это схема взаимодействия продавца и покупателя, которая предполагает прямые продажи для потребителя. К схеме B2C можно отнести розничную электронную торговлю на базе интернет-магазина. По опыту компании DPD - одного из лидеров в экспресс-доставке -
сегмент B2C растет в среднем на 30 % в год и, соответственно, в этом сегменте увеличивается объем перевозок.
Для сравнения, в сегменте В2В (англ. Business-to-Business - сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес) рост составляет порядка 15 % в год.
Президент Itella в России Николай Воинов считает, что на сегодняшний день рост в сегменте В2В практически остановился. Так что единственным драйвером роста остается сегмент В2С - доставка для интернет-магазинов и прочая дистанционная торговля.
По оценке "Бостон консалтинг груп", более половины объема рынка (53 %) приходится именно на этот сегмент. Доля B2B составляет порядка 39 %, отправления физических лиц - около 8 %. По прогнозам всех экспертов, рынок будет развиваться в направлении увеличения доли как раз B2C. Как отмечалось на пресс-конференция компании DPD в России, именно онлайн-коммерции "скоростные" перевозки обязаны своим успехом.
По итогам прошлого года, объем рынка интернет-торговли достиг $17 млрд. В России примерно 30 млн россиян отовариваются в "виртуальных магазинах" - за год их количество увеличилось на 13 %, то есть на 4 млн пользователей по сравнению с показателями 2012 года. При этом транс-граничные покупки составили порядка 20 % общего объема интернет-торговли.
Как отмечает коммерческий директор компании Леонид Зондберг, одной из важнейших современных тенденций на рынке является рост числа международных интернет-покупок, что, в свою очередь, требует развитой логистической инфраструктуры.
Так, если в 2012 году доля покупок в зарубежных интернет-магазинах оценивалась экспертами в 10 %, то в 2013 г. - в 20 %. А это порядка 130 млрд руб.
Чаще всего россияне приобретают товары в США, на втором месте - европейские товары (порядка 25 % рынка), китайские - около 20 %.
"Почта России" утверждает, что 80 % иностранных отправлений прибывает в РФ из США, Германии, Великобритании, Китая и Украины.
С 2010 по 2013 год, по разным оценкам, интернет-торговля в РФ росла темпами 25-35 % ежегодно. Если российский рынок электронной коммерции сохранит такие же темпы, то к 2025 году его объем достигнет $130 млрд.
Таким образом, будущее рынка грузоперевозок - за доставкой товаров, приобретенных онлайн, резюмируют игроки рынка.
Перевозчики "изучают" географию
Среди других основных факторов роста рынка экспресс-доставки на ближайшую и среднесрочную перспективы участники рынка отмечают интенсивную экспансию в российские регионы. Пока что на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70 % объема перевозок. Зато остальные города демонстрируют более высокий ежегодный прирост перевозок - на уровне 30 % (против 10 % в Москве и Санкт-Петербурге).
"Рынок растет за счет доставки в регионы, а в последние недели мая был проявлен особый интерес отправителей к доставке в Крым, - свидетельствует Леонид Зондберг из DPD. - Развитие географии перевозок - это и требование времени, и условие успешной конкуренции для участников рынка экспресс-доставки. Сегодня все компании, работающие в этом сегменте, открывают филиалы в средних и небольших городах".
"Традиционным драйвером роста в экспресс-доставке всегда было проникновение в регионы, но сейчас основные игроки рынка уже давно покрыли всю территорию России, поэтому сегодня этот фактор уже не является таким значимым, - добавляет Николай Воинов из Itella. - Определенным потенциалом еще обладают страны Таможенного союза, где по-прежнему есть возможности для роста".
Создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и снятие таможенных барьеров между нашими странами, как известно, способствует росту товарооборота и увеличению объемов грузоперевозок. Это направление и является сегодня одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся.
Следует отметить, что условия доставки внутри РФ и качество предоставляемых услуг и у российских, и у иностранных перевозчиков практически одинаковые. Западные компании же предпочитают перепоручать доставку своих отправлений по регионам РФ российским операторам, а не делать серьезных вложений в местную инфраструктуру.
В пределах 700-800 км от крупных региональных центров грузы доставляются преимущественно автотранспортом.
На расстояниях свыше 800 км наиболее часто экспресс-доставка осуществляется авиатранспортом (около 70 %). Автомобильным транспортом перевозится порядка 25 % грузов, железнодорожным - около 5 %.
При этом игрокам рынка экспресс-перевозок успешно удалось решить столичную проблему с ограничением допуска фур. "Для обслуживания клиентов, которые находятся внутри зоны ограничений, мы получаем пропуска на наши машины", - сообщил, в частности, президент Itella в России.
Что касается российского отделения DPD, то компания, как прокомментировал начальник отдела логистических операций Дмитрий Воеводин, пересмотрела график и частоту отгрузок, а также расписание отправления ряда рейсов, изменила маршруты или перешла на автомобили меньшего тоннажа.
Проблемы роста
Рост рынка экспресс-доставки пока сдерживает немало факторов - причем как глобального, так и локального характера.
По оценке гендиректора DPD в России Андрея Майорова, сильное влияние оказывает замедление развития основных отраслей экономики. "Многие наши клиенты из таких отраслей, как автомобильная промышленность, телекоммуникации, бытовая техника и электроника, уже начали ощущать проблемы с ростом бизнеса", - пояснил глава DPD в России.
"Экономический спад 2013 года продолжился в текущем году, соответственно, наблюдается ослабление темпов роста числа доставляемых посылок, - добавляет его коллега Леонид Зондберг. - Так, если в прошлом году основные игроки рынка заявили о росте от 14 до 20 %, то в текущем году данный показатель, по его оценке, составит 8-12 %".
На росте рынка сказывается и отсутствие современной логистической инфраструктуры. В большинстве регионов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга доступны лишь базовые логистические услуги в ограниченном объеме. Причем применяемые технологии не всегда соответствуют современным требованиям.
"Как правило,
даже у крупных онлайн-ритейлеров нет соответствующих компетенций и финансовых ресурсов для построения собственной логистики,
поэтому с ростом продаж в регионах нарастает и спрос на аутсорсинг-доставки", - констатирует Зондберг.
"Безусловно, есть такие проблемы, как ограниченная грузовая емкость пассажирских самолетов на дальних направлениях, которые нельзя просто закрыть авто или железной дорогой, - считает Николай Воинов. - Но она, в основном, актуальна для предновогодних отправок и не оказывает слишком большого влияния на бизнес".
Главными факторами он называет недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, проблемы с доступностью к ней и отсутствие необходимых инвестиций, в том числе со стороны самих компаний экспресс-доставки. "Это приводит к тому, что услуги достаточно дороги по сравнению даже с европейскими тарифами, - отмечает эксперт. - Таким образом, государству и отрасли нужны инвестиции в развитие, чтобы обеспечить клиента услугами более высокого качества и за меньшие деньги".
Но все же и эти сложности рынок экспресс-доставки преодолеет: в 2014-2017 годах он, по прогнозам, покажет положительную динамику развития. Сегмент B2C продемонстрирует более активный рост - к 2017 году более чем в 2,5 раза, развитие же сегмента B2B, как ожидается, будет происходить умеренными темпами.
Николай Воинов - президент Itella в России:
Рынок экспресс-доставки всегда был отличным индикатором развития экономики и во многом отражает тренды роста ВВП России. Если экономика России восстановит свой рост, то будет расти и рынок экспресс-доставки. В этом году я бы не ожидал общего роста рынка больше, чем на 5-10 %. Вполне возможно, что он останется на уровне прошлого года. Сегмент В2С будет продолжать расти на 20-25 %. В период застоя всегда идет очень большое давление на цену, крупные клиенты и конкуренты оказывают значительное давление на текущий уровень цен, в то время как инфляция увеличивает затраты. Как обычно, компании экспресс-доставки будут находиться между своего рода молотом и наковальней - необходимо, с одной стороны, оптимизировать затраты, а с другой - развивать продукты с высокой добавленной стоимостью, чтобы сопротивляться этому тренду.
Дмитрий Воеводин - начальник отдела логистических операций DPD в России:
О запрете передвижения крупнотоннажного транспорта по МКАД было известно заранее. Это позволило многим компаниям успеть перевести свой складской бизнес за МКАД.
Транзитные автопоезда быстро перестроились, заполняемость перехватывающих парковок на подъезде к Москве стала выше, часть автопоездов ушли на трассу А-108. Однако трасса А-107, например, к такому наплыву транспорта не была готова. Поэтому имеет смысл говорить о том, что проблема решена лишь частично.
Мы смогли найти выход из этой ситуации совместно с нашими клиентами. Был пересмотрен график и частота отгрузок, основные расписания отправления ряда рейсов, проведена большая работа по оптимизации загрузки автомобилей, изменены маршруты.
Благодаря прозрачности нашего бизнеса нашим перевозчикам удалось получить достаточное количество пропусков.
Безусловно, наши потребности не были полностью перекрыты, поэтому пришлось привлекать автомобили меньшей грузоподъемности, что незначительно увеличило наши расходы.
Максим Толстобров - операционный директор компании СДЭК:
Логистика - одна из ключевых компетенций любого интернет-магазина. И в последнее время существенно развивается рынок логистических услуг для этого сегмента. Складские площади, услуги фулфилмента, доставка между городами, сети пунктов выдачи заказов, терминалы самообслуживания, курьерская доставка - все это элементы логистической инфраструктуры с набором компаний, которые и оказывают полный спектр услуг, и специализируются только на определенной части этой инфраструктуры. Несколько крупных интернет-магазинов заявили о готовности отдавать свои логистические ресурсы на аутсорсинг. Так что растет и развивается данный сегмент со всеми болезнями быстрого роста, поспевая за развитием интернет-торговли. Большую озабоченность экспресс-перевозчики сейчас проявляют относительно трансграничных покупок россиян. Вход иностранных посылок через таможню - сложный, трудоемкий и не урегулированный процесс! Но и тут есть решение - электронное декларирование и растаможка по реестрам, что позволяет повысить производительность и перемещать через границу большие партии посылок. К сожалению, пока электронное декларирование ограничено экспериментом с небольшим количеством участников эксперимента.
Наша компания одна из первых стала оказывать услуги для интернет-магазинов и занимает лидирующие позиции на рынке. Мы хорошо понимаем потребности наших клиентов, как крупных, так и мелких магазинов, очень гибко подходим к решениям для клиентов и являемся надежным партнером более чем для 3000 интернет-магазинов. Количество городов, в которые осуществляется доставка и выдача заказов, постоянно растет. Один из ключевых проектов внутри компании - франчайзинг. Франшиза СДЭК вошла в топ лучших франшиз по версии портала "БиБосс.ру".
Открытие современных и комфортных пунктов выдачи заказов, в некоторых городах даже по нескольку, позволяет нам становиться ближе к клиенту. Увеличение объемов позволяет получать более существенные скидки от перевозчиков и выкупать большие авиаквоты, где стоимость тарифа ниже. Механизация работы на сортировочных складах, постоянное совершенствование процесса и выявление узких мест позволяют нам масштабировать процессы и операции непрерывно и обеспечивать обработку возрастающих объемов.
Работа контакт-центра, SMS-информирование, сайт, личный кабинет клиента, отслеживание заказа в режиме реального времени - это все Клиентский сервис, который позволяет обслуживать сотни тысяч запросов и звонков, оповещать клиентов об этапах исполнения заказа и отвечать на вопросы клиентов. Тесное взаимодействие склада, курьерской доставки, контакт-центра, интернет-магазина - это целый механизм, шестеренки которого должны находиться в контакте друг с другом и двигаться согласованно. Это становится возможным только при наличии мощной IT-инфраструктуры, которая в режиме реального времени способна отслеживать сотни тысяч отправлений и автоматизировать многие операции. Двигаемся по всем направлениям и совершенствуем процесс, чтобы оставаться на первых позициях среди наших клиентов и помогать им строить интернет-бизнес, не заботясь о доставке.
В нашей компании мы не используем большегрузный транспорт, поэтому ограничения для большегрузного транспорта нас коснулись очень поверхностно. Экспресс-доставка требует оперативности, и основная часть магистральных автомобилей перемещается по ночам. Труднее тем, кто размещает склад внутри ТТК. Для этого требуются дополнительные затраты на оформление пропусков, и они существенные в рамках года.
Станет ли развитие сегмента экспресс-доставки стимулом для развития складского рынка? Однозначно. И это уже происходит.
Фото: tdauto.lv
Автопарк