← Логистика, грузы

Станет ли Екатеринбург крупнейшим логистическим центром страны?

Екатеринбургу на рынке региональной логистики несладко. Конкуренты сильны: Казахстан увел азиатские грузопотоки, Челябинск презентовал транспортно-логистическую концепцию, Пермь собирается перехватить западное направление... В мэрии полагают, что создание особой экономической зоны торгового типа поможет Екатеринбургу стать лидером в транспортно-логистической отрасли региона. Создание на территории большого Екатеринбурга Евро-Азиатского торгово-транспортного центра в перспективе сделает город крупнейшим логистическим центром в стране.

По словам Елены Чернышевой, главы городского комитета по товарному рынку, мэрия намерена создать в Екатеринбурге особую экономическую зону (ОЭЗ) торгового типа - тогда уральский мегаполис сможет победить в борьбе за лидерство в транспортно-логистической отрасли УрФО. По логике горадминистрации, налоговые преференции, которые предоставляются резидентам особых экономических зон, привлекут в Екатеринбург инвесторов - появится возможность создать один из крупнейших логистических центров в стране.
"Мы будем продвигать ОЭЗ торгового типа, чтобы дать возможность развития контейнерным терминалам, транспортно-логистическим центрам. Цель проекта - создание на территории большого Екатеринбурга Евро-Азиатского торгово-транспортного центра. Но для этого действия города должны соотноситься с планами региона. Сейчас мы ожидаем утверждения концепции транспортно-логистической системы Свердловской области", - сообщила г-жа Чернышева.
И добавила: к разработке стратегии городские власти привлекут ведущих логистов и транспортников региона.
Уральские бизнесмены солидарны: Екатеринбургу необходимо усиливать свои позиции, так как его окружают сильные конкуренты, которые могут отобрать первенство на рынке. Валерий Денисов, директор по развитию ГК "Оборонснабсбыт" (контейнерный терминал C.I.T.):
"В Кургане планируется строительство крупного логистического центра, ориентированного на поставку товаров из Азии. Реализацию проекта взял под контроль Владимир Путин. Серьезный проект создается и в Челябинске: ТЛК "Южноуральский", ориентированный на поставку товаров из Китая через Казахстан. Это более 400 тыс. кв. м складских помещений. Вдобавок наши восточные потоки пережимает Новосибирск. Сделать распределительный центр и перехватить наше западное направление с перераспределением на север УрФО рассчитывает Пермь. При таких перспективах нам может грозить не только потеря статуса логистического центра Урала, но и отток рабочей силы".
Участники рынка складской недвижимости города добавляют: дефицит качественных складов в Екатеринбурге уже несколько лет составляет 600-900 тыс. кв. м.
По словам Виталия Хиля, директора уральского филиала "Логопарк.ру", в этом году в городе будет введено всего 50-60 тыс. складских квадратов:
"Этого мало, чтобы удовлетворить спрос и насытить рынок предложением. В 2015 г. ситуация не изменится - девелоперы введут максимум 40-50 тыс. квадратов".
Эксперт добавляет: нехватка площадей переориентирует компании, желающие купить или арендовать склады, на соседние города. Так,
серьезную конкуренцию для Екатеринбурга представляют Пермь, Челябинск и Уфа.
"В этом году было несколько крупных сделок, когда предприятия не смогли выбрать подходящие площади в Екатеринбурге и ушли в Челябинск. Тенденция наметилась. Не исключено, что компании начнут всерьез рассматривать соседний мегаполис в качестве альтернативы", - прогнозирует г-н Хиль.
По словам участников логистического рынка, проект создания ОЭЗ торгового типа может быть реализован в юго-восточном транспортно-логистическом узле Екатеринбурга, где уже действует несколько крупных игроков. В частности, свои проекты там реализуют PNK Group, A2, ГК RED, ГК "Оборонснабсбыт".
Добавим, что
разговоры о превращении Свердловской области в крупный транспортно-логистический комплекс ведутся уже давно.
Так, в 2008 г. ИК AVS Group разработала концепцию развития транспортно-логистического комплекса региона. Два года назад глава компании Валерий Савельев на заседании Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей утверждал, что медлить с внедрением концепции нельзя:
"Мы и так потеряли много времени. За этот период Казахстан увел азиатские грузопотоки. Недавно Челябинск презентовал транспортно-логистическую концепцию и тоже планирует перераспределить потоки. Региональные компании уже потеряли объем грузов, а если транспортный коридор пойдет через соседей, у нас останутся грузопотоки только для внутреннего потребления".
Добавим, что в регионе создается ОЭЗ "Титановая долина" - решение о ее формировании правительство РФ приняло в декабре 2010 г. Всего в "Титановой долине" планируется построить 50-65 предприятий по обработке титана для авиастроения, космонавтики, судо- и автомобилестроения, энергетики, медицины, а также заводы по созданию двигателей. Для резидентов ОЭЗ ставка налога на прибыль составит 2% в течение первых десяти лет с момента получения прибыли, 7% - с 11-го по 15-й годы, 15,5% - с 16-го года. Ставка налога на имущество - 0% в течение десяти лет, транспортного налога - 0% в течение одиннадцати последовательных налоговых периодов, земельного налога - 0%. Резидентами "Титановой долины" являются компании "ВСМПО-Новые технологии", "Синерсис", "Стройдизель-Композит", Уральский оптический завод и др. Сейчас на территории ОЭЗ завершается строительство подстанции "Титан" и внеплощадочного хозяйственно-питьевого водопровода от фильтровальной станции в Верхней Салде; появилась вертолетная площадка.
Фото: megasklad.ru