Портал V1.ru в рамках проекта "Трассы Волгоградской области" собирается объехать все основные федеральные трассы региона, чтобы рассказать об их особенностях, опасностях и достопримечательностях. В этот раз корреспондент отправился в путь на двух грузовиках - седельном тягаче Mercedes Benz Actros и тентованном среднетоннажном грузовике Mitsubishi Fuso Canter. Дорога выбрана достаточно сложная - трасса Волгоград - Сызрань, снискавшая себе недобрую славу дороги смерти.
По легенде, два водителя-дальнобойщика едут в Камышин, везут запчасти для грузовиков. В качестве второго водителя мы пригласили водителя-дальнобойщика с пятнадцатилетним стажем Александра Дударева. Итак, доверенности выписаны, путевые листы получены. Время трогаться в путь. За рулем Fuso Canter поедет журналист сайта V1.ru Андрей Петров. Actros поведет Александр Дударев.
"За рулем Fuso Canter чувствуешь себя так, словно всю жизнь ездил на этой машине, - делится первыми впечатлениями Андрей. - Все удобно,все под руками, все на своих местах и интуитивно понятно. Поневоле вспоминается российский аналог Fuso Canter - "Валдай". Шумно, тряско, некомфортно, много свободного пространства кабины съедает сильно выступающий в салон двигатель. В Mitsubishi Fuso Canter же все наоборот. Все продумано до мелочей, даже расположение рычага коробки передач, который расположен на приборной панели справа от руля. К слову, в кабине среднетоннажника есть полноценное спальное место. В недлинной поездке туда можно сложить вещи, ну а переоценить "спалку" тогда, когда в дороге нужно провести пару дней, очень сложно".
При этом автомобиль обладает и еще одной любопытной особенностью - тормозная система у него гидравлическая. Ее вполне хватает для эффективного замедления автомобиля, но машина лишена тех проблем, которые встречаются у грузовиков с пневмосистемой. При этом турбированный дизель позволяет не замечать многочисленных затяжных подъемов, которыми изобилует трасса Волгоград-Сызрань.
Достаточно сказать, что даже на подъем у Горного Балыклея машина вышла на пятой передаче. Всего, кстати, их шесть.
Александр также остался доволен "своим" тягачом.
"Эргономика кабины на высоте, - делится первыми впечатлениями Александр. - За рулем удобно устроится водитель любого роста. Огромные боковые зеркала дают полное представление о том, что происходит позади кабины грузовика. Удобно устроиться на отдых помогут два спальных места и климат-контроль, который не позволит замерзнуть зимой и спасет от жары летом. К слову, в кабине можно стоять в полный рост, что тоже можно отнести к плюсам. Проще говоря, порода автомобиля чувствуется даже в такой мелочи, как гнездо под радиостанцию, размещенное над тахографом".
После заправки выезжаем на Третью Продольную магистраль. Увы, но состояние этой дороги таково, что для сохранности подвески и груза приходится ехать в крайнем левом ряду. Да, знаем, что нарушаем. Но правый и средний ряд, что называется, убитые. И куда идут деньги с транспортного налога? А вот и первая остановка. Пост ГИБДД, в народе именуемый "шайбой". Именно здесь сотрудники ГИБДД останавливают фуры. Въезд в Волгоград транзитным грузовикам в светлое время суток запрещен. В результате именно здесь зачастую скапливается большое количество фур. А в силу того, что у поста практически нет мало-мальски приличных стоянок, то проехать здесь бывает достаточно сложно. Поэтому мы настоятельно рекомендуем дальнобойщикам не испытывать судьбу, а подгадывать так, чтобы проходить Волгоград ночью. Поверьте коренным жителям города-героя. Да и "мелких" ночью на улице гораздо меньше.
Дорожная благодать
Первый приятный сюрприз ожидал нас сразу же после выезда на федеральную трассу Р-228. Мы, конечно, знали, что на трассе ведутся активные дорожные работы, но чтобы они были настолько активными... Проще говоря,
там, где раньше скорость в 20 километров в час была безумно большой, сейчас вполне можно ехать разрешенные 90. Даже знаменитый мост через Ерзовский залив превратился в самый настоящий автобан, с шикарными асфальтом и разметкой.
Правда, прежде, чем выехать на него, придется проехать контрольный пост полиции и транспортной инспекции. Если у вас все документы в порядке, то бояться нечего.
Итак, едем дальше. Чем ближе к Дубовке, тем сильнее наше удивление. Уже язык не поворачивается назвать эту трассу "дорогой смерти". 55 километров до Дубовки проходятся, что называется, на одном дыхании. Великолепный асфальт, шикарная разметка. Отдельное спасибо дорожникам - за полосы разгона, позволяющие легко объехать чадящие дагестанские КАМАЗы.
К слову, даже в подъем обгоны на наших грузовиках выполняются примерно так же, как на легковушках. С той лишь разницей, что на Fuso Canter нужно переключиться с шестой, к примеру, на пятую передачу. А на Mercedes-Benz достаточно лишь нажать на кнопку, увеличивающую тягу. Тогда почти десятитонный грузовик разгоняется со скоростью самолета, не важно, в подъем, на спуск или по прямой. Кнопка - газ в пол - и обгоняемый остается далеко позади. Правда, и расход топлива в таком режиме увеличивается. Поэтому не стоит ехать на нем постоянно. Равно как и не стоит отключать мочевину. Положено - пусть стоит. Хуже уж точно не будет. Особенно если не заливать что попало.
Размышления прерывает ожившая рация на 15-м канале: "Парни, а где есть поблизости стояночка неплохая на Саратов?" Да тут недалеко, в паре километров, возле села Пичуга. Два кафе, гостиница, охраняемая стоянка для грузовиков. В обед здесь, как правило, собирается достаточно много грузовиков. А это первый признак того, что кормят недорого, сытно и вкусно. А главное - на этой стоянке безопасно.
Дубовка: не гони без нужды
Едем дальше. Километров через 20 на горизонте появляются очертания города Дубовка. Первое, что встречает всех без исключения путников, - это заправка крупной федеральной сети и купола Дубовского женского монастыря, расположенного примерно в километре от трассы. Кто хочет - может заехать поставить свечку и набрать воды из святого источника. При этом для того, чтобы въехать в саму Дубовку, придется преодолеть достаточно затяжной и крутой подъем. К слову, разгоняться крайне не рекомендуем. Во-первых, потому что город. Во-вторых, потому что очень часто возле первого магазина со стороны Волгограда прячутся в засаде инспекторы ГИБДД, штрафующие тех, кто не пропускает пешеходов. Здесь же можно пополнить запасы продуктов, благо вдоль трассы представлены практически все сетевые магазины, которые встречаются и в Волгограде, вкусно и плотно пообедать и даже снять наличку в банкомате.
Пост ГИБДД за Дубовкой скорее мертв, чем жив. Тем не менее очень часто там останавливаются на ночь не только дальнобойщики, но и водители легковушек. Наверное, потому, что изредка на посту все же появляются инспекторы.
Первые 60 километров позади. Самое время поделиться первыми впечатлениями от автомобилей. Mitsubishi Fuso Canter, несмотря на то, что это полноценный грузовик, ведет себя вполне по-легковому. Даже к габаритам машины удалось привыкнуть после первых сотен метров. Достаточно шустро разгоняется, великолепно тормозит, вполне понятно рулится. Сидеть за рулем удобно - благо, регулировки сиденья и руля помогают устроиться с максимальным комфортом. А большая площадь остекления и зеркал позволяют видеть дорогу в буквальном смысле слова под колесами. При этом кочки и дорожные неровности машинапроходит без каких-либо неудобств, несмотря на то, что установлена рессорная подвеска. При желании, на этой машине можно отправляться и в дальний рейс. Спалка есть, автономка тоже стоит. А спинка среднего сиденья при необходимости превращается в удобный столик. Что еще надо для счастья?
Mercedes-Benz же напоминает породистого скакуна. В нем сделано все для того, чтобы водитель на дальних перегонах не испытывал никаких неудобств. Несколько режимов работы трансмиссии и двигателя, великолепная шумоизоляция и эргономика, активный круиз-контроль, коробка передач PowerShift, "умная" система Telligent заблаговременно подскажет, когда нужно менять масло, или попросит очистить воздушный фильтр. Вообще список опций, установленных в конкретной машине, занимает четыре страницы мелким почерком. К слову, владелец машины может полностью собрать ее, что называется, "под себя". Были бы деньги и желание.
На дороге тягач ведет себя как океанский лайнер во время штиля. Спокойно и уверенно. Лишь пневмосиденье немного покачивается в такт дорожным неровностям. При этом даже на скорости в 90 километров в час в машине можно разговаривать, не повышая голоса - шумоизоляция кабины выше всяких похвал.
На всем протяжении пути до Дубовки мы ловили себя на мысли, что что-то не так, что-то необычно, непривычно. Нет привычной тряски и вибрации, в эфире нет привычного мата дальнобойщиков на дорогу. И действительно, практически до самого Камышина дорогу привели в порядок.
Уложили свежий асфальт, нанесли пластиковую разметку, новые дорожные знаки. Капитального ремонта дорога ждала давно. И вотблагодаря выделенным Росавтодором средствам и работе Управления автомобильной дороги "Москва-Волгоград", в ведении которого находится трасса, дорога Волгоград-Саратов существенно преобразилась. Справедливости ради отметим, что на трассе остались еще не совсем комфортные участки, но большая часть дороги уже сделана. Сделана, можно сказать, на отлично. Те участки дороги, до которых ремонтные работы не добрались в этом году, будут отремонтированы в будущем, уверяют дорожники.
Приятного аппетита
За этими размышлениями мы доехали до знаменитой "тещиной остановки", расположенной в десятке километров от Дубовки. Когда-то было это самое популярное место для отдыха. Правда, не очень удобное, ибо если идти на Волгоград, приходилось трогаться в крутой подъем. На Саратов - небольшой спуск не позволял достаточно разогнаться, чтобы спокойно выйти в затяжной подъем. Тем не менее еще лет пять назад здесь было не протолкнуться от фур. Сейчас же пара ларьков, и кафе с шашлыком. Однако все же заехать сюда стоит хотя бы для того, чтобы набрать воды из ключа, который бьет здесь, если не ошибаемся, с 18 века.
О масштабе дорожных работ свидетельствует даже село Оленье, по которому без обилия непечатных слов проехать было просто нельзя. Волны и кочки не просто срезали фрезой, а уложили свежий асфальт, сведя дефекты дороги к минимуму. Само же село наглядно отображает то, чем живет сейчас российская деревня. Яблоки, домашняя сгущенка, овечьи шкуры, различные садовые скульптуры... Все это покупается в Волгограде и втридорога перепродается на трассе. Пожалуй, за исключением арбузов и помидоров. Уж что-что, а это добро не выращивает в Дубовском районе разве только что ленивый. К слову, качество этих даров земель дубовских великолепное.
За этими размышлениями мы подъехали к еще одной популярной у дальнобойщиков стоянке - "У Пруда", расположенной в районе села Горно-Водяное. Это целый придорожный комплекс, где можно отдохнуть, поесть принять душ, отремонтировать машину или заклеить пробитое колесо. Правда, администрация стоянки оказалась не совсем гостеприимной и, завидев нашу камеру, пригрозила полицией, при этом так и не объяснив, что же именно мы нарушили.
И снова под колесами наших грузовиков простирается федеральная трасса Р-228 Волгоград-Сызрань. Участки свежеотремонтированного асфальта сменяются кусками старого покрытия, но в общем и целом это уже не та опасная и узкая дорога, которая была еще прошлой весной. Если раньше ехать по этой дороге было сродни каторжному труду, сейчас путь на Камышин доставляет удовольствие. При этом видно, что дорожники работали и работают на совесть, делая все так, как нужно. Все это вселяет осторожный оптимизм и веру в то, что свежеуложенный асфальт переживет не одну зиму без ремонта.
Осторожней на спуске
На часах уже третий час дня. Самое время выпить чашечку кофе. Сделали мы это в живописнейшем месте на берегу Балыклейского залива. Река, холмы, кофе, две мощных машины, едущие по хорошему асфальту. Что может быть лучше? Пожалуй, только абсолютно ровная дорога. Не в плане отсутствия выбоин, а в плане затяжных спусков и таких же затяжных подъемов. К слову, последствия такого пуска можно наблюдать на берегу все того же Балыклейского залива. За кафе сиротливо стоят остатки прицепа-рефрижератора. На спуске у прицепа заклинило колесо, в итоге прицеп практически полностью оказался уничтожен огнем.
Но полностью сгладить рельеф дороги дорожникам не под силу. Чтобы обеспечить бесперебойное и безаварийное движение по федеральной трассе, дорожники запасли на зиму песко-соляную смесь, подготовили специализированную технику, которая будет работать на дороге зимой, очищать проезжую часть от снега и обрабатывать ее противогололедными материалами. Кроме того, эта техника поможет грузовикам забираться на подъемы в том случае, если они не смогут этого сделать самостоятельно. Зачастую вскарабкаться в гору большегрузы не могут потому что, пренебрегая всеми правилами безопасности, передвигаются по дорогам на лысой резине и даже не думают о том, чтобы использовать цепи противоскольжения.
Вас снимает нескрытая камера
Контролировать ситуацию на трассе дорожникам помогают видеокамеры и посты метеоконтроля, установленные на наиболее опасных участках дороги. Картинка с камер и информация о метеообстановке передается в режиме реального времени диспетчерам в "Управление дороги Москва-Волгоград" и подрядной организации, которая занимается содержанием трассы, где принимается решение, как справиться с образовавшейся на дороге проблемой: отправить на подъем КДМ с песком или же тяжелую технику для того, чтобы растащить образовавшийся затор.
Там, где провести коммуникации и запитать метеостанции и видеокамеры не представляется возможным, дорожники используют энергию ветра и солнца. У села Белогорки, где в прошлом году не раз собирались пробки из грузовиков, установлена как раз такая метеостанция с камерой. Ее работу обеспечивает солнечная батарея и ветрогенератор, а значит, ситуация на этом сложном подъеме под контролем дорожников.
Вот и Камышин. Город с очень красивой набережной и очень плохими дорогами. Машины отправляются на разгрузку, мы на короткий отдых, и в обратный путь домой. Скоро будут новые трассы, новые путешествия и приключения.
Фото: v1.ru