"Сфотографируйте меня довольного! - кричит парень в спецовке. - Вот здесь, возле моей машины!". Олег Леонтьев - дальнобойщик со стажем, работает на индивидуального предпринимателя и доставляет грузы из Беркакита в Якутск. С закрытием паромной переправы он три дня простоял в Нижнем Бестяхе. И вот 26 октября он воспользовался возможностью переправиться из Техтюра в Жатай на грузовой барже "Жатай-1", буксируемой теплоходом "Капитан Бурковский". Для него это просто подарок судьбы!
26 октября от причала ОАО "ЛОРП", расположенного в районе Жатая, буксирный теплоход "Капитан Бурковский" с грузовой баржей "Жатай-1" совершил пробный рейс на противоположный берег реки Лена, к поселку Техтюр. Проводку каравана в ледовых условиях второй год подряд осуществляет ледокол "Капитан Бабичев" под управлением капитана Дениса Макарова.
Условия работы привычные - в Арктике "Бабичев" спокойно преодолевает ледовое препятствие полуметровой толщины и более, а небольшая осадка позволяет здесь, на Лене, свободно проходить от одного берега к другому.
В период раннего ледообразования на реке водный транспорт - это единственный способ быстро переправить груз с одного берега на другой, и многие судоходные компании не упускают возможности извлечь из этого выгоду. Обычно работа "кипит" до конца октября - до той поры, пока суда могут беспрепятственно двигаться по водной глади. С наступлением же более низких температур и плотного ледостава судоходство становится возможным только при условии привлечения специализированного флота. На "передовую" выходят ледоколы Ленского объединенного речного пароходства. Для этих трудяг навигация не заканчивается Северным завозом. С караваном судов они возвращаются из Арктики домой, но сушить вёсла им еще рановато. Например, "Капитан Бабичев" 9 октября завершил работу в Арктике, 15-го прибыл в Жатай и уже 26-го в 17:00 вышел на линию "Жатай - Техтюр".
"Первый рейс прошел в условиях отличной видимости, шуга на реке позволяла идти на полном ходу, - рассказывает Денис Макаров. - Обратно из Техтюра ушли в 6 утра. В среднем, за сутки удается провести два круговых рейса. Частота зависит от скорости погрузки, от организованности и сознательности водителей автомобилей. На переход каравана судов уходит час-полтора, остальное время затрачивается на оформление и грузовые операции".
К причалу ОАО "ЛОРП" тянется вереница из нескольких десятков большегрузных машин. Водители нервничают - никакой автомобилист не радуется "пробке". Представители ОАО "ЛОРП" в сотрудничестве со стражами правопорядка координируют расстановку автомобилей. Оформившие дорожные ведомости водители курят в ожидании отправки и охотно фотографируются, как Олег Леонтьев.
За простои волнуются не только водители, но и грузовладельцы - им нужно сделать как можно больше рейсов, успеть завезти с того берега как можно больше товаров на зиму. Беспокоятся по поводу тарифов, некоторые даже обращаются за помощью в СМИ в духе "дорогая передача...".
Журналисты звонят в ЛОРП и ссылаясь на предпринимателей просят разъяснить ситуацию. Хорошо когда коллеги объективно подходят к решению задачи. Гораздо хуже, когда они пытаются обострить. Флотские люди, наоборот, обострять и накалять ситуацию не любят. Следуя закону "На флоте во всем должен быть порядок!", добросовестно выполняют свою работу, без суеты. Но в ответ на необоснованные претензии у них тоже возникает ряд резонных вопросов. И, в первую очередь, почему коммерсанты, деловые люди ведут себя совершенно не по-деловому?
Все ли понимают, что в данной ситуации спрос многократно превышает не только предложения на рынке подобного рода услуг, но и усиливается в конкретных временных рамках? Все ли осознают, что технические возможности единственной компании, которая выступает в буквальном смысле связующим звеном и помогает предпринимателям осуществлять их бизнес, не безграничны? Ведь из-за обмеления и переформирования русла реки Лена в навигацию 2014 года ОАО "ЛОРП" намерено было вовсе отказаться от грузоперевозок по маршруту "Дыркыллах - Нижний Бестях". Но это решение оспорили, если можно так сказать, сами грузовладельцы - клиенты компании.
"С 26 по 30 октября мы оформили свыше 600 дорожных ведомостей, сегодня в очереди к жатайскому причалу я насчитала 88 грузовых автомашин, - комментирует ситуацию Марина Курбатова, начальник коммерческого управления ОАО "ЛОРП". - Номенклатура грузов различная - продукты питания, товары народного потребления, стройматериалы, в том числе базальтовое волокно, щебень. Перевозим различное оборудование и спецтехнику, например бензовозы с топливом в адрес ОАО "Саханефтегазсбыт".
Для осуществления востребованных грузоперевозок речники продумали новый маршрут, отстроили и оборудовали причал в районе нижнего каравана Жатайского затона, потому что только там глубина реки позволяет сделать так называемый "взвоз" - установить баржу с аппарелью для проведения погрузки автотранспорта.
В дополнительные расходы вылилось и обустройство подъездного пути к причалу длиной более 8 километров. К каждому рейсу у обоих причалов задействована спецтехника - тракторы для формирования пандуса причалов и фронтальные погрузчики для подборки грунта.
Однако, речь идет не просто о доставке груза из пункта А в пункт В. В период ледостава мы говорим о ледокольном сопровождении двух судов, о создании и поддержании в ледовых условиях судоходной трассы, учитываем расходы топлива не только во время движения каравана, но и в период вынужденных простоев судов в ожидании прохода льда. Так кто из грузовладельцев может самостоятельно, без подобных разъяснений, признать разницу в тарифе между перевозкой груза водным транспортом и перевозкой груза водным транспортом с ледокольной проводкой?
"29 октября в 9 утра река "встала", - сообщает капитан Макаров. - Первым рейсом вышли и сразу почувствовали, как скорость снизилась. Чтобы избежать простоев, прокладываем понемногу путь. Особых трудностей я не вижу, так мы обычно работаем числа до 20-го ноября".
С каждым днем судоходная обстановка становится все сложнее. Экипажи трёх судов несут круглосуточную вахту. Береговые подразделения ЛОРПа также не имеют временных ограничений в режиме - день и ночь работает флот, значит и берег спит неровно. Грузовые перевозки на линии "Жатай - Техтюр" проходят в экстремальных условиях и сопряжены с высокими производственными рисками. Процесс организован с максимально возможной эффективностью, а для осуществления контроля качества предоставляемых услуг налажено посменное суточное дежурство специалистов Пароходства на причалах.
В своей деятельности ОАО "ЛОРП" старается максимально удовлетворить запросы рынка и потребности клиентов. Речники благополучно отработали навигацию 2014 года, перевыполнили план, доставили все объемы грузов для жизнеобеспечения северных поселков, грузы для международного мега-проекта "Сила Сибири" и восстановления военной и научно-исследовательской базы в Арктике. Работали до крайних сроков, никого не подвели.
Хотелось бы, чтобы такой отзывчивый и ответственный подход, нелегкий труд флотских людей был по достоинству оценен всеми, для кого они работают.
Фото: 1sn.ru