← Автомобильные грузоперевозки

Недобросовестных автоперевозчиков в Свердловской области становится все больше

В Свердловской области резко увеличилось число недобросовестных частных перевозчиков. Они наносят существенный ущерб логистическим компаниям, которые не имеют собственного парка автомобилей. Возрастает риск несвоевременной доставки груза в указанное место, его порчи или пропажи. Потенциально недобросовестными перевозчиками являются все ИП и фирмы, имеющие небольшой автопарк: их в стране насчитывается сотни тысяч, уверен эксперт по логистике Александр Трахтенберг.

В Свердловской области резко увеличилось число недобросовестных частных перевозчиков. Они наносят существенный ущерб логистическим компаниям, которые не имеют собственного парка автомобилей. Возрастает риск несвоевременной доставки груза в указанное место, его порчи или пропажи. Потенциально недобросовестными перевозчиками являются все ИП и фирмы, имеющие небольшой автопарк: их в стране насчитывается сотни тысяч, уверен эксперт по логистике Александр Трахтенберг.
"Главная проблема рынка заключается в том, что компании не проверяют должным образом лиц, которым отдают груз для транспортировки. Поэтому на рынке Свердловской области достаточно много мошенничеств с подставными фирмами. Причем с каждым годом их число увеличивается. Также логисты нередко привлекают к перевозке частных лиц, у которых автомобиль старый, в аренде, с изношенной резиной. Если такой водитель угробит груз, то взыскать с него ущерб не получится", - заявил гендиректор "Элмаст" Денис Николаенко.
"Это очень большая доля на рынке. Они не в состоянии обеспечить надежность перевозок. Поэтому их привлечение в первую очередь грозит несвоевременной доставкой груза в указанное место. Сейчас средний возраст автопарка в РФ - 8-10 лет. Если отсюда убрать все крупные и средние компании, то получается, что для малых фирм и ИП эта цифра намного выше. Такая машина может сломаться в любой момент. Такие игроки только портят рынок", - уверен Александр Трахтенберг.
По его словам, резкое увеличение числа недобросовестных фирм обусловлено отменой государственной системы лицензирования перевозок.
"После этого входной порог на рынок стал доступен для частников и малых фирм. Это создает риск для логистов. В России практически нет транспортных компаний, которые обходятся собственным автопарком, потому что это невыгодно с финансовой точки зрения. Даже самые крупные компании работают с посредниками", - полагает Александр Трахтенберг.
Логистические компании действительно предпочитают не иметь собственный автопарк, а обращаться к "частникам" или к специализированным транспортным предприятиям, соглашается коммерческий директор "Юнион-Тракс" Антон Борисенко.
"Это выходит на 20-35% дешевле. Однако для того, чтобы сделать грамотный выбор необходимого посредника, надо просчитать возможные риски. В противном случае компания сильно рискует", - уверен Антон Борисенко.
Директор по логистике ТК "КИТ" Сергей Федоров подтвердил, что отдавать услуги перевозок на аутсорсинг намного дешевле.
"Наши собственные автомобили обслуживают всего 5-10% грузов. Остальное мы отдаем профильным перевозчикам. Так значительно выгоднее.
В Екатеринбурге сейчас около 200 перевозчиков.
В день мы привлекаем около 200 машин. В этой связи возникает вопрос о том, как отделить добросовестного перевозчика от недобросовестного", - заявил Сергей Федоров.
Эксперт считает, что при выборе транспортной компании необходимо учитывать несколько моментов.
"Расскажу об опыте нашей компании. Во-первых, мы полностью отслеживаем цепочку собственников машины, стараемся как можно реже работать с посредниками. Во-вторых, мы отказываемся от привлечения техники старше 2000 года. В третьих, обычно работаем с теми компаниями, которые страхуют свои грузы", - сообщил Сергей Федоров. Отметим, что
доля застрахованного грузооборота в России сейчас не превышает 20%. Для сравнения: показатель в Европе достигает 85%.
Еще одним критерием выбора добросовестного перевозчика является техническая оснащенность транспорта, уверен генеральный директор технического центра "Пятая Среда" Максим Максименко.
"Наличие GPS-Глонасс навигатора позволяет отследить перемещение любого заказанного транспортного средства. Еще одним грамотным решением будет использование тахографов, которые предназначены для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа", - сообщил Максим Максименко.
Антон Борисенко полагает, что для минимизации рисков логистическим компаниям следует проанализировать возможность увеличения доли собственного автотранспорта.
"Ситуация на рынке меняется практически каждую неделю.
В последнее время содержание своего автопарка стало обходиться намного дешевле.
Во-первых, примерно на 20% снизилась стоимость новых грузовых автомобилей. Во-вторых, у современных машин намного больше межсервисный пробег, то есть они гораздо реже ломаются. В-третьих, у них значительно ниже расход топлива", - сообщил Антон Борисенко.
Можно констатировать, что в последнее время в Свердловской области значительно выросло число недобросовестных автоперевозчиков. С одной стороны, это обусловлено отменой системы лицензирования и увеличением числа ИП и малых компаний. С другой, невнимательностью транспортных компаний, которые не проверяют должным образом перевозчиков.
Партнер юридического агентства ЮС "Когенс" Юлия Пашкина добавила, что неправильный выбор посредника грозит транспортным компаниям налоговыми потерями.
"По нашему законодательству, логисты имеют право получить налоговый вычет в случае, если предоставят инспектору данные из своей книги купли-продажи. Для этого аналогичные сведения также должен показать перевозчик. Если он, к примеру, представляет из себя фирму-однодневку, то шанс получить данные налоговые льготы стремится к нулю. Это значительно снизит оборот логистической компании, следовательно, эффективность ее работы", - уверена Юлия Пашкина.
Фото: АвтоТрансИнфо
УралБизнесКонсалтинг