Российский рынок автомобильных грузоперевозок отличает одна негативная особенность. Время простоя машин в пути в нашей стране значительно выше, чем за рубежом. Именно поэтому по собственной недальновидности южноуральские предприятия переплачивают за грузоперевозки, уверяют сами перевозчики. Тарифы на транспортные услуги могут быть ниже при условии заинтересованности в этом заказчиков.
По словам доцента кафедры "Эксплуатация автомобильного транспорта" ЮУрГУ, топ-менеджера челябинской транспортной компании Владимира Шепелева, вместо оправданного одного часа простоя на погрузо-разгрузочных работах машина может простоять все 8 часов. Отсюда низкая производительность перевозок и высокие, даже по сравнению с Европой, тарифы на транспортные услуги.
- На рынке автомобильных грузоперевозок нет понятия штрафов за простой. Если машина простояла на междугородних перевозках, то ее никто не штрафует в отличие от железной дороги, - говорит эксперт. - Заказчик не заинтересован в том, чтобы грузить машину быстрее. Так как нет штрафных санкций. Хотя есть нормативы, и они прописаны в правилах перевозки грузов. На машину весом в 20 тонн отводится не более 2 часов погрузки в среднем. На деле такая машина грузится минимум 6 часов.
По словам Владимира Шепелева, простой закладывается перевозчиком в тариф. Если сократить простой, то перевозчик готов "уронить" и тариф.
- На той же железной дороге за простой вагонов штрафуют. Но это монополия, которая устанавливает свои правила игры. На рынке автомобильных перевозок ситуация иная. Здесь сохраняется высокая конкуренция, и лишние санкции в отношении заказчиков перевозчикам ни к чему. Нужно предложить заказчику другой стимул - финансовый, - уверен логист. - Наша компания однажды пошла на то, чтобы снизить цену на перевозку на 10 процентов, но с условием, что автомобили будут грузиться на предприятии в сжатые сроки. Мы готовы некоторые позиции снизить даже на 25 процентов, особенно на коротких расстояниях, и при этом повысить свою прибыль более, чем на 50 процентов за счет оборачиваемости.
Финансовый интерес заказчика может сыграть свою роль и в случае с крупными предприятиями, где организовать быструю погрузку гораздо сложнее.
- Сколько работаем с заводами, постоянно решаем вопросы заезда-выезда, - говорит директор отдела логистики "ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" Иван Долинин. - Взять к примеру УралАЗ. В сутки на это предприятие может совершить лишь один рейс, хотя максимальное время в пути всего 6 часов. Все остальное - это время на заезд-выезд с завода, оформление документов, ожидание погрузки и прочее. Да, предприятию не хватает людей, погрузчиков, охраны. Но все это больше организационные моменты. Постоянно договариваемся, как сделать погрузку быстрее.
Фото: ooo-tt.net