С будущего года в столице вступят в силу поправки в закон "О патентной системе налогообложения". "Газета.Ru" разбиралась, как изменения в сфере грузовых и пассажирских перевозок, аренды, розницы и общепита скажутся на малом бизнесе и потребителях. Особенно сильно изменения в патентной системе налогообложения затронут грузовые перевозки, по которым выплаты увеличатся в 2-10 раз.
В Москве патентная система налогообложения (ПСН) действует с 1 января 2013 года. В ней выделяется 65 видов деятельности и потенциально максимальный доход по ним, а также устанавливается налог в 6% в год.
Каждый шестой индивидуальный предприниматель (ИП) в Москве обзавелся патентом, следует из доклада главы департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, ответственного за текущие изменения в законопроекте. Еще в майском выступлении на оперативном совещании правительства Москвы он отмечал, что "предприниматели поверили в патентную систему", а в рознице и общепите количество выданных патентов выросло в несколько раз.
На невысокой стоимости патентов настаивал и мэр Москвы Сергей Собянин. Тем необычнее, что в сложной экономической обстановке Мосгордума пересмотрела стоимость патентов по пяти видам деятельности (в 80% случаев предприниматели столкнутся с ростом отчислений).
По предварительному прогнозу, в 2014 году поступления в бюджет города составят порядка 1,3 млрд руб. при 18 тыс. выданных патентов (увеличение в 1,3 раза). Нововведения, по мнению Решетникова, обеспечат Москве дополнительный доход в 600 млн руб.
Эксперты с такой оценкой не согласны, указывая, что
на слухах о повышении налога число ИП в августе и сентябре сокращалось (было зарегистрировано всего 262 и 60 ИП соответственно по сравнению с 300 ИП в июле).
"Патентная система совсем новая, в нее только начали входить люди, а контроль со стороны государства за неплательщиками (особенно, что касается аренды жилья и грузоперевозок) очень слабый", - рассказала "Газете.Ru" директор Центра правового обслуживания Анна Коняева.
"Вместо того чтобы упростить систему налогообложения, например, освободив от уплаты обязательных сборов в пенсионный и медицинский фонды (сейчас ИП, выбравшие ПСН, платят 17,3 тыс. руб. в ПФР и 3,4 тыс. руб. в ФФОМС +1% с превышения дохода в 300 тыс.), власти пошли по пути увеличения налоговой нагрузки. Эти изменения в ПСН могут усугубить ситуацию для предпринимателей: часть закроют бизнес, часть уйдут в тень, перестав вообще платить налоги", - считает Коняева.
В департаменте экономической политики и развития Москвы "Газете.Ru" не смогли оперативно предоставить комментарий.
Что касается, грузовых перевозок, то до 1 января 2015 года патент на пассажирские и грузовые перевозки обходится (или уже можно сказать - обходился) в 18 тыс. руб в год.
С 1 января 2015 года изменения в патентной системе налогообложения достаточно сильно затронут именно грузовые перевозки, по которым выплаты увеличатся в 2-10 раз.
Максимум придется заплатить за машину грузоподъемностью свыше 10 т - 180 тыс. в год.
"В Москве зарегистрировано свыше 300 тыс. грузовых автомобилей на 25 тыс. владельцев. Поэтому процент ИП с одним-двумя грузовиками довольно высокий", - отметил председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников.
Эксперты отмечают, что ситуация на рынке грузоперевозок и так была сложная: бизнес не лицензированный, доступ на рынок открыт, в связи с чем в Москве наблюдается его перенасыщенность. Чтобы получить клиента, автовладельцы вынуждены значительно снижать цены, из-за чего рентабельность бизнеса крайне низкая.
"Люди уйдут в черный сектор и перестанут вообще платить налоги. Или крупный бизнес окончательно вытеснит мелкий, и тогда он сможет диктовать свои цены. Власти не думают, куда толкают народ. Крупные перекрытия федеральных трасс не за горами", - считает председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов.
Фото: newsru.com