Рыбный вопрос из-за санкционной войны стал очень актуальным для страны трех океанов - России. Известно, что Дальний Восток богат рыбой. Но стало ли тихоокеанской продукции больше в европейской части России? Об этом в эфире видеостудии Pravda. Ru рассказывает гость из Владивостока, управляющий директор компании "Глобойл терминал" Олег Некрашевич.
- Почему-то у нас теперь самым часто упоминаемым в прессе стал норвежский лосось, попавший под ответные запретительные меры. Мурманские предприятия, которые работали с норвежским лососем, терпят убытки. Но зато Дальний Восток оказался в выигрыше?
- Приморье и весь Дальний Восток в этой ситуации не особо в выгодной ситуации, потому что ничего для Дальнего Востока в общем-то не изменилось. Дальний Восток как работал на своем лососе, так и работает. Ничего для дальневосточного рыбака, чтобы он был заинтересован в отправке рыбы на запад России, пока еще не сделано.
- А разве до этого рыба не попадала на запад России?
- Она попадала и попадает сейчас. И в связи с этими санкциями ничего не изменилось, условия для дальневосточных рыбаков не улучшились.
- Но если на рынке возникает нехватка каких-то продуктов, нишу можно и нужно заполнять. И вы вполне можете поставлять больше рыбы.
- В целом
недостатка рыбной продукции с Дальнего Востока на западе России никогда не было. Здесь немножко другая проблема - очень тяжелая логистика, удорожание рыбной продукции в связи с доставкой с Дальнего Востока.
Потом это - отсрочка платежей, которые ложатся на рыбаков. Это все сказывается на возможностях отправлять рыбу с Дальнего Востока в центральные районы России.
- Получается, в Японию гораздо проще, быстрей и выгодней отправить?
- Конечно. Рыба, как и любой товар, идет туда, куда выгоднее. Рыбак работает в очень тяжелых условиях. Для того, чтобы выйти на путину, рыбаку предстоит очень долгий путь. Нужно отремонтировать суда. Ремонт судов может быть разный - от ежегодного осмотра до ремонта на класс. Это, во-первых, сроки, а во-вторых, очень и очень большие затраты. Ремонт БАТМ - основные рыбодобывающие суда на Дальнем Востоке - составляет несколько миллионов долларов. Для того, чтобы отремонтировать, нужны деньги.
Потом судно нужно заправить, снабдить продовольствием, промысловым оборудованием и отправить в море. Дальше происходит вылов рыбы. Следом ее нужно доставить до берега на Дальний Восток, перевести по железной дороге и так далее. И довести ее до покупателя. И только тогда, продав эту рыбную продукцию, рыбак получит свои деньги. Этот процесс - от затрат денег до получения денег - может длиться от трех месяцев до полугода. На сегодняшний день дальневосточный рыбак в наших условиях кредитования не может себе позволить такую роскошь и такие длинные деньги.
- И что себе позволяет дальневосточный рыбак? Позволял все прошлые годы?
- Дальневосточный рыбак позволяет себе брать деньги у покупателя рыбы с азиатского рынка. С их стороны идет кредитование, как денежное, так и материальное. Покупка рыбной продукции происходит непосредственно в море.
- Это относится в основном к маленьким компаниям, артелям или к крупным тоже?
- Да, конечно. У нас система сбыта не налажена. Продать в море гораздо проще и выгодней. Некоторые подходят транспорта и перегружают. Но главное дело даже не в том, когда и где ее отдать, а в том, когда получить за нее деньги.
- Японцы сразу же отдают?
- Японцы даже платят предоплату в некоторых случаях. И не только японцы. Японцы не основные потребители нашей рыбной продукции.
- А кто основные?
- Основные потребители - это китайцы.
Такие промысловые породы, как минтай (основная продукция, которая производится у нас на Дальнем Востоке), идет на рынок Китая. Вернее, даже не на рынок Китая, она идет на их перерабатывающие заводы, а дальше уже в виде филе в пропорции 70 на 30 идет в Америку и Европу.
- Ну, минтай же у нас считался рыбой для кошек.
- Это традиционно в Советском Союзе минтай считался рыбой для кошек. На самом деле это очень высококачественная белковая продукция, которая используется во всем мире, как белок необходимый в питании во всех учреждениях - в армии, школах, садах, больницах: Потому что это относительно недорогая высокобелковая пища.
Дело в том, что в России основное количество потребителей находится в центральных районах. У нас население на всем Дальнем Востоке - 5 миллионов человек. Должен быть потребитель продукции, но до европейской части страны далеко. Поэтому рыбная продукция идет туда, где есть покупатель.
- А возможно, какую-то часть продукции, более дорогую рыбу, например, камбалу, тот же лосось отправлять самолетом?
- Я про такое не слышал. Это, конечно, очень дорого. Если только рыба будет в парном виде, свежая, имеющая какую-то высокую стоимость, может быть такая логистика и оправдана. Очень небольшую часть, наверное, так можно отправить, если это будет действительно ценная рыба, парная. Конечно, самолетом получится намного быстрее, но тоже достаточно долго. Разумеется, в любом случае будет очень маленькая часть. Это не те объемы, о которых мы говорим.
Фото: uralpolit.ru