Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ) уже несколько лет не может выплыть из океана долгов. Эта крупная машиностроительная компания может исчезнуть, и тогда без работы окажутся тысячи россиян, а система из 17 предприятий разрушится. Какое решение можно найти? Об этом 18 декабря шла речь на круглом столе в Общественной палате.
И хотя с тех дней рубль укрепился, проблемы экономики и крупных промышленных групп никуда не исчезли. Среди рабочих КТЗ нарастает беспокойство из-за возможных массовых сокращений. Именно по их инициативе состоялось обсуждение дел в КТЗ и возможного спасения предприятия, на котором, по данным "СПАРК-Интерфакса", висит общий долг в 58,8 млрд рублей. Между тем компания несет убытки. В 2013 году чистый убыток составил 45,4 млн рублей. По итогам 2014 года они, вероятно, возрастут еще более. А ведь КТЗ объединяет множество заводов, производящих строительную, дорожную, коммунальную, лесозаготовительную и иную технику. Есть производство вагонов, прицепов, двигателей и даже военной техники.
ВТБ уже подал иск против бывших владельцев КТЗ Михаила Болотина и Альберта Бакова. Однако не только кредиторов, но и экспертов волнует, куда расходовались заемные деньги. "Как выйти из кризисной ситуации с КТЗ, избежать увольнений на заводах и социального напряжения в регионах?" - так сформулировала главный вопрос дискуссии Светлана Мудрова, доцент кафедры политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова. Представители профсоюзов и общественных структур заметили, что получали сигналы рабочих КТЗ. Люди боятся увольнений.
После ряда информационных выступлений, Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий заявил: "Ситуация с долгами КТЗ настолько сложна и запутана, а угроза дефолта и расчленения так велика, что государство просто обязано вмешаться". Член Общественной палаты Георгий Федоров подчеркнул, что
допустить банкротство столь крупной компании никак нельзя.
На это Директор Центра изучения формирования гражданского общества Денис Зоммер ответил: "Долги КТЗ так велики, что я считаю опасения работников обоснованными. Увольнения могут стать ответом на кризис".
Многие участники дискуссии указывали на странную политику КТЗ. Зачем было набирать столько коротких и дорогих кредитов? Куда ушли эти деньги? Только ли на обновление производства, о котором говорил Первый вице-президент КТЗ Альберт Баков или часть денег уплыли в оффшоры? Кто стоит за предложениями о выкупе заложенных в ВТБ Баковым и Болотиным 100% акций КТЗ? По словам главы кафедры политической экономии РЭУ Руслана Дзарасова, нынешнее положение КТЗ типично и такие кризисы могут не раз "всплыть" в 2015 году.
"Нам нужен алгоритм для разрешения подобных кризисов", - сказал доцент факультета глобальных процессов МГУ Виктор Авдеев. Заверения Бакова о том, что сокращений на КТЗ не предвидится, не убедили всех. В нынешней конъюнктуре и при огромных долгах КТЗ, увольнения могут стать результатом всей прежней политики руководства. Представитель Компании не стал скрывать, что у нее есть проблемы с рынками. Но его позиция по кредитам вызвала полемику с представителем банка "Петрокомерц" Андреем Литвиным. В дискуссии не раз подчеркивалось, что претензии банков справедливы, а их желание сохранить КТЗ как систему предприятий заслуживает уважение.
Банкротство КТЗ могло произойти еще в прошлом году, но лишь теперь - в условиях "второй волны" кризиса - оно становится особенно опасным для рабочих мест и финансовых институтов страны.
Потому большинство экспертов высказались за вмешательство государства.
В заключительном слове Борис Кагарлицкий отметил: "Кризис КТЗ ставит перед нами вопрос о новой промышленной политике России. Она должна обеспечить сохранение и развитие предприятий. Никто кроме государства не распутает узел проблем КТЗ, потому санация его необходима. При этом нужно гарантировать людям сохранность рабочих мест, и перестать повторять либеральные мантры про то, будто вмешательство государства - это всегда плохо, и недопустимо".
Фото: tplants.com