← Топливо, масла и автохимия

Дешевый бензин закончится в марте

Уже весной горючее будет стремительно дорожать, а к 1 мая 2015 года цена за литр топлива АИ-95 достигнет 50 рублей. Об этом в интервью Autonews.ru заявил генеральный директор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. Ранее аналитики нефтяной отрасли прогнозировали подорожание бензина до 50 рублей только к концу 2015 года. Новые данные передвигают этот срок на полгода вперед. Параллельно на рынке возникнет дефицит горючего.

Всему виной налоговый маневр - так называют новый принцип налогообложения нефтедобывающих компаний - закон вступил в силу 1 января 2015 года.
"В результате налогового маневра увеличилась ставка налога на добычу полезных ископаемых, а пошлины на нефть и нефтепродукты снизились, - объяснил Рустам Танкаев. - Это означает, что цена нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке выросла, и та доля вклада, который цена на нефть способна внести в стоимость бензина, увеличилась. Снижение пошлины, в свою очередь, означает, что для российской нефти и бензина экспорт стал более предпочтителен, чем был до этого".
Проще говоря, новая система стимулирует продажу нефти за границу, делая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок менее выгодными - отсюда рукой подать до возможного дефицита.
Одновременно налоговый маневр повышает себестоимость нефти, что приводит к росту розничных цен.
"Налоговый маневр был разработан в то время, когда ни о каком кризисе речи не было,
- рассказал Танкаев. - Его цель состояла в том, чтобы несколько оживить российскую нефтеперерабатывающую промышленность. Но в тот момент, когда налоговый маневр принимали, ситуация уже изменилась кардинально. Фактически, в настоящее время этот закон работает во вред и нефтедобыче, и нефтепереработке в России".
Несмотря на это, налоговый маневр одобрил Совет Федерации и подписал президент Владимир Путин - сейчас документ имеет законную силу. Отменить нововведение предложила группа депутатов Справедливой России в составе Ивана Грачева, Андрея Крутова, Дмитрия Ушакова, Натальи Петуховой и Оксаны Дмитриевой. Парламентарии разработали так называемую альтернативную антикризисную программу, которую анонсировали в конце января: одним из пунктов стала отмена налогового маневра и принудительная заморозка цен на бензин. Согласно подсчетам авторов, отказ от снижения пошлин вместе с возвратом прежних ставок НДПИ привлечет в бюджет дополнительные 800 миллиардов рублей.
На данный момент полная версия этого документа  опубликована на официальном сайте Оксаны Дмитриевой. Пункт о заморозке цен на бензин первая заместитель председателя комитета по бюджету и налогам озвучила только в разговоре с корреспондентом Autonews.ru - в письменном отчете эта мера не упоминается.
"Заморозка тарифов есть в плане, она должна действовать весь 2015 год, чтобы сдержать инфляцию, - обосновала свою позицию Дмитриева. - У нас есть четкий план, в нем 80 с лишним пунктов, часть из которых подкреплена законами. Мы направим нашу программу письмом президенту и председателю правительства России, а также экономическому советнику президента Андрею Белоусову. Мы уже обговаривали этот вопрос с директором Института экономики РАН Русланом Гринбергом, а в середине февраля обсудим план на расширенном заседании ученого совета Института экономики с приглашением научной общественности. Более широкой аудитории мы поведаем наши предложения в рамках Московского экономического форума в марте. Головным органом по рассмотрению антикризисной программы в Госдуме станет бюджетный комитет".
Примечательно, что Дмитриева даже не надеется на прохождение своей программы через нижнюю палату парламента: все усилия депутат намерена направить на общественную дискуссию, а также на изучение документа внутри комитета без вынесения на общее голосование. "Вряд ли эта информация дойдет до премьер-министра или президента, - призналась Дмитриева. - У них даже не будет информации о самой возможности существования проработанной альтернативы. Те, кто совершил ошибки при составлении текущего антикризисного плана, будут в них упорствовать - и сделают все возможное, чтобы об их промахах никто не узнал".
Между тем, предложения профессора и доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой о принудительной заморозке цен на топливо не стали новым словом в российской практике: по словам Рустама Танкаева, после распада Советского Союза такие идеи высказывались регулярно и ни разу не приводили к желаемым последствиям.
"В настоящий момент мы проходим минимум годового потребления бензина и дизельного топлива,
- отметил директор "ИнфоТЭК-Терминала". - С конца февраля потребление начнет расти. В то же время расширятся возможности продажи бензина на внешние рынки благодаря налоговому маневру. В результате в России образуется дефицит бензина. Если на это наложить фиксацию цен на топливо, это приведет к бензиновым кризисам во всех регионах России - дефициту бензина и неизбежному росту спекулятивных цен. Разумеется, повысятся не те цены, что официально укажут на заправках, а те, что выставят по темным углам - люди начнут покупать бензин на черном рынке".
"В прошлом году такая ситуация сложилась в Алтайском крае, где из-за дефицита бензина цены подскакивали до 50 рублей за литр при официальных ценах около 30. Вот чего можно добиться нерыночными методами, которые предлагают депутаты Государственной думы, - добавил эксперт. - Мы это проходили десятки раз с момента распада СССР. В Советском Союзе другой ситуации просто не было - дефицит бензина там был всегда. После распада СССР ударные бензиновые кризисы повторялись регулярно".
Наиболее благоприятной обстановкой для очередного топливного обострения становится финансовый кризис - к примеру тот, что произошел в 1998 году.
"После кризиса-1998 дефицит бензина образовался в 50% субъектов Российской Федерации, - привел пример Танкаев. - В тот момент ситуация вышла на государственный уровень, была создана комиссия, в которую я входил. Комиссией руководил вице-премьер Аксененко. Потребление и поставки бензина удалось выровнять только после того, как цены перестали регулировать. То же самое бывало в нашей истории много раз. До бесконечности наступать на одни и те же грабли - это, мягко говоря, непрофессионально. То, что депутаты Госдумы не знают, как работает нефтяной рынок, и не в состоянии предложить что-то разумное - это нормально, ведь там нет нефтяников".
"Что касается налогового маневра, то мы много говорили о том, что он абсолютно несвоевременен и бессмыслен. Об этом рассуждали не только эксперты, но и люди, облеченные властью - к примеру, глава "Роснефти" Игорь Сечин. К этим словам никто не прислушался, - напомнил аналитик. - Инерция государственной машины вкупе с полным непониманием рычагов экономического воздействия со стороны экономического блока нашего правительства приводят к тому, что решения принимаются не исходя из ситуации и компетентности, а исходя из традиций и инерции. Налоговый маневр, конечно, нужно отменять".
Согласно заключению обозревателей нефтяного рынка, позиция правящей партии приведет к неминуемому росту рублевых цен на топливо. "Сейчас розничные цены на бензин в России в 5 раз ниже, чем в странах Европы - таких, к примеру, как Германия или Франция, - рассказал Рустам Танкаев в интервью Autonews.ru. - В Москве цена на бензин в розницу в полтора раза ниже, чем в Киеве. Эти данные легко проверить. Все это безобразие требует высоких таможенных пошлин - чтобы защитить внутренний рынок. С маленькими пошлинами, утвержденными в результате налогового маневра, бензин утечет из России".
"Много разговоров о том, что цена на нефть падает, а на бензин - растет, но сравнивать необходимо в одних и тех же единицах, - продолжил эксперт. - Если говорить о валютной цене бензина в России, то в январе прошлого года он стоил 88 центов за литр, а сейчас - 44 цента. Цена упала в 2 раза. Поскольку у нас обесценилась национальная валюта, то рублевая цена на топливо чуть-чуть подросла. Если наш рынок начнет приходить в равновесие с внешним рынком - а это неизбежно - то при том уровне пошлин, который установился благодаря налоговому маневру, к 1 мая мы увидим цену на бензин АИ-95 в 50 рублей за литр".
Фото: schmmst.appspot.com
Autonews