← Автомобильные грузоперевозки

"Если бы у Совмина запахло горелыми грузовиками, с нами бы говорили по-другому"

4 февраля белорусские грузоперевозчики собирались провести акцию протеста в Минске, чтобы обратить внимание властей на несовершенство системы платных дорог BelToll - за несколько месяцев работы новой системы они получили огромные, до 80 тысяч евро штрафы. Однако в назначенное время акция не состоялась. Почему? Что планируют делать - если планируют - грузоперевозчики, попавшие на космические штрафы за нарушение правил пользования платными дорогами BelToll? Об этом в интервью "Сал?дарнасц?" рассказал директор одной из белорусских транспортных компаний Олег Новиков.

Власти Беларуси отреагировали на планируемую акцию в своем фирменном стиле: площадь Независимости в Минске оцепили милиция и спецслужбы, а к Дому правительства подогнали два автобуса со спецназом. Накануне был арестован на 15 суток лидер грузоперевозчиков Сергей Штода. Он отправился на прием к первому вице-премьеру Матюшевскому, чтобы не доводить вопрос до уличной акции, но попал на Окрестина якобы за то, что "ругался матом".
Единственный человек, который после случившегося продолжил попытки достучаться до властей, - директор транспортной компании Олег Новиков.
6 февраля он побывал на приеме у замминистра финансов Беларуси Дмитрия Кийко. На встрече обсуждалась возможность списания долгов по штрафам, вынесенным за нарушения при оплате пользования платными дорогами Беларуси.
Своими впечатлениями от похода в Минфин бизнесмен поделился с корреспондентом издания.
- Это то же самое, если вы придете в филармонию и будете рассказывать о биноме Ньютона. Люди совершенно на другой волне, понимаете? Они обязаны выполнять определенные финансовые показатели. Это обычные бухгалтеры, только немножко крупнее масштаб у них. Им все равно, откуда эти деньги. Штрафы или налоги, проценты по ценным бумагам или облигации. Они за этими цифрами ничего не видят.
В том, что произошло, виноваты люди, которые запустили систему Белтолл без испытательного срока, не предполагая, что кому-то придется отвечать за все косяки, которые могут возникнуть.
Кто-то должен встать и сказать: "Извините, я отдавал распоряжение запускать. И поэтому эти косяки оплачиваю я". Вы видели когда-нибудь, чтобы у нас за 20 лет кого-то посадили за неверные экономические решения? Вот вам и ответ на все.
Когда начинаешь тыкать во все огрехи и недоработки, которые были в системе платных дорог, начинаются детские игрища.
- У вас сложилось впечатление, что на государственном уровне никто не собирается разбираться в этой проблеме?
- Сейчас еще более усилилась позиция сторонников не разбирательства, а "как есть так и платите". Они скажут: " Посадили Штоду на 15 суток - кто-нибудь вышел за него? Так идите, пацаны, отсюда ровненько". Если бы на Советской, 9 (у Дома правительства) запахло горелыми грузовиками, все Окрестино заполнили бы водители-дальнобойщики, власти по-другому бы с нами разговаривали.
- Как, по-вашему, почему перевозчики не вышли 4 февраля к Дому правительства? Испугались?
- Конечно. Но вопрос не только в этом. Я отлично знаю ситуацию на предприятиях.
У меня автомобили приобретены по шестому декрету. Они, скажем так, условно растаможены. Процентов 80 перевозчиков именно так приобретали машины.
На фирме висит штраф. При определенных обстоятельствах дана команда "фас" - и транспортное средство блокируют, пока не выплатишь штраф. Представляете, у вас на фирме штраф 100 тысяч евро. Вы везете груз на 200 тысяч долларов. Автомобиль арестовывают и помещают на штраф-стоянку. Как вы думаете, вам кто-нибудь даст перегрузить этот груз? Я не уверен.
И вот смотрите, у вас провисает штраф. Стоимость стоянки на штрафстоянке не пять рублей в сутки. Чтобы машину продать, вам нужно ее растаможить, а она у нас по шестому декрету приобретена. Вы не можете ее ни продать, ни передать в аренду или перерегистрировать на другое юридическое лицо. Это запрещено, потому что условиями декрета вы должны самостоятельно использовать транспортное средство.
Плюс у вас контрактные обязательства перед человеком, который просил вас привезти груз стоимостью двести тысяч долларов. А груз - яблоки, цветы, замороженные субпродукты - испортится. Представляете, какие убытки?
И люди, имея это все, даже не рыпнулись. Всех все устраивало.
Нужно съездить в Министерство транспорта и спросить, что они себе думают. Потому что когда мы называли огрехи, которые были допущены, я видел в глазах чиновников абсолютное понимание этой проблемы.
Сейчас разработан документ, согласно которому амнистии штрафов, о которых мы просили, плавно завернули. Все изменения сводятся ктому, что уменьшился срок, в течение которого на транспортное средство составляют акт о нарушении, - с 30 дней до 15.
Когда в интернет-магазине вы сделали заказ, вам тут же приходит смс-подтверждение. Представляете ресурсы этого магазина? А теперь представьте ресурсы системы, у которой ежедневный оборот двести тысяч евро! Это сложно сделать?
- За полтора года Сергей Штода обошел бесчисленное количество кабинетов в коридорах власти, но, к сожалению, договориться об амнистии штрафов не удалось. Что вы планируете делать дальше?
- Дождаться, когда Сергей выйдет с Окрестина. Думаю, было бы неплохо собрать в одном зале чиновников из разных министерств, чтобы они не пеняли друг на друга, и мы не бегали по замкнутому кругу. В конце концов, нужно выработать общее решение.
Фото: svaboda.org
Gazetaby.com