← Таможня и ВЭД

Как покоритьПоднебесную

"Я подрабатывал гидом в Китае и чем дальше уезжал, тем больше понимал, какие возможности у этой страны. Вернулся в Россию и решил создать собственный бизнес. Мне было 18 лет. Было 200 тысяч рублей, - говорит уроженец Тынды, руководитель компании Transitplus в Гуанчжоу, ведущий бизнес-подкаста "Правда в Чае" Дмитрий Портнягин. - Снял небольшой офис, сделал ремонт - и деньги закончились". О том, как открыть собственную международную компанию в Китае и воспользоваться экономическим кризисом, 26-летний предприниматель  рассказал АП в рубрике "Бизнес без границ".  

- Уроженец Тынды приехал покорять Благовещенск. Почему бизнес основал в КНР?
- Так получилось, что меня воспитывала одна мама - понимал, что на мне большая ответственность. В 18 лет уже вел бизнес здесь, занимались таможенным оформлением, закупками в Китае. Очень тяжело начинали 2008 год, это был кризис. В основном работали с китайцами, а они много не платят. Была каждая копейка на счету, и она должна была работать - это оказалась очень хорошая школа для нас. Тогда я уяснил: если делаешь ошибку, то сильно проигрываешь. А еще я понял: деньги - не главное, их можно заработать. В один прекрасный момент стало тесно в Благовещенске. Пришел в офис и сказал: ребят, следующий шаг - это Китай, кто со мной - поднимите руку. Четверо подняли руки, остальные просто вышли. И мы уехали. Без знания языка. А что мы теряем, сидя здесь?
- Но все же, почему развитие, допустим, не в Москве или еще где-либо в России?
- Виноваты, наверное, мои личные амбиции - еще в школе представлял себя в списке Форбса. Всегда хотел добиваться результатов. Но, к сожалению, Тында, Благовещенск - не те города, где можно развиваться. Почему не Москва? Туда надо ехать либо с чемоданом хороших денег, либо с хорошим контрактом. Других вариантов нет. Ехать в никуда - а что там делать? Москва очень сложный город.  И я поехал в Китай учиться и понимать, как работает бизнес изнутри, - в совершенно чужую, иную страну. И мы правильно выбрали старт. Если ты говоришь, что живешь в Китае, то у тебя уже большое преимущество. Многие не хотят работать с теми же московскими компаниями - большинство хотят обойти как можно больше посредников и получить лучшие цены и условия.
- В моем представлении логистика - достаточно сложный вид бизнеса. Вероятно, в Китае с ним попроще - все-таки 80 % мира снабжает товарами, вывозить есть что. Почему все-таки перевозки?
- Логистика - единственная услуга, которая всегда отдается в аутсорсинг. Вы можете поехать на выставку, познакомиться с производителем, закупить товар, сами перевезти деньги : Но логистику сами выстроить не сможете. Клиент должен заниматься своим делом, вообще каждый должен заниматься своим делом. Если вы находитесь в Москве, займитесь лучше менеджментом, рекламой, открытием новых направлений - много возможностей. Зачем лезть с головой в стороннее направление, тратить время, набивать шишки на голове, терять огромные суммы, если это уже сделали за тебя?
- Чего в итоге удалось достичь?
- Сейчас мы открываем уже третий офис, работаем в центре в высотке, у нас огромный офис-терминал, склад. Только в офисе 60 сотрудников, 30 - на аутсорсинге, и нам помогает большое количество партнеров. Я не помню, сколько оборотность была в 2008 году, потому что тогда даже бухгалтера не было. Сейчас - свыше 100 миллионов долларов в год. Думаю, за это время увеличение произошло в 20-30 раз.
Ежегодно мы оборот удваиваем. Но это не предел - впереди очень много задумок.
- Что в 2008 году, что сейчас кризис. Как удается удержаться на плаву?
- В 2008 году был мировой финансовый кризис - и было плохо всем. Мы зависим от нескольких обстоятельств - рынка спекулянтов, политики. Валюту то отпускает, то прижимает - турбулентность постоянная. Но мы не чувствуем кризиса. Наши клиенты - очень крупные компании с серьезными финансовыми подушками, и они понимают, что надо поставлять товар - клиенты требуют. Мелкие компании, у которых не много денег, заняли выжидательную позицию. Они могут позволить себе подождать, крупные - нет, и я тоже.
Самое страшное в кризисе - российский психоз. А нужно, наоборот, пользоваться ситуацией, иметь холодный рассудок. Я, напротив, усиленно вкладываюсь в рекламу, чтобы занять позицию лидера - воспользоваться ситуацией.
Знаете, для одних черная полоса - яма, а для кого-то - всего лишь взлетная полоса. Когда вы начнете понимать, спустя три месяца, полгода, "да, я просел", первое, что нужно сделать: сесть и подумать. Кризис дает нам возможность еще раз все посчитать, задать себе вопросы. Сокращение расходов - хорошо. Мы тоже делали чистку. Но зачем мы изначально на них пошли? Значит, что-то недодумали. Некоторые компании сокращают штат. Я такую позицию не занимаю - люди делают деньги, а не деньги людей. Персонала это не должно касаться. Нужно понимать, что твоя доходность еще больше зависит от психологического настроя сотрудников, чем от клиентов.
- Какие планы?
- Мне снова тесно - очень хочу путешествовать. Готовимся к экспедиции на Эверест - это моя новая точка свершений!
- Дмитрий, вы вошли в число финалистов российского конкурса "Предприниматель года - 2014" и стали самым молодым участником. Впервые участвовали?
- Да, хотя конкурс в России проводится несколько лет, наверное, в этом году я был больше всего готов. Мы вышли на серьезный уровень, у нас прибыльный бизнес. Я подавал заявку в номинации "Транспорт", где выдвигались главы аэропорта Внуково и Уральских авиалиний. Это компании невероятных размеров, и для меня была большая честь "постоять рядом". Наша фирма вошла в тридцатку лучших. Всего участие принимали около 200 предпринимателей, было 13 номинаций. На конкурсе нужно было рассказывать не столько о компании, сколько о себе. Многие ребята допустили ошибку, презентовав бизнес, пытаясь найти какие-то инвестиции. Сама идея конкурса показать, кто на самом деле является предпринимателем, через какие трудности проходили, начиная свое дело с нуля. Это оказалась хорошая площадка для делового общения с очень интересными люди, которые возглавляют компании с капитализацией в миллиарды рублей. И просто встретиться на улице с ними вряд ли возможно. А нам повезло - смогли поговорить, они дали нам советы. Такие люди владеют огромным опытом, например, Андрей Романенко, президент "Киви", в свои 35 лет добился огромных успехов - одна из десяти российских компаний с капитализацией в миллиард долларов, представители "Сколково", крупных фармацевтических компаний, IT-компании.
"Правда в Чае", или Секреты ведения бизнеса в Поднебесной
В свободное от работы время Дмитрий ведет несколько медийных проектов и делится своим опытом ведения бизнеса в Китае с российскими предпринимателями. В частности, Портнягин является автором и ведущим популярного подкаста "Правда в Чае". Авторский интернет-журнал амурчанина выходит с 20 ноября 2012 года, запись происходит в собственной студии. Основные темы - "подводные течения" китайского рынка и экономики, были беседы и об особенностях чайных туров. Гостями студии становятся предприниматели-россияне, работающие в Поднебесной. С ними, к примеру, Дмитрий обсуждает, как ситуация в Украине повлияла на международный бизнес, какие тренды на рынке производственного оборудования в Китае, а с каким китайским оборудованием не стоит даже связываться. Прослушав аудиозаписи, можно узнать, как наладить поставки изделий из камня и открыть свою бизнес-школу в КНР, что происходит с офшорами и как работает франчайзинг. Название проект получил от производного China (на английском читается как Чайна - Китай), появилась родная и душевная для россиянина форма "чай". "Родился подкаст из желания поделиться опытом о ведении бизнеса в Китае. Посвящается он всем начинающим и уже действующим российским бизнесменам. Буду рад, если такие аудиоподсказки будут полезны соотечественникам. Например, очень актуальная тема - мошенничество в Китае. Мы говорим и об этом", - поделился Дмитрий.
Досье
Дмитрий Портнягин, 26 лет. Является экспертом по международному бизнесу, председателем по международному сотрудничеству Ассоциации Молодых Предпринимателей России, руководитель трейдинговой компании Transitplus, Гуанчжоу. В Китае живет около 6 лет. Родился и вырос в Амурской области, в городе Тынде. После школы переехал в Благовещенск, поступил в МАП. Первые летние каникулы посвятил заработкам на поездках в Китай гидом-переводчиком в составе туристических групп. Параллельно Дмитрий получал разовые заказы от клиентов на закупку и поставку китайских товаров. В 19 лет открыл собственный сервис, который смог бы помочь компаниям и частным лицам в организации закупок, производстве и доставке различных товаров из Поднебесной. Женат.
chnbiz.jpg
Фото: wholesalekitai6.webnode.ru, ampravda.ru
Амурская правда