В России нефть добывают из доллара, а бензин делается из налогов. Это одна из причин, по которой работать над снижением цены на топливо на внутреннем рынке никому не хочется. Однако, по мнению экспертов, дешевый бензин в России все же возможен. Но для этого необходимо добиться выполнения двух условий. Какие же это условия?
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев связывает резкое повышение цен на бензин в России с серьезным ослабления рубля. "Если отвечать на вопрос, почему не произошло существенного снижения цены, притом что на мировых рынках существенно понизились цены на нефть и нефтепродукты, то фактически здесь прямая корреляция с тем, что произошло с рублём. То есть насколько упали цены на нефть, настолько же, к сожалению, ослаб и рубль, а это прямо компенсирующие друг друга варианты", - заявил г-н Артемьев на рабочей встрече с Дмитрием Медведевым, стеннограмма которой выложена на сайте правительства. Подробнее
Максим Ханин, аналитик ФГ "Калита-Финанс" (в ходе онлайн-конференции "Гадание на нефтяной гуще: куда идут цены на "черное золото"?") следующим образом прокомментировал ситуацию с ценами на топливо:
К сожалению, в России нефть добывают из доллара (рублевая стоимость барреля колеблется в диапазоне 3200-3900 рублей за бочку Brent), а бензин делается из налогов. Помимо постоянно растущей налоговой нагрузки на топливо немаловажную роль, конечно, играет и тот факт, что этот рынок принадлежит крупным олигополиям. Крупные компании со своими нефтяными месторождениями, инфраструктурой и НПЗ могут манипулировать с ценообразованием конечного продукта, с чем уже очень давно борется ФАС.
Дешевый бензин в России возможен при сокращении поддержки крупным игрокам на национальном нефтяном рынке и одновременном увеличении помощи меньшим.
Можно было бы пойти по пути США, создав сеть независимых НПЗ и убрав полностью налоговую нагрузку на бензин.
Говорит Виталий Крюков, директор аналитического агентства small letters (в ходе онлайн-конференции "Гадание на нефтяной гуще: куда идут цены на "черное золото"?"):
В США вклад стоимости нефти в цену литра бензина и дизтоплива оценивается на уровне 60% и 40% соответственно.
Порядка трети цены топлива на АЗС приходится на сбыт и маркетинг. Налоги составляют всего около 15% цены литра топлива на АЗС.
В России львиная доля (50-60%) цены литра топлива на АЗС приходится на налоги (прямые и косвенные).
Поэтому в России цены на топливо практически не зависят от цены нефти в долларах. Более актуальна рублевая цена нефти. Курс также влияет и на налоги.
При этом у компаний есть экспортная альтернатива в долларах и, если в РФ цены на топливо в рублях становятся менее привлекательными, то нефтяники могут увеличить экспорт и зафиксировать экспортную цену. Поэтому важно понимать, что курс валют также влияет на цену топлива внутри РФ. Безусловно, можно было бы ввести дополнительные пошлины, экспортный контроль или вообще запретить экспорт, тогда бы исчезла экспортная альтернатива, но в текущих условиях рынка и отсутствия экспортных ограничений компании, по сути, переносят экспортную цену (в долларах с учетом курса) на внутренний рынок.
Также поступают и "металлурги" в текущих условиях. Этот механизм может изменить Правительство, но пока правила игры не менялись и экспорт, по сути, не ограничен.
С этого года вступил в силу запрет на оборот топлива ЕВРО-3, что также будет влиять на цену в течение этого года, так как не все производители успели перейти на топливо ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Это приводит к увеличению экспорта бензина, который нельзя продать на внутреннем рынке.
На внутреннем рынке складывается очень тонкий баланс между предложением и спросом, нет запаса прочности, поэтому любые перебои в работе НПЗ сразу сказываются на ценах. Модернизация российских НПЗ не успевает за ростом спроса на внутреннем рынке. С учетом налогового маневра у нефтяников могут появиться дополнительные сложности с модернизацией. Ряд проектов уже откладывается.
Говорит Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" (в ходе онлайн-конференции "Гадание на нефтяной гуще: куда идут цены на "черное золото"?"):
Цены на нефть за полгода в долларах снизились более чем в два раза. На этом фоне в США наблюдается двукратное снижение цен бензина. В России цены на бензин в долларах тоже снизились в два раза. Изменение внутренних рублевых цен на бензин можно связать в первую очередь с нарастающей инфляцией, желанием нефтяных компаний компенсировать выпадающие доходы от продаж за рубежом и проводящимся в настоящее время налоговым маневром. На фоне происходящих процессов можно сказать, что изменения цен на бензин весьма щадящие.
Говорит Екатерина Крылова, главный аналитик "Промсвязьбанка" (в ходе онлайн-конференции "Гадание на нефтяной гуще: куда идут цены на "черное золото"?"):
Добавлю, что в текущем году снижения цен ожидать не приходится. Мы спрогнозировали розничные цены на основные моторные топлива на 2015 год исходя из их привязки к ценам на нефть Brent, а также налоговой нагрузки. В результате, мы получили, что средние розничные цены на АИ-92 в 2015 г. составят 33,42 руб./л, на АИ-95 - 36,87 руб./л, на ДТ - 36,2 руб./л. По сравнению с 2014 г. в среднем цены вырастут на 6,8%, 8,1% и 7,9% соответственно. Во многом это будет связано с новым "налоговым маневром". Напомню суть: с 2015 по 2017 год в России серьёзно меняется система налогообложения - ставка НДПИ растёт, и при этом снижаются экспортные пошлины, то есть основная налоговая нагрузка ложится на добычу полезных ископаемых. По факту это приводит к росту цены нефти на внутреннем рынке и, соответственно, стоимости нефтепродуктов внутри страны.
Фото: vmdaily.ru