Индекс стоимости морских перевозок Baltic Dry Index, который негласно считается одним из индикаторов реальной экономической ситуации в мире, упал до минимальной отметки за последние 29 лет. 17 февраля его значение достигло минимальных за всю историю 516 пунктов. Учитывая, что нисходящий тренд в BDI сохраняется, аналитики ждут от него новых антирекордов. Что это значит для отрасли грузоперевозок в частности и для мировой экономики в целом?
Индекс Baltic Dry, отражающий среднюю стоимость фрахта и отслеживающий изменение цен на морские грузоперевозки по всему миру, показал катастрофическое снижение. 29 января индекс снизился до минимальных 632 пунктов, снизившись на на 34 пункта (5,11%) в сравнении с предыдущей отчетной датой (28 января).
Предыдущего минимального показателя в 647 пунктов BDI достиг почти за три года до этого - 3 февраля 2012 года. А сегодня, 17 февраля его значение достигло уже минимальных 516 пунктов.
О чем говорит такое падение индекса Baltic Dry?
BDI является индексом, отражающим изменения стоимости морской транспортировки сырья: металла, железной руды, угля, а также зерна. Индекс включает в себя три других индекса стоимости фрахта, отличающихся размерами судов, для которых они рассчитываются - Capesize, Supramax и Panamax. Динамика изменений BDI позволяет инвесторам и участникам рынка анализировать основные тенденции мирового спроса и предложения. Зачастую индекс рассматривается как главный индикатор будущего экономического роста (если индекс растет) или рецессии (если он падает), поскольку сырье, по которому рассчитывается индекс, обладает низким потенциалом для спекулятивных операций.
Максимальных значений за всю историю своего существования (более 11700 пунктов) индекс достигал в мае 2008 года, а его обвальное падение началось с середины июля того же года.
За фрахтовым индексом давно закрепилась слава "самого важного экономического показателя, который все недооценивают".
Так, за несколько месяцев до мирового финансового кризиса 2008 года Baltic Dry обвалился на 90%, несмотря на то, что включенные в его расчетную базу сухие грузы, - например, уголь и железо, - неуклонно дорожали вплоть до начала обвала на рынке commodities. Благодаря подобной динамике эксперты окрестили Baltic Dry опережающим индикатором, который начинает падать до того, как в финансовой системе зарождается цепная реакция.
Неудивительно, что текущий нисходящий тренд в индексе вызвал у аналитиков негативные ассоциации. По их оценкам, обвал BDI связан с уменьшением спроса на морские перевозки в связи с общим замедлением глобальной экономики, снижением цен на сырье и сокращением объемов экспорта в Китае. Однако в то же время, например, экономический обозреватель The Daily Telegraph Джон Файснек винит в падении индекса, прежде всего, чрезмерный рост флота крупнотоннажных сухогрузов, объемы которого значительно превосходят реальную потребность рынка. "Важным долгосрочным фактором является то, что на строительство корабля уходит до двух лет, в то время как спрос может измениться очень быстро.
Сейчас мировая индустрия страдает от огромного переизбытка мегасудов, которые были построены, чтобы удовлетворить спрос Китая на сырьевые товары.
Одна только горнорудная компания Vale располагает флотом из 35 массивных сухогрузов для транспортировки железа из Бразилии в Китай", - отмечает аналитик.
С ним согласен эксперт из Adam Smith Institute в Лондоне Тим Уорсталл. "Конечно, рост предложения кораблей означает, что транспортировка сырья будет обходиться дешевле в будущем. Я считают, что это хороший знак для будущего экономического роста. При прочих равных условиях более дешевый транспорт конвертируется в более интенсивную торговлю", - считает он (цитата по Forbes).
Напомним, что Baltic Dry Index рассчитываетcя на Балтийского бирже (Baltic Exchange) в Лондоне. Каждый день группа международных судовых брокеров предоставляет для вычислительной базы индикатора свои тарифы по 23 судоходным маршрутам по всему миру. Балтийская биржа прибавляет к ним ставки судовых сборов на основных артериях морской торговли и выдает совокупный индикатор Baltic Dry Index.
Фото: Vale