← Автомобильные грузоперевозки

Освобожденный после 15 суток ареста Сергей Штода рассказал о своих планах

Напомним предысторию конфликта минского грузоперевозчика и белорусской системы сбора платы за проезд: в августе 2013 года, когда на белорусских платных дорогах начала работу BelToll, многие грузоперевозчики, не разобравшись в нюансах работы системы, допустили нарушения порядка оплаты. И только спустя месяцы они узнали, что задолжали государству огромные деньги. А когда грузоперевозчик Сергей Штода, собравший вокруг себя единомышленников и пообещавший властям акцию протеста, отправился на переговоры с вице-премьером Василием Матюшевским... он был арестован на 15 суток.

Штрафные санкции налагались тысячами (только за один август 2013 года количество нарушителей оказалось сопоставимо с числом штрафников за последующий год), Транспортная инспекция не успевала справляться с объемом обрабатываемой информации.
Поэтому уведомления о наложенных санкциях предприниматели получали спустя месяц, а то и два после факта нарушения. Автовладельцы, не успевшие вовремя разобраться в деталях и не получившие полный объем информации о нюансах работы системы, продолжали "накапливать плату в увеличенном размере". В итоге они получили многотысячные счета в валюте - до 70 тысяч евро.
Одним из таких "должников" стал руководитель минской транспортной фирмы, которая занимается международными перевозками, Сергей Штода.
За первые два месяца работы BelToll на Сергея оформили 30 актов по 260 евро каждый. О том, что он нарушитель и задолжал государству кругленькую сумму, директор фирмы узнал только на третий месяц, когда ему прислали акты.
Предприниматель собрал вокруг себя группу людей, попавших в аналогичную ситуацию, и начал действовать.  Хождение бизнесменов по кабинетам, казалось, принесло свои плоды: в 2014 году появилась информация, что для штрафников первых нескольких месяцев работы системы будет объявлена амнистия. Однако к лету 2014-го стало очевидно, что заявленный пересмотр дел и сокращение сумм штрафов не состоятся.
Госорганы в своих комментариях вернулись к исходной позиции: "Таким людям необходимо было сначала заплатить штраф, а потом обжаловать полученное извещение в течение 30 дней. На сегодня все сроки пропущены".
Между тем в отношении неплательщиков был запущен механизм принудительного взыскания сумм задолженности. Со счетов организаций, чьи транспортные средства были оштрафованы, началось списание денег в одностороннем порядке.
Одновременно с предпринимателями пообещали встретиться представители власти. 3 февраля Сергей Штода направился на переговоры с вице-премьером Василием Матюшевским. Как сообщили позже, встреча не состоялась - чиновник вынужден был изменить свои планы по объективным причинам. В тот же день Сергей Штода был арестован на 15 суток за нецензурную брань.
Мнение грузоперевозчика
Сегодня, 19 февраля, на пресс-конференции Сергей Штода рассказал о своем аресте:
"Я прихожу спокойно, узнаю, что прием (у первого вице-премьера Василия Матюшевского. - Прим. авт.) перенесли внезапно на следующий день или позже. По выходу я был задержан, естественно, я считаю, предательски. За якобы нецензурную брань. Я разговаривал по телефону, мне показали документы, сказали: пройдем.
Что касается перевозчиков и непришедших людей, то инструкция была приходить на акцию только по звонку после встречи. Звонка от меня не было, поэтому никто и не пришел.
Мне домой прислали письмо, что мой вопрос по новому кругу отправлен на разбирательство, но я уже это не слушаю.
Свой счет за пребывание на Окрестина -1.350.000 за теплый прием - я отправлю Матюшевскому. Я его оплачивать не собираюсь.
Разрешить сложившуюся ситуацию можно просто. В постановление №340 вносится дополнение, что в первые три месяца действует тестовый режим.
Проект этого документа уже был готов, все готово, сколько и кому снимается и за какие правонарушения.
Решение будет только после этого.
Почему все движение началось после нового года, потому что грузоперевозчики начали рассказывать, что их счета блокируют. За что? Я обычный человек, плачу все налоги, транспортную пошлину эту: Я хочу сказать всем, кто сейчас у власти: сделайте хоть что-нибудь для людей".
Среди организаций, получивших счета, есть и государственные организации, говорит предприниматель: "Нам в Транспортной инспекции сразу сказали, чтобы мы не ходили толпой, поэтому мы создали инициативную группу".
Сергей Штода продемонстрировал стопку писем транспортной компании "Лаген Транс" на сумму 50.000 евро, в автопарке которой 6 грузовиков. "Мы свой баланс не знали несколько месяцев, мы вслепую клали деньги на счет", - сказала руководитель компании "Лаген Транс".
У самого Сергея - 30 писем на сумму порядка 7 тысяч евро: "Я тщательно следил за всеми изменениями в законодательстве. Когда пришел первый "штраф", я его оплатил. Все остальные оплачивать не собираюсь. Почему не было сделано какое-то СМС-оповещение, чтобы автовладельцы могли оперативно реагировать на ситуацию? Я не отступлю, я пытался это делать открыто, а теперь буду это делать по-другому".
На пресс-конференции сообщили содержание ответа из Совета Министров, датированного 3 февраля: "Ваше обращение с поручением первого заместителя направлено в Министерство транспорта с последующим извещением вас о результатах".
Мнение компании-оператора
Накануне в белорусских СМИ (телеканал "Беларусь 1" и ресурс "Ежедневник") появилась и точка зрения относительно сложившейся ситуации оператора системы компании "Капш Телематик Сервисиз".
Сергей Бурый, менеджер по маркетингу, связям с общественностью и корпоративным связям компании-оператора системы BelToll, в эфире телеканала "Беларусь 1" заявил: "Технических сбоев системы, которые бы препятствовали пользователям вносить правильно плату за проезд, не было. С самого начала образовался такой слой нарушителей, которые принципиально против системы. Мы всегда на встречах с пользователями говорим о том, что платные дороги на сегодняшний день - это реальность. Тем не менее в Беларуси почему-то, в силу собственной безалаберности или еще в силу каких-то причин, люди считают, что государство должно им какую-то амнистию. Парадоксально, что эти же перевозчики, как рассказывают транспортники, находясь в рейсе в других странах, за дороги платят исправно. Никаких жалоб и уж тем более никаких попыток даже намекнуть, что, мол, у вас что-то не так, и долг нужно списать".
"Ежедневник" сослался на "имеющиеся результаты проверки" претензий грузоперевозчиков со стороны "Капш Телематик Сервисиз".
"Все грузоперевозчики, данные о проезде которых по платным дорогам были проанализированы, располагали исправно работающими устройствами электронной оплаты:
Многие пользователи платных дорог действительно получили оплаты в увеличенном размере, поскольку игнорировали двойной звуковой сигнал, подаваемый устройством электронной оплаты.
Такая сигнализация может говорить как о недостаточном балансе счета, так и о низком уровне заряда батареи бортового устройства. Услышавший такие сигналы водитель должен незамедлительно направиться в пункт обслуживания. Однако пользователи обращались к специалистам, как правило, только после получения четырех звуковых сигналов (это значит, что операция по оплате прошла неуспешно): В ходе исследования были рассмотрены и претензии на то, что количество осей, выставляемое на бортовом устройстве, якобы постоянно "сбивалось" из-за некорректно работы бортовых устройств. На самом деле число осей возвращается к базовому показателю: На первых порах запуска системы имели место случаи, когда водители знали правила, но откровенно хитрили. На всех платных дорогах установлены рамки с фотоаппаратами или без них. Некоторые дальнобойщики намеренно объезжали рамки без оптических устройств - рассчитывали, что так их не засекут. На самом деле данные обо всех транспортных средствах весом более 3,5 тонны, проезжающих по платной дороге, фиксируются. Соответственно нарушителей штрафовали: Как указано в отчете, пенять на технические сбои в системе BelToll нельзя. Согласно подсчету их число измеряется тысячными долями процента. При регистрации нарушений в системе действует правило "четырех глаз". Если отсутствует уверенность в достоверности совершения нарушения, данные отправляются в центр ручной проверки происшествий. Только после подробного исследования двумя специалистами компании-оператора происшествие считается нарушением", - полагают в компании-операторе.
Фото: nn.by (Сергей Штода)
ABW.BY