← Дороги, инфраструктура

Федеральная трасса может уйти под воду

Сейчас, когда едешь по трассе на границе между Ставропольем и КБР, волны Тамбукана набегают уже практически на край асфальта. Федеральные дорожники предложили построить комплексную систему регулирования водостока между озерами Большой Тамбукан и Малый Тамбукан, чтобы предотвратить размыв трехкилометрового отрезка автомобильной магистрали на границе Кабардино-Балкарии и Ставропольского края.

Соленое озеро Тамбукан обладает лечебными свойствами, но в течение нескольких лет капризный водоем по различным причинам природного и техногенного характера расширяет свои владения, все ближе и ближе подбираясь к федеральной трассе "Кавказ" - главной транспортной артерии, соединяющей регионы СКФО. Дальнейшей судьбой озера всерьез обеспокоены и курортологи, и чиновники, и дорожники. Первые бьют во все колокола, так как озеро надо спасать от опреснения, которое грозит превратить знаменитую лечебную тамбуканскую грязь в обычную. А дорожники гадают, сколько еще продержится основательно подмытая трасса.
О том, что в Тамбукан из местных речек и подземных водоносных горизонтов поступает пресная вода, говорили еще лет 15 назад. Было проведено множество совещаний, на которых обстоятельно обсуждались планы спасения уникального водоема. Но присутствовало на них столько заинтересованных сторон, что согласия между ними так достичь и не удалось, реальный план спасения озера до сих пор не воплощен в жизнь. Пока в кабинетах думали, уникальный водоем опреснялся, а в заповедной зоне особо предприимчивые люди прихватили немало земли. Один частник построил себе дачку у воды. Другой на перешейке между Большим и Малым Тамбуканом соорудил искусственный сток солевого раствора и выкачал из озера около 400 тонн минеральных солей. Вокруг озера работают сельхозпредприятия, что-то строится. Как все это влияет на хрупкий гидробаланс заповедного озера, до конца непонятно даже ученым. Но явно не лучшим образом.
Сейчас, когда едешь по трассе на границе между Ставропольем и КБР, волны Тамбукана набегают уже практически на край асфальта. И если прошлым летом на другой стороне дороги было всего одно заболоченное озерцо, созданное просочившимися под трассой тамбуканскими водами, то сейчас таких участков уже несколько.
Магистраль практически лежит на зыбком "пудинге" из мокрой земли. А по ней ежедневно проходят тысячи машин, в том числе большегрузные фуры.
- Тамбукан постоянно разрастается и захватывает новые территории, - говорит начальник ГУ МЧС России по КБР Михаил Надежин. - В прошлом году здесь прошли сильные проливные дожди, и вся вода с холмов, которые рядом расположены, нашла себе единственную дорогу - в озеро. И только по счастливой случайности дорожное полотно тогда не смыло. Исключить, что такая ситуация не повторится в этом году в паводковый период, невозможно. Реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации существует не только в том случае, когда кто-то погибнет.
Если дорога будет перекрыта, наступит коллапс федерального значения, другой дороги между регионами нет.
В начале февраля председатель правительства КБР Алий Мусуков призвал все заинтересованные структуры как можно скорее решить проблему подтопления трассы в районе Тамбукана:
- Строительство обхода этого участка дороги планируется завершить к 2017 году, но существующая трасса не дотянет до этого времени. В любой момент здесь может произойти чрезвычайная ситуация: дорога грозит провалиться, поэтому нужно принимать экстренные меры.
Замдиректора филиала управления автодорог "Кавказ" Эдуард Дзахмышев сообщил, что сейчас оценивается стоимость пяти способов решения проблемы. Документы по трассе находятся на рассмотрении в Федеральном дорожном агентстве. Мусуков, в свою очередь, предложил оформить все бумаги через министерство по чрезвычайным ситуациям.
В итоге Росавтодор взял ситуацию с подтоплением трассы на контроль и предложил строительство комплексной системы регулирования водостока. По мнению экспертов, это позволит сбалансировать поднимающийся уровень воды. Сейчас отсутствие водосбросных сооружений не позволяет поддерживать его на безопасной отметке.
Специалисты Росавтодора уже изучили обстановку на трассе и направили свои предложения в минприроды РФ и администрацию Кабардино-Балкарии. В ближайшее время их рассмотрят и в профильном ведомстве - Федеральном агентстве водных ресурсов. Чтобы как можно быстрее снять угрозу затопления дороги, придется расчистить от иловых отложений и деревьев перешеек между Большим и Малым Тамбуканом для сбалансирования уровня воды в озерах.
Кроме того, в нынешнем году дорожники выделят средства на разработку проектной документации капитального ремонта проблемного участка с укреплением земляного полотна и грунтов-плывунов. А управления МЧС двух регионов - Ставрополья и КБР - будут регулярно мониторить уровень воды в озере, чтобы не допустить ЧС.
Что касается строительства объезда, то новую трассу прокладывают в обход озера между поселением городского типа Залукокоаже и станицей Зольская Ставропольского края. К существующей дороге она примкнет в районе поселка Прогресс. Завершить строительство нового участка протяженностью 14,97 километра и ввести его в эксплуатацию запланировано на 2017 год.
Справка:
Тамбукан - соленое бессточное озеро, расположенное на границе Кабардино-Балкарии и Ставрополья. Овальное по своей форме, оно имеет длину около двух километров и ширину - один километр. Общая площадь - 170 гектаров, глубина - примерно два метра. Служит источником лечебной сульфидной иловой грязи, которая используется в медицине с 1886 года. На дне Тамбукана находится приблизительно миллион тонн целебной грязи, в которой содержатся биологически активные вещества, схожие по действию с пенициллином, что широко использовалось во время Великой Отечественной войны в госпиталях Кавминвод для лечения ран. Сейчас на КМВ более тысячи человек в день принимают грязевые ванны.
Фото: kp.ru
Российская газета