← Логистика, грузы

Пора залезть в чужое дело?

"Биг боссы" в последнее время зачастили на логистические конференции - пальцев на руках и ногах уже не хватает, чтобы сосчитать "генеральных" на подобных мероприятия. На конференции РБК корреспондент портала Logirus встретился с руководителем компании "Максилог" Александром Сологубовым - и условился поговорить "о делах наших скорбных" сразу после нее. Что ж, сказано - сделано: встретились и устроили "разбор полетов" аккурат на тему конференции - рецессии в экономике и антикризисных мер в логистике.

Александр, в последнее время на различных бизнес-форумах, в том числе на том, на котором мы с вами так удачно для меня столкнулись, частенько звучит прогноз, который лично мне кажется скорее молитвой: в условиях кризиса все больше и больше компаний будут отдавать свою логистику на аутсорсинг. Давайте попробуем разобраться, так ли это и, если да, то почему.
- На мой взгляд, это похоже на правду. Во всяком случае, предпосылки для передачи логистики на аутсорсинг действительно есть. Очевидно, что логистический аутсорсинг - более эффективная вещь, нежели выстраивание собственных логистических процессов. Есть так называемая сфера ключевых компетенций. И это очень важное понятие, которое начало формироваться еще со времен Генри Форда, когда он дистрибуцию своих автомобилей отдал дилерам. Он сказал: "Я не хочу этим заниматься, торговля - это не моя компетенция, я хочу сосредоточиться на производстве качественных, дешевых автомобилей, а торговлей пусть занимается кто-то другой, тот, кто умеет продавать, мне это не интересно". Содержание собственной логистической инфраструктуры - это тоже распыление компетенций.
Это было очевидно и до кризиса, однако мы знаем, что, тем не менее, у четырех из пяти российских компаний логистика в инсорсинге.
- Да, это так. И большинство этих компаний к настоящему времени успели обзавестись не просто собственными, а совершенно избыточными логистическими мощностями. Ну, есть у вас какой-то только ваш и больше ничей транспортный цех. Если имеется возможность его оптимально загрузить - это хорошо, поздравляю. Но при широкой географии и каких-то сравнительно небольших потоках получается, что у вас будет сидеть отдел, который занимается таможенным оформлением, будут сидеть люди, которые занимаются внутрироссийскими перевозками, отдельно автомобильными, отдельно железнодорожными, затем специалисты по международным перевозкам и так далее. Если вы озаботились собственным складом, собственным автотранспортом, у вас неминуемо возникнут избыточные производственные мощности и людские ресурсы. В "жирные" годы вы на это смотрели сквозь пальцы, а в условиях кризиса все это перестает быть набором более или менее полезных инструментов и оказывается очевидным бременем. Это веская причина задуматься, зачем вам все это надо?
Вполне.
- Идем дальше. Чем отличается логистический оператор?
Логистический оператор объединяет многих клиентов, в результате чего обеспечивается бесперебойность транспортных потоков, потому что всегда есть объем.
Обеспечивается тот самый принцип just in time, то есть точно в срок. И второе - равномерная загрузка логистических мощностей. Представьте, что вы работаете на клиента, на какое-то одно предприятие. Вам нужно разместить на своем складе определенное количество кубов, и вдруг вы обнаружили, что места для груза в данный момент на складе нет. Вам нужно искать склад, заключать договор, одним словом, как-то этот груз размещать. Всегда в подобных ситуациях вы и в мобильности, и в затратах будете проигрывать логистическому оператору, потому что у него на все на это есть готовые решения. Или вдруг вы всю жизнь работали с Италией, а тут у вас появился поставщик аналогичной продукции из Китая. Вам ее там надо забирать, консолидировать, выстраивать экспортные цепочки и так далее. Вы быстро это сделать не сможете. Вы отправите своего человека в командировку в Китай, чтобы он там чего-то разведал, разнюхал и пощупал. Нет никакой гарантии, что в результате этой разведки ваш груз вообще доедет до места назначения. У развитой логистической компании на это есть уже готовый ответ. Обратная ситуация: появился у вас новый покупатель, этот покупатель находится, например, в Иркутской области. Вы никогда не выстраивали отношений с железнодорожными перевозками на Иркутск, для вас это дело новое, неосвоенное. Кто будет выгружать, кто будет экспедировать? У вас нет готового ответа на эти вопросы, вы должны будете выехать в Иркутск или каким-то другим образом связаться с местными компаниями, заключить договоры под какого-то одного, может быть, разового клиента. А у логистической компании есть готовые решения на эту тему. Вот в этом плане логистический аутсорсинг дает плюс.
Это тоже было понятно и до кризиса, так почему же в таком случае логистический аутсорсинг не развивался? Каковы причины?
- Причину номер один можно назвать "верой в завтрашний день".
Еще совсем недавно, в условиях роста рынка, который имел место, наши ритейлеры, производители, дистрибуторы и прочие могли себе позволить содержать избыточные логистические мощности, им рентабельность позволяла.
Они рассуждали примерно так: пускай мы под одного клиента сделаем чего-то там в Иркутске или чего-то там в Китае, а завтра у нас там будет не один клиент, а десять клиентов, мы завоюем этот иркутский рынок. Или же завтра у нас будет пять поставщиков из того же самого Китая, и мы можем себе позволить там какую-то структуру устраивать. Сейчас, когда налицо обратная ситуация, то есть сокращение объемов и снижение рентабельности, компании не могут себе позволить содержать избыточную логистическую инфраструктуру - они уже не прогнозируют завтрашний "шоколад" и небесную манну, потому что знают, что ничего подобного не будет.
Будем считать, что одной тормозящей причиной стало меньше, хотя от этого как-то не очень радостно.
- Переходим ко второй причине. Давайте вспомним о том, что в России отсутствуют инструменты долгосрочного инвестирования. Раз так, то куда торговая компания будет вкладывать денежку? Ну, наверное, в сферу своей ключевой компетенции. Вот они сидят и думают: чем мы занимаемся? Мы торгуем. Тогда давайте капитализировать прибыль в нашей же сфере. Давайте построим склад, давайте купим сто грузовиков и построим свой распределительный центр в Новосибирске. То есть эти вложения в недвижимость, вложения в транспортные средства представлялись наиболее эффективными, так как лежали, как казалось, в сфере ключевой компетенции торговых компаний. Кроме того, если мы сравним торговую и логистическую компании с точки зрения доступности для них финансовых инструментов, то увидим, что доступ к финансовым ресурсам для торговой компании всегда был проще. Для нее была открыта в банке кредитная линия на миллионы долларов, у нее имелась история долгосрочных взаимоотношений с кредитными организациями. Ее обороты несопоставимы с любой логистической компанией.
Чем характерен нынешний кризис? А тем, что доступ к финансовым ресурсам сейчас отрезан. Значит, капитализировать прибыль в виде недвижимости, транспорта, какого-то складского оборудования сейчас никто не станет торопиться, потому что "оборотки" у компаний уже не хватает и еще долго будет не хватать. Следовательно, в кризис не стоит ожидать никаких капитальных инвестиций, в планах компаний уже не окажется наращивания собственных логистических мощностей - того, чем они занимались, когда у них был легкий доступ к финансовым ресурсам и желание капитализировать прибыль, заработанную в основной сфере. Еще
одна из причин "любви" клиентов к инсорсингу - то, что зачастую компетентность наших логистических компаний, честно говоря, не очень высока. На рынке довольно много непрофессионалов, стоит острейшая проблема с кадрами.
Если мы возьмем исследования того же HeadHunter, который их проводит регулярно, то мы увидим, что у претендентов на поиск работы логистическая отрасль по популярности находится в самом конце. Понятно, что большой кадровый голод в отрасли неизбежно сказывается на качестве услуг. К сожалению, эта ситуация во время кризиса в лучшую сторону, наверное, не изменится. Сервис у логистов пока слабоват, и клиенты, будем смотреть правде в глаза, решатся на аутсорсинг уж точно не из-за того, что он мгновенно и многократно улучшится - особых прорывов здесь ждать не приходится.
Значит, улучшение качества услуг не может стать причиной, по которой компании обратятся к аутсорсингу?
- С другой стороны, логисты, конечно, будут стараться.
Но старание - это все же не причина того, чтобы кто-то пришел и сказал: "Я закрываю свое и отдаю все вам".
- Нет, не причина, но об этом позже. Существует еще одна причина, по которой аутсорсинг не очень популярен - это традиционная закрытость бизнеса. Никто не хочет в свое дело запускать ни логистов, ни кого бы то ни было еще. Безусловно, есть открытые компании, но они в явном меньшинстве. Остальные в силу сформировавшейся в России бизнес-среды, когда никто никому не доверяет, очень неохотно пускают посторонних в свои бизнес-процессы. Поэтому, например, в 4PL, то есть во внедрение, по крайней мере, в ближайшее время, общих с клиентом автоматизированных систем, я не верю. Я не слышал, чтобы кто-то таким образом работал у нас в логистике. Вообразите: вы пришли в стороннюю компанию и работаете в единой информационной среде. То есть вам все раскрыли, все показали и всюду пустили. Это утопия.
Тотальное недоверие - один из ключевых факторов сдерживания аутсорсинга в логистике.
Разве в кризис уровень доверия увеличивается?
- Нет, он еще больше снижается. Пример "Автотрейдинга" - вот он, совсем свежий. Это был крупнейший игрок на рынке сборных грузов. Сейчас грузы клиентов лежат на складах в Красноярске, в Хабаровске, и владельцы складов их не отдают, грузы задержаны в качестве оплаты за аренду. На таких примерах доверия не заработаешь.
Итак, повышения уровня доверия не ожидается. Для улучшения сервиса предпосылок нет:
- Да, все верно, однако от избыточной логистической инфраструктуры и связанных с ней расходов компании будут избавляться все равно - стремление к оптимизации затрат перевесит все прочие резоны.
Расскажите, как кризис повлиял на рост преступности. Обычно в смутные времена она растет.
- До 2014 года у "Максилога" не было ни одной кражи. В 2014 году их случилось три.
Слава богу, мы не возим наиболее "кражеемкие" грузы, такие, как, например, мясо, перевозки которого страховые компании даже не страхуют, или электронику - словом, такие грузы, которые можно быстро и сравнительно дорого и безопасно продать. У нас, конечно, не репрезентативная статистика, но я считаю, что криминогенная обстановка сильно ухудшилась. Тут, как мне кажется, должно значительно более эффективно работать государство, но на практике происходит следующее: страховая компания, согласно требованиям Росстрахнадзора, должна в случае кражи возмещать ущерб только при наличии либо постановления о возбуждении уголовного дела, либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Правоохранительные же органыведут себя очень интересно. Ну, представьте себе условную перевозку Москва - Санкт-Петербург. Произошла кража где-нибудь в Тверской области, например. Понятно, что вора, который на ходу срезал тент или на стоянке что-то украл, полиция, скорее всего, уже не найдет - нашим полицейским тяжело раскрывать подобные преступления. Поэтому они изо всех сил стараются "замотать" такие дела с тем, чтобы никакого процессуального решения не было вынесено. В нашем случае кража была обнаружена в Санкт-Петербурге, при выгрузке - пропало несколько паллет с SIM-картами. Вот тут и начался цирк: мы подали заявление в полицию, на это ушло три дня, и даже потребовались услуги адвоката. Наконец заявление все же было принято, и мы получили полагающийся по такому случаю корешок. Через десять дней мы поинтересовались, где постановление, и услышали в ответ: "А это не к нам вопрос, мы все документы отправили по месту предполагаемой кражи в Тверскую область". Ок, в Тверскую так в Тверскую. Едем туда. Местные правоохранители клянутся, что отправили документы в Москву, мол, пусть в столице выносят постановление. А в Москве на вопрос, где постановление, нам отвечают: "Как, где? В Питере. Кто вам корешок давал, тот пусть и расхлебывает". Мы в прокуратуру, они нам в ответ: "В действиях сотрудников никаких нарушений не усмотрено". И в итоге никакой страховой компенсации мы не получили. То есть государство, с одной стороны, в лице Росстрахнадзора говорит страховщикам: "Вы обязаны требовать, иначе это будет нарушение!", а с другой стороны, в лице правоохранительных органов просто существует в каком-то своем мире, с остальными мирами никак не взаимодействующем.
А сюрвейера вы вызывали?
- Никакой сюрвейер не победит МВД России.
Забавная история, но есть предложение закончить разговор чем-то более позитивным.
- Нет возражений. Подводя итог нашей беседы об аутсорсинге, хочу сказать следующее: на мой взгляд, доля логистического аутсорсинга в России, несмотря на не очень качественный сервис по сравнению, например, с США, несмотря на низкий уровень доверия, все-таки будет расти. Думаю, это достаточно позитивный финал.
Фото: logists.by
Logirus