Более половины всего товаропотока в Республику Крым (РК) приходится на транспортные компании в Краснодарском крае, затем идет Ростовская область, Москва и Северные регионы, по данным участников рынка. В Крыму большая потребность в пищевых продуктах, хозяйственных товарах народного потребления, строительных материалов. Однако не все игроки транспортного-логистического рынка соглашаются связываться с полуостровом из-за огромных очередей на пароме, хотя перевозки прибыльны.
Как рассказал ДГ Виталий Оксамитный, начальник отдела логистики ООО "Юг-Дело" (Краснодар), сейчас у грузоперевозчиков есть три варианта проезда в Крым: через "Порт Кавказ", через порт Новороссийска, посредством коммерческого парома из Темрюка.
"Переправа в "Порту Кавказ" стоит дешевле - 20 тыс рублей, в среднем, для грузового автомобиля (20 т.), условия в Новороссийске - 25 тыс рублей.
Коммерческий паром из Темрюка стоит более 30 тыс рублей, его использование оправдано только, если машина едет с перегрузом, либо срочный груз. Проезд в Крым через Порт Кавказ занимает от 1 до 2 недель, в среднем. Есть отдельная очередь для машин, которые везут продукты питания - такие большегрузы могут переправиться через Керченский пролив за 3-4 дня, а из Новороссийска за 2-3 дня достичь цели", - говорит Виталий Оксамитный.
Для сравнения:
доставка грузов в Москву из Краснодара осуществляется за 2 дня, в Санкт-Петербург - за 3 дня. Хотя километраж из Краснодара в Крым более чем в 2 раза меньше.
Стоимость перевозок грузов на полуостров тоже намного выше: из Краснодара в Москве километр стоит 27-30 рублей, в Крым - 150 рублей, в среднем.
"В прошлом году очереди на пароме были меньше, потому что крымчане меньше заказывали, в этом году нас ждет ажиотаж. Например, в нашей компании отмечается рост объемов заказов в Крым в 10 раз. Такая ситуация и у других компаний. Очевидно, пробки увеличатся. Вдобавок, на Кубани летом действуют ограничения на передвижение большегрузных автомобилей днем, в жару. Мы очень надеемся на строительство моста. Керченский мост позволит доставлять товары в Крым до двух дней", - отметил Виталий Оксамитный.
Мост снизит стоимость
Сергей Макаренко, индивидуальный предприниматель из Краснодара, который занимается организацией переездов на "Газелях" (до 1,5 т.) рассказал, что в его сегменте увеличения заказов не произошло: все на уровне прошлого года. Иногда приходится ждать переправы около суток. "Перевозки в Крым выгодны, ценник намного выше, чем перевозки в другие регионы. Когда появится мост, стоимость перевозок снизится более чем в два раза, а время проезда на полуостров снизится в несколько раз", - считает он.
Павел Романенко, гендиректор ООО "КРАФТЕР" (региональные, российские и международные перевозки) сообщил ДГ, что за счет присоединения Крыма к России многие производители расширили свои рынки сбыта. "В 2014 г. значительно увеличился грузопоток из России в Крым и из Крыма в Россию. Сейчас узким местом в перевозках на полуостров является переправа", - отметил он. В прошлом году компания открыла восемь филиалов, в том числе и в Симферополе.
Дорогая российская еда
До присоединения Крыма к России, торговые сети закупали примерно 90% товаров у украинских производителей. После присоединения украинские поставщики все равно продолжали возить продовольствие на полуостров, также оставался товар на складе, что позволяло местным ретейлерам не повышать цены или повышать постепенно. Затем украинские поставщики начали уходить, а российские смогли предложить закупочные цены в два раза выше. С декабря 2014 г. и в январе 2015 г. в крымских торговых сетях рост цен составил до 90 % на социально-значимые товары, по данным прокуратуры РК.
Министр промышленной политики РК Андрей Скрынник отмечает, что к повышению цен привели проблемы с логистикой через Керченскую переправу, от которой зависит стабильность и объем завозимой в Крым продовольственной продукции. "Сейчас грузоперевозчики испытывают сложности в связи с введением режима декларирования товаров из Украины. Сказалась и инфляция: по итогам 2014 года в целом в Российской Федерации она составила 15%", - добавил он.
Крымчанам приходится экономить на продовольствии жестче, чем жителям Краснодарского края: средняя зарплата на полуострове - 21,6 тыс рублей, по данным Крымстата на начало 2015 г. В Краснодаре средняя зарплата - 36,3 тыс рублей, по краю - 23,7 тыс рублей. В Крыму есть проблемы с безработицей и долгами по заработной плате, которые на начало 2015 г. составляли 184,43 млн рублей.
Успели занять места
Кубанский производитель молочной продукции - фирма "Калория" (Каневской район) доставляет товары в Крым уже год. "Наш товар специфичный - молочная скоропортящаяся продукция. Конечно, основная проблема - это логистика. Возить на полуостров долго и дорого, что сказывается и на себестоимости товара. Большегрузы в Новороссийске могут стоять в очереди до 5 дней, но мы доставляем продовольствие небольшими грузовыми авто, поэтому выходит быстрее. Мы очень ждем мост, он решит все проблемы. Отметим, что работать с крымскими предпринимателями приятно - они понимают наши трудности в логистике", - рассказали ДГ в отделе сбыта компании.
Всего с Крымом сотрудничают более 40 кубанских производителей. Только за первые полгода 2014 гг на полуостров доставили более 1 тыс т продукции. В лидерах - хлебный квас, молочная продукция, кондитерские изделия, мука, консервированная продукция.
Конкуренты с двух сторон
Участники рынка отмечают, что некоторые украинские товары и сейчас поставляют в крымские магазины - цены на эту продукцию намного ниже тех, которые могут предложить кубанские производители.
Сейчас в сторону Крыма смотрят турецкие предприниматели. Глава Крыма Сергей Аксенов рассказывает о планах крупных промышленников в этой стране доставлять на полуостров продовольствие. Сейчас между турецким портом Зонгулдак и российскими портами Новороссийск и Евпатория уже налажены еженедельные транспортные перевозки морем.
Министр экономики Краснодарского края Игорь Галась:
"Государство должно субсидировать грузоперевозки кубанских производителей в Крым, чтобы они успели "застолбить" места на рынке еще до того, как улучшится логистика".
Очереди на паром в "Порт-Кавказ"/сутки
Весна 2014 г. - 250-300 грузовых авто
Весна 2015 г. - около 1 тыс машин
(по данным ООО "Юг-Дело")
Справка
150 рублей за 1 км - стоимость доставки товаров в Крым, по данным участников рынка, для сравнения, из Краснодара в Москву грузы везут за 27-30 рублей за км.
Фото: prrforum.ru