После длительного периода разработки и испытаний Челябинский тракторный завод (ООО "ЧТЗ - Уралтрак") освоил выпуск первого отечественного мини-экскаватора ЭО-112М, предназначенного для работы в стесненных условиях.
ЭО-112М - гусеничная машина с классическим средне-передним расположением стрелы и смещенными на правую сторону двигателем и насосным агрегатом. Гидробак находится в задней части поворотной платформы. Благодаря такой компоновке удалось добиться симметричного распределения на грузки, а центр тяжести машины при поднятой стреле и поджатой рукояти располагается практически на ее центральной оси. У машины три ковша для различных работ, она может быть использована для разработки котлованов, траншей, приямков, погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов, а также на других работах в строительстве, коммунальном хозяйстве, в садовых кооперативах и т. п.
Путь к серийному производству первого отечественного мини-экскаватора оказался очень тернистым. Первоначально, еще в 1980-х годах проект машины с изготовлением прототипа был реализован в столичном институте "ВНИИстройдормаш". Тогда ЭО-112 представлял собой новаторскую конструкцию, вызвавшую положительную реакцию эксплуатационников. Первым предприятием, пытавшимся наладить выпуск полезной и нужной машины, был один из машиностроительных заводов Стерлитамака, но экономические условия начала 1990-х годов не способствовали выходу в свет технических новинок, и эта идея ушла в песок.
В начале 2000 года о мини-тракторе вспомнили на Челябинском тракторном заводе, при этом его инженеры существенно переработали конструкцию, отказавшись от отечественных двигателя и привода в пользу изделий немецких и итальянских изготовителей. Первый образец заново сконструированного экскаватора с обозначением ЭО-112М появился в 2008 году, и на него был получен патент на промышленный образец.
Датой начала серийного производства тогда называли 2011 год; однако реально серийные машины появились в 2014 году.
Все эти годы спрос на подобные мини-экскаваторы удовлетворялся только за счет импорта. Сейчас ситуация изменилась.
Особенностью конструкции является возможность смещения плоскости копания до 950 мм,
что позволяет копать вплотную к фундаментам зданий, в местах, недоступных для экскаваторов с рабочим оборудованием обычного типа.
Гусеничная ходовая часть обеспечивает высокую проходимость и устойчивость в работе. Экскаватор комплектуют металлическими гусеницами с шириной башмака 450 или 400 мм. Среднее удельное давление на грунт составляет 0,34 кг/см2, эксплуатационная масса не превышает 5500 мм.
Мини-экскаватор снабжают 4-цилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом Deutz TD2009L04 мощностью 50 л. с. при 2200 мин-1.
Привод хода - гидростатический с механо-гидравлическим управлением. Максимальная скорость ограничена 2 км/ч, максимальный преодолеваемый подъем - 22°. Это оборудование позволяет машине разворачиваться на месте на 360°, а также плавно изменять тяговые и динамические характеристики во всем диапазоне рабочих режимов.
Привод платформы - гидростатический, частота вращения поворотной платформы - не менее 9 мин-1.
Экскаватор оснащен гидравлической системой с открытой циркуляцией и гидравлическим баком емкостью 130 л. Рабочий объем насосов - 26,7+5 см3/об., максимальное давление в системе - 25 МПа.
Рабочее оборудование представляет собой ковш типа "обратная лопата" вместимостью 0,13, 0,18 (стандартное исполнение) или 0,20 м3. Максимальный радиус копания - 5670 мм, высота выгрузки - до 4600 мм. Глубина копания - до 3620 мм. Дорожный просвет равен 300 мм, колея - 1600 мм. Длина с рабочим оборудованием в транспортном положении составляет 5300 мм, длина по гусеницам - 2500 мм, ширина по гусеницам - 2000 мм. Высота по крыше кабины равна 2650 мм.
Большая площадь остекления кабины с закругленными стойками позволит оператору лучше видеть результаты работы. Конструкторы оснастили кабину эффективной системой вентиляции, а дизайнеры выбрали для нее достойные по качеству материалы обивки. Люк в крыше входит в базовую комплектацию. Подрессоренное кресло имеет регулируемые спинку с подголовником и подушку. Справа и слева от сиденья установлены две тумбы с джойстиками - органами управления гидросистемы, воздействующей на рабочее оборудование и агрегаты поворота платформы. Высокую оценку специалистов также получила система самодиагностики экскаватора, разработанная инженерами НПО "Автоматика" (Екатеринбург).
Фото: 5koleso.ru
Автопарк