Пока российские дороги постепенно освобождаются от весенней "просушки", грузоперевозчики готовятся к введению летних ограничений. Что такое летние ограничения для большегрузов, и коснутся ли они федеральных трасс, выяснил портал "ДорИнфо".
Во время весенних ограничений водители большегрузов находили "спасение" на федеральных трассах, на которые запретные меры не распространялись. Летом в жару на федеральную дорогу на фуре будет не попасть. Проект приказа Росавтодора о введении временных ограничений движения по федеральным трассам в 2015 году уже получил заключение Минэкономразвития. Об этом корреспонденту "ДорИнфо" сообщили в пресс-службе ФДА. После госрегистрации Минюстом проект приказа вступит в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Согласно проекту приказа, летние ограничения на федеральных трассах России вводятся с 20 июня до 31 августа. В прошлом году они вступили в силу на два дня позже и тоже действовали до конца лета. Максимально допустимые нагрузки на ось на время действия ограничений определяются действующим законодательством, уточнили в пресс-службе Росавтодора.
На каких участках федеральных трасс введут летние ограничения, уже известно. Автодороги, которые в дневное время закроют для грузовиков, находятся в ведении 29 федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, и Госкомпании "Автодор". Увидеть полный список федеральных трасс можно в приложении к проекту приказа.
Важно понимать, что
проезд большегрузов будут запрещать по дорогам только тогда, когда дневная температура воздуха превысит 32°C по данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета).
Соответственно, если между перевозчиком и сотрудником ГИБДД возникнет спор о том, нарушен ли приказ об ограничениях, нужно руководствоваться данными именно этой службы, а не показаниями собственного термометра. При этом проектом приказа ФДА оговорено, что в жару грузовики смогут беспрепятственно двигаться по трассам лишь по ночам - с 22:00 до 10:00.
В чем же причина летних ограничений? Если во время весенней "просушки" дорожное полотно разрушается из-за избыточного переувлажнения, то летом асфальтобетон становится "жертвой" жары. При высоких температурах существенно ухудшаются прочность и деформационные свойства дорожной одежды, а битум при нагревании становится пластичным. Говоря простым языком, под палящим солнцем асфальт начинает "плавиться". Это приводит к образованию колеи, вмятин, наплывов и впадин на проезжей части дороги.
Поскольку в жару под тяжестью большегрузов асфальтобетонное покрытие разрушается интенсивнее, дорожники приняли решение о введении временного запрета на проезд тяжеловесного транспорта по федеральным трассам, а также региональным и местным дорогам отдельных субъектов РФ. Критическая температура, как уже было сказано, для всех регионов одна - 32 ?С. При этом в соседней Беларуси летние ограничения на республиканских дорогах начинают действовать уже с 25 ?С.
Сами перевозчики, к слову, осознают рациональность введения летних ограничений, подчеркивая их "щадящий" характер по сравнению с весенней "просушкой" дорог.
"Весенние ограничения воспринимаются нами намного болезненнее. По сути, это полный запрет передвижения при установлении нагрузок, не соответствующих объективным критериям. А
летом есть возможность передвигаться ночью. Это тот выход, который позволяет не выбиваться из графиков и не нести серьезные убытки.
Поэтому перевозчики соблюдают ограничительные меры добросовестно и, как правило, коррупционные схемы тут не работают", - рассказал корреспонденту "ДорИнфо" президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
Поскольку предстоящий запрет на движение большегрузов зависит только от температуры воздуха, вопрос с прогнозом погоды на ближайшие три месяца весьма актуален. И, если верить данным Гидрометцентра России, этим летом на большей территории страны ожидается температура, близкая к многолетним значениям или выше их.
Так, согласно вероятностному прогнозу температуры и осадков Гидрометцентра, наступающий июнь будет теплее предыдущего на западе европейской части России, в северный районах Уральского и Сибирского федеральных округов, а также на юге Дальневосточного федерального округа.
В июле жарче, чем обычно, будет на востоке Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, а также на западе Уральского федерального округа.
А в августе выше нормы средняя месячная температура ожидается в центральных и восточных районах Южного федерального округа, на востоке Северо-Кавказского и юго-западе Приволжского федеральных округов.
Едва ли не единственный регион, где наступающее лето будет не таким теплым, как предыдущее - это Якутия. Но местным грузоперевозчикам даже не стоит беспокоиться об ограничительных мерах на региональных и местных дорогах.
"На нашей памяти до сих пор летние ограничения в Якутии не вводились. Вряд ли они будут и в этом году", - сказали корреспонденту "ДорИнфо" в ГКУ "Управление автодорог республики Саха-Якутия".
Правда, с федеральными трассами в Якутии все обстоит не так просто. Планируется, что с 20 по 25 июня движение большегрузов ограничат на участках дорог Р-504 "Колыма" и А-360 "Лена". Для этих трасс в приложении к проекту приказа Росавтодора приводятся максимально допустимые нагрузки на ось транспортных средств.
Для многих водителей и владельцев тяжеловесного транспорта самым насущным остается вопрос о наказании за перегруз. Здесь дела обстоят так же, как с весенними ограничениями. Нарушителям грозит штраф, предусмотренный ст.12.21.1 КоАП РФ (Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). За перевозку крупногабаритных грузов без спецпропуска водителю придется заплатить от 2 до 2,5 тыс. рублей. На должностных лиц накладывается штраф размером от 15 до 20 тыс. рублей, на юрлиц - от 400 до 500 тыс. рублей.
Летние ограничения, по аналогии с весенними, не распространяются на пассажирские и международные перевозки, на транспортировку грузов для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных ЧС. Проезд по федеральным, региональным и местным трассам также останется свободным для дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники, а также для перевозчиков материалов, применяемых при аварийно-восстановительных и ремонтных работах.
Фото: АвтоТрансИнфо
ДорИнфо