Ужесточение экологических норм, сработав катализатором инноваций в коммерческом транспорте, не оставило в стороне сферу транспортного холода. Первыми отреагировали лидеры отрасли. Какие новшества появились в конструкциях холодильных установок за последнее время, и в чем ожидается технический прорыв?
Рефрижераторные автоперевозки относятся к сфере транспортных услуг, находящейся под наибольшим давлением отраслевых правил и норм. Специалистам хорошо известен высочайший уровень требований, предъявляемых к подвижному составу для перевозок с соблюдением температурного режима: сертификат для перевозки скоропортящихся грузов (ATP), сертификат для работы с медикаментами (Pharmaserv), документальное подтверждение непрерывности холодовой цепи - это лишь краткий список всех необходимых формальностей.
Неотъемлемый элемент стабильного температурного режима - рефрижераторная установка. Неудивительно, что последнее время холодильные агрегаты стали попадать в сферу регулирования по окружающей среде. Достаточно прикинуть масштабы рынка: только в Европе рефрижераторных полуприцепов с полноразмерными холодильными установками продается больше 40 000 ед. ежегодно (данные 2013 г.), а если учесть одиночные грузовики и легкий коммерческий транспорт, цифру можно удвоить, а то и утроить.
Недавно принятые в Европе законы по фторсодержащим газам ориентируют промышленность на создание оборудования, которое может работать с хладагентами с низким показателем потенциала глобального потепления (ПГП). Задача - заменить используемые в настоящее время хладагенты, такие как R-404 (фторированный газ, ПГП=3,92) на R-452, уменьшающий выброс парниковых газов примерно в два раза по сравнению с хладагентами, применяемыми сегодня, или на натуральный природный хладагент R-744 (ПГП=1). По подсчетам экспертов (данные Thermo King), этот переход позволит предотвратить выбросы в объеме приблизительно 1,6 млн тонн в эквиваленте СО2 к 2020 году, что эквивалентно энергии, которую используют приблизительно 150 000 домов в течение одного года.
Другим важнейшим вопросом минимизации влияния на окружающую среду является снижение шума транспортных холодильных установок.
Общепринятой европейской нормой (пока добровольной) является соответствие требованиям норматива PIEK (нидерландский стандарт, принятый за основу большинством европейских стран), который устанавливает предельный уровень шума для ночного времени в городских зонах. Для получения сертификата PIEK рефрижераторный узел должен иметь уровень акустического шума не более 70 дБ(А) в радиусе 7 мет ров. Удовлетворяющие нормам PIEK рефрижераторы допускают работу в ночное время в жилой зоне, это обеспечивает транспортным операторам полную гибкость при перевозке и возможность работы не в часы пик.
Первыми на ужесточение законодательных требований отреагировали лидеры отрасли - компании Thermo King и Carrier. Сразу отметим, что, обновляя продуктовые линейки автономных и зависимых холодильных установок для полуприцепов и грузовиков, производители прежде всего совершенствуют такие важные для конечного потребителя показатели, как экономичность, точность регулировки температуры, ресурс и длительность межсервисного интервала.
Пять новинок для трейлера
Компания Thermo King, считающаяся основателем отрасли авторефрижераторного транспорта, в 2015 году обновила модельный ряд установок для полуприцепов и установок с собственными двигателями для грузовых автомобилей. Производитель сообщил, что в этих установках будет использоваться новый хладагент марки R-452A, разработанный совместно с компанией DuPont.
Вершина обновленной линейки "вертикальных" установок Thermo King представлена модельным рядом SLXe Whisper Pro. Установки Whisper Pro обеспечивают для компаний по дистрибьюции пониженные уровни шума без ухудшения производительности, а также соответствие всем требованиям PIEK. Модельный ряд SLXe Whisper Pro включает в себя две модификации. Первая - SLXe-300 Whisper Pro представляет собой установку для полуприцепов внутренней длиной 13,6 м. Новинка создана на платформе SLX-300 с соблюдением самых жестких нормативов в отношении шума. Благодаря моноблочной конструкции расходы на монтаж и обслуживание минимальны. Лидирующая на рынке по экономичности расхода топлива установка SLXe сохраняет свою высокую холодопроизводительность (16 200 Вт) и воздушный поток (5000 м3/ч.), обеспечивая оптимальную защиту груза независимо от температуры окружающей среды.
Второй представитель нового семейства - модель SLXe Spectrum Whisper Pro является единственной на современном рынке мультитемпературной моноблочной рефрижераторной установкой, имеющей сертификат PIEK. SLXe Spectrum Whisper Pro может работать с рефрижераторными полуприцепами в 2- и 3-отсечной конфигурации и позволяет одновременно доставлять к месту назначения грузы, требующие разного температурного режима, например, свежие овощи, охлажденное мясо и продукты глубокой заморозки. Установка SLXe Spectrum позволяет приводить в действие до девяти вентиляторов выносных испарителей, что обеспечивает большую гибкость в транспортировке скоропортящихся грузов. Улучшенная управляющая логика (SmartSet) защищает чувствительный груз, предусматривая более строгий контроль температуры и сводя до минимума обезвоживание.
При использовании установки Whisper PIEK для SLXe можно как ослабить шум, так и ограничить его распространение пределами источника шума. Специально разработанный акустический пакет включает в себя правильно размещенный шумопоглощающий материал и редизайн мотоотсека, позволяющий уменьшить шум, в том числе от ременной передачи. Свою лепту в общую копилку внесла выпускная система дизеля, которая специально настроена для минимизации шумового излучения на малых оборотах. В результате конструкторам удалось получить удивительно малошумную установку, которая повышает уровень комфорта городских жителей, позволяя тихо доставлять грузы в ночное время.
SLXe Whisper Pro отвечает наиболее жестким, самым последним требованиям PIEK благодаря использованию функции Geo-Fence (геолокация) для автоматического переключения в режим пониженного уровня шума при въезде в контролируемую зону. Отсутствие ручных операций соответствует самым последним требованиям PIEK. Это позволяет пользователям работать по неограниченным расписаниям независимо от маршрута. Режим работы установки определяется с помощью "контроллера повышенного интеллекта" в зависимости от двух параметров - времени и местоположения автопоезда. Локальные PIEK-критерии (например, координаты жилых зон) могут быть просто запрограммированы на одном трейлере, а затем автоматически загружены на весь парк. Установка Whisper Pro входит в модельный ряд SLXe и обладает теми же преимуществами, включая простоту обслуживания, унифицированные компоненты, высокую стоимость при перепродаже и круглосуточную ежедневную поддержку специалистов дилерской сети Thermo King.
Компания Carrier Transicold, более 40 лет удерживающая лидирующие позиции в отрасли транспортного холода, смотрит в будущее с оптимизмом. Производитель завершает этап разработки холодильных установок с природным хладагентом для автомобильного транспорта. Опытный образец такой установки демонстрировался на грузовом салоне IAA 2014 в Ганновере, где он был выставлен в инновационной лаборатории на стенде компании. В холодильном контуре макетного образца используется натуральный хладагент - двуокись углерода СO2 (R-744). Учитывая термодинамические свойства СO2, Carrier создал и внедрил в новинку целый ряд инновационных технологий, таких как многоступенчатый компрессор с переменной скоростью вращения и конденсатор круглой формы. Известно также, что опытный образец мультитемпературной установки был создан на базе стандартной основы установки Carrier Vector и использует передовую технологию охладительной системы NaturalLINE, которая изначально была разработана для морских рефконтейнеров. Видоизмененный образец системы NaturalLINE в настоящее время проходит двухгодичные монотемпературные эксплуатационные испытания в Лондоне, в британской сети супермаркетов Sainsbury`s.
Что касается текущего ассортимента транспортных холодильных установок Carrier, то стоит отметить расширение линейки Vector, особенностью которой является запатентованная полностью электрическая технология E-Drive (источником электроэнергии для компрессора и вентиляторов служит генератор, сблокированный с дизельным двигателем). Осенью 2013 года Carrier вывела на рынок новую модель Vector 1350 холодопроизводительностью 12 700 Вт, которая рассчитана на использование в режиме дальних перевозок. Установка Vector 1350, согласно описанию, обеспечивает максимальную защиту холодильной цепи, оптимальную общую стоимость владения и снижение выбросов углекислого газа. Кроме того, использование микроканального конденсатора в агрегате Vector 1350 на 27 % снижает объем хладагента по сравнению с предыдущей моделью. Серьезный шаг к улучшению экологичности!
Vector 1350 весит всего 643 кг - это почти на 17 % легче конкурентных устройств. Предлагается удобный пользовательский интерфейс управления для облегчения работы. Ключевым функциям соответствуют специальные кнопки и универсальные символы, простые для понимания водителями независимо от языка, которые помогают избежать потенциально дорогостоящих ошибок при выборе температурных режимов внутри полуприцепа. Vector 1350 входит в признанную линейку установок Vector, включающую Vector 1550 (14 800 Вт) и Vector 1950 (18 800 Вт) в моно- и мультитемпературной версиях.
Несколько слов о другой любопытной тенденции - расширении ассортимента холодильных установок под маркой производителя прицепной техники. Пока речь идет о компании Schmitz Cargobull, но не исключено, что идею подхватят и другие крупные игроки (для примера вспомним фирменные оси Koegel и Krone). Основу семейства установок Schmitz Cargobull представляет модель Т.КM One холодопроизводительностью до 13 000 Вт, ее разработка началась в 2007, а серийное производство - в 2013 году. Позже T.KM One прошла сертификацию для фармацевтики (сертификат Pharmaserv). А совсем недавно в линейке появилась и мультитемпературная версия T.KM One Multitemp, предсерийный вариант которой демонстрировался на выставке IAA 2014. Установка T.KM One Multitemp имеет особый потолочный испаритель, который сконструирован по принципу "половина ширины - полная мощность" и установлен таким образом, что не уменьшает внутреннего пространства фургона в свету и не создает препятствий для проезда погрузчика. Стоит также отметить, что семейство T.KM One имеет полностью электрическую систему привода компрессора и вентиляторов. Выбор такого решения обусловлен несколькими причинами. Во-первых, включение вентилятора напрямую, отдельно от компрессора, позволяет осуществить более равномерное распределение воздуха, в том числе в режиме малой мощности. Во-вторых, для размораживания не требуется сложной системы управления заслонками. Наконец, в-третьих, холодильный контур с электроприводом имеет меньшее число деталей по сравнению с обычной ременной передачей, пока еще более привычной для большинства перевозчиков.
Шесть холодильников для фургонов
Особенность рынка горизонтальных рефрижераторных установок, которые предназначены для автомобильных фургонов, - широчайший ассортимент, а значит, и более высокая конкуренция. Сегодняшнее разнообразие рефрижераторов позволяет выбрать модель не только по температурному классу, но и по типу конструкции. Так, установки с зависимым приводом (от автомобильного двигателя) используются в кузовах от 2 до 38 м3 при температурном режиме от +2 до +4 °C, дизельные автономные установки - в кузовах от 20 до 100 м3 при более низких температурах. Преимущество последних заключается в автономности и высокой мощности охлаждения. По аналогии с вертикальными холодильными установками, работа автономного оборудования для грузовиков также может быть связана с повышенным уровнем шума, для нейтрализации которого сегодня применяются звукоизолирующие панели, а в некоторых конструкциях - вентиляторы обдува, заимствованные из аэрокосмической промышленности. Перейдем к рассказу о последних новинках.
Thermo King обновила линейку зависимых установок серии V для средне- и крупноразмерных фургонов грузовиков. Недавно серия V пополнилась двумя новыми моделями V-600 и V-800, которые значительно опережают своих предшественников (V-500 Plus и V-700) по энергоэффективности. Установка V-600 предназначена для фургонов внутренней длиной до 6 метров. Модель отличается более эффективным испарителем и имеет полностью алюминиевый змеевик конденсатора, что увеличивает ресурс и уменьшает вредное воздействие на окружающую среду. Используемый в системе надежный компрессор ТМ16 с качающейся шайбой прост в монтаже и обслуживании. В сравнении с V-500 Max Plus, модель V-600 обеспечивает 6,5 % увеличение по мощности и 20 % увеличение по воздушному потоку.
Установка V-800 предназначена для 8-метровых фургонов и обеспечивает два режима: охлаждение и нагрев. В сравнении с предшествующей моделью новинка характеризуется повышенной холодопроизводительностью (плюс 12 %) и увеличенным воздушным потоком (плюс 15 %). Для работы установки на стоянке используется резервный электропривод компрессора. Стоит также добавить, что ранее компания Thermo King представила модельный ряд зависимых установок серии Се, которые были разработаны специально для России и стран СНГ.
Хорошие новости имеются и в гамме автономных установок. Здесь Thermo King представляет обновленную серию Т, включающую модели RT-800R и T-500R. Самая последняя новинка - установка RT-800R представляет собой монотемпературный среднеразмерный холодильный агрегат с повышенной отдачей. Как и другие представители серии Т, модель RT-800R обеспечивает лучшую в своем классе топливную экономичность. Она была разработана для работы в самых тяжелых условиях и способна работать как на охлаждение, так и на нагрев. Например, опция Еxtra Heat позволяет клиентам значительно увеличить теплопроизводительность, даже для сложных арктических условий, если требуется.
Компания Carrier Transicold сегодня производит широкую гамму оборудования с автономным и зависимым приводом. Из последних новинок - установка Supra 1250 Mt, самый мощный представитель линейки оборудования с приводом от собственного дизельного двигателя. Мультитемпературная рефрижераторная установка S 1250 Mt холодопроизводительностью 12 000 Вт разработана для транспортировки свежих, охлажденных и замороженных продуктов в автофургонах объемом до 70 м3 с возможностью поддержания в двух независимых отсеках температуры от -20 до +10 °С. Среди основных преимуществ новинки исключительно низкий уровень шума и удобный доступ к точкам обслуживания. Установка S 1250 Mt, как и другие представители линейки Supra, оснащена микропроцессорной системой контроля EasyCOLD, которая позволяет снизить расход топлива и ускорить процесс техобслуживания.
В высококонкурентном сегменте горизонтальных холодильных установок высокую позицию удерживает итальянская компания Zannotti, ее продукция хорошо известна в России. Из последних новинок, представленных на рынке, следует отметить серию автономных агрегатов Un00, которая создана на базе знаний и опыта, полученных по результатам работы установок предыдущей серии DFZ. В моделях серии Un00 отсутствуют ременная передача и шкивы, что уменьшает вероятность возникновения неисправностей и повышает ресурс. Наличие двух компрессоров, один поршневой - для работы от дизеля, второй спиральный - для работы от сети, обеспечивает работоспособность установки при любых условиях. Одной из ключевых характеристик новинки, по информации производителя, является уменьшение влияния агрегата на окружающую среду: в установках Un00 значительно снижены показатели выбросов и шума, что отвечает требованиям соответствующего законодательства.
Фото: 5koleso.ru