← Безопасность и страхование

Штраф не страшен, если тахограф в порядке

Уже получили штраф за отсутствие или неправильную работу тахографа? Ломаете голову, какую модель выбрать? Опасаетесь "подводных камней"? Ругаете себя, что ошиблись с выбором? А какой вообще тахограф можно считать "правильным"? Как быть, если он сломается? Вопросы, вопросы, вопросы: "Теория", без сомнения, важна, но еще важнее - приобрести и установить тот самый тахограф, с которым штраф не страшен. Ведь только практика - критерий: безубыточности.

На вопросы портала "АТИ-Медиа" ответил Евгений Бартель, коммерческий директор компании "ГЛОНАСС-СЕРВИС".
- Евгений, в начале нашего разговора давайте вспомним, с чего началось развитие в РФ рынка тахографии, какие законодательные инициативы определяли его развитие?
- Начало активной фазы введения тахографов в России можно отнести к 2012 году, когда Федеральным законом от 14 июня 2012 года № 78-ФЗ были внесены изменения в пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", требующие наличие тахографа на определенных категориях транспортных средств. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения, правила их использования и т.д. определяются Правительством Российской Федерации. На это уже было готово Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 - "Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств". Подпадающие под постановление категории:
N2, N3 - коммерческая перевозка грузов для ТС свыше 3,5т.;
M2, M3 - коммерческая перевозка пассажиров, при наличии более 8 мест для сидения, не считая водителя.
Изменение по федеральному закону вступало в силу с 1 апреля 2013 г., производство тахографов в РФ уже началось и всё шло своим чередом, пока разработчики средств криптозащиты не решили отъесть свой (к слову, немаленький) кусок от рынка тахографии. Речь идет о выходе в начале марта 2013 г. в свет Приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36, вводящего обязательное наличие в тахографе средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
Данное событие в буквальном смысле слова перевернуло рынок и всю индустрию в целом. К выходу постановления Минтранса не были готовы производители тахографов, оборудования с СКЗИ просто не было, тем не менее, административную ответственность для перевозчиков за неоснащение никто не отменил. Сложилась патовая ситуация - ставить надо, но нечего. Перевозчики активно выражали протест, производители тахографов внедряли новые технологические процессы, производители СКЗИ алчно потирали руки. Выход из ситуации Минтранс увидел в выпуске нового законопроекта - приказа от 21 августа 2013 г. № 273, по которому совершенно логично отложил обязательно оснащение на 1-2 года в зависимости от категории и типа перевозок транспортного средства. К этому моменту часть перевозчиков оснастила свои автопарки тахографами без СКЗИ (как выяснилось впоследствии, это было экономически выгодным решением), часть решила дождаться конкретики от законотворцев.
- Что мы имеем в итоге? Какие тахографы можно (и нужно) использовать в России после всех этих законотворческих пертурбаций?
- В результате теперь, когда выход СКЗИ отлажен и ничто не мешает устанавливать его на автомобили, в России существует сразу 4 модификации разрешенных к использованию тахографов:
- аналоговые штатные тахографы на европейских авто;
Аналоговые тахографы использовались в Европе до появления цифровых. Внешне похожи на спидометры, часто с ними совмещены. Для использования необходим бумажный таходиск, на который в процессе использования ТС записываются данные о режиме работы. В настоящий момент установка аналоговых тахографов запрещена, тем не менее использование приборов, установленных до 01.04.2014 г., допускается до 1 января 2018 г. Владельцам необходимо проводить калибровку каждые 2 года, а также контролировать заполнение водителями таходисков (1 диск на 1 день).
- цифровые тахографы ЕСТР;
Цифровые тахографы пришли на смену аналоговым как более надежное и удобное решение. К цифровым тахографам требуется персональная карта водителя, которая обеспечивает запись информации и идентификацию водителя. Как и аналоговые европейские приборы, данные устройства можно использовать до 1 января 2018 года. От перевозчика требуется проведение раз в 2 года калибровки и замены аккумулятора, а также оформление водительских карт.
- российские тахографы без блока СКЗИ;
Тем перевозчикам, кто успел установить российские тахографы без блока СКЗИ в 2012-2013гг., нет необходимости заменять их или дооснащать СКЗИ блоками. Оборудование также используется до 1 января 2018 г. без каких-либо ограничений. Плановая калибровка - раз в 2 года, необходимость оформления карт.
- российские тахографы с блоком СКЗИ;
- Именно в отношении этих тахографов у перевозчиков возникает много вопросов. Можете о них рассказать подробнее?
- На настоящий момент именно данная модификация тахографов подлежит установке в нашей стране. Список разрешенных тахографов содержится в перечне на сайте Росавтотранспорта. Помимо плановой калибровки (раз в 3 года) проводится также замена блоков СКЗИ - также раз в 3 года. Особенность блоков - информация не перезаписывается. При переполнении записей старый блок заменяется на новый, сам тахограф при этом остается. Прибор работает с картой водителя.
Здесь стоит заметить, что карта тахографа подходит только под определенный тип устройства. Таким образом, под тахограф ЕСТР, российский тахограф и российский тахограф с СКЗИ - все карты разные. Это достаточно неудобно для организаций, где присутствует техника с разными тахографами, т.к. для водителей в некоторых случаях требуется оформлять до 3 разных карт.
Наличие в тахографе блока СКЗИ в некоторых случаях несет для перевозчика определенные проблемы. В частности, с таким тахографом нельзя выезжать за границу. Это связано не только с тем, что с таким тахографом запрещено движение по странам ЕЭС, Белоруссии и Казахстана, но и потому, что вывоз активированного средства криптозащиты (блока СКЗИ) попадает под действие закона о Защите государственной тайны (санкции за нарушения которого предусматриваются Уголовным Кодексом РФ). Перевозчикам в таком случае необходимо получать лицензию на международные перевозки и устанавливать тахографы ЕСТР.
Еще одним важным моментом является невозможность перезаписи информации в блоке СКЗИ, в который при активации записывается информации о ТС и его владельце. Все регистрационные действия с транспортным средством, оборудованным тахографом с СКЗИ (замена номерного знака, изменение цвета, внесение изменений в конструкцию ТС и другие действия, связанные с заменой свидетельства о регистрации транспортного средства), влекут за собой новую калибровку тахографа и замену блока СКЗИ. Все эти действия не бесплатны и могут быть проведены в сервисной мастерской.
- По Вашему опыту, какие еще вопросы чаще всего задают перевозчики? Какой информации им не хватает?
- Таких вопросов, к сожалению, немало. Кстати, ФБУ Росавтотранспорт не стоит в стороне и собрал на своем сайте достаточно неплохой раздел ответов на часто задаваемые вопросы по тахографам. В частности, дается четкое определение, что такое коммерческая и что такое некоммерческая перевозка. Очень рекомендую ознакомиться с этими вопросами и ответами на них.
- И все же давайте ответим на один из самых распространенных вопросов. Очень часто перевозчики спрашивают: "Я - частное лицо. Работаю в ИП или в организации по договору аренды. Надо ли мне ставить тахограф". Что можно ответить?
- Ответ - да, надо. Уже упомянутый ранее Приказ Минтранса № 273 гласит, что
... 2. Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств)...
Отсюда вытекает и необходимость установки тахографа, и необходимость наличия карты водителя. Таким образом, без тахографа возможна только перевозка своего имущества, при этом это имущество не должно быть в итоге продано или как-либо участвовать в процессе получения прибыли (по крайней мере ближайшие 2 года - срок исковой давности). Пример - везете себе сверлильный станок, на котором производите детали на продажу - коммерческая перевозка. Может возникнуть закономерный вопрос - "А как же разделить тогда работу на предприятие и использование автомобиля в своих личных нуждах, ведь тахограф записывает информацию непрерывно и в некорректируемом виде". Что ж, тут ситуация пока остается неопределенной. Придется объяснять сотруднику ДПС, что автомобиль использовался без карты по причине личной поездки, а не вследствие преднамеренного нарушения.
- Пожалуй, столь же часто задают такой вопрос: "был представлен перечень оборудования к установке, какое выбрать и стоит ли ставить вообще?"
- Ставить, определенно, нужно. Это подтверждает планомерная работа Минтранса по лицензированию деятельности и подкреплению этого законодательными актами, а также усилению проверок на дорогах. Отмены либо приостановки ввода тахографов ждать не приходится.
При выборе модели нужно в первую очередь понимать, что покупка тахографа это не единоразовое вложение средств, а также последующее обслуживание. В случае выбора ненадежного оборудования стоимость сервиса может приближаться к стоимости первичной установки, а также принести немалые проблемы предприятиям.
Важными параметрами при выборе тахографа скорее всего будут:
- качество и надежность - при установке тахографа нужно быть уверенным, что прибор не сломается в самый неподходящий момент, т.к. эксплуатация ТС с неисправным тахографом приравнивается к его отсутствию и карается административным штрафом от 1000 до 3000 рублей для водителя и от 5000 до 10000 для должностных лиц;
- ремонт в течение 1 дня. Могут возникнуть ситуации, когда потребуется ремонт уже установленного тахографа. Например, вследствие сильного удара или другого внешнего воздействия. Чтобы не допускать простоя техники, ремонт должен производиться быстро, причем не на заводе-производителе в другом городе, а в сервисных мастерских, расположенных в регионе дислокации ТС.
- низкое электропотребление. Установка тахографа требует его подключения к аккумулятору "на постоянку" для обеспечения питания блока СКЗИ. При правильном подключении и настройке тахограф не должен разряжать аккумулятор быстрее 3 недель.
- устойчивость к холоду. В нашей страны вопрос холодов стоит достаточно остро, тахограф должен обеспечивать устойчивую эксплуатацию вплоть до -40С.
- простая эксплуатация. Технически правильная установка - залог успеха, но затем наступает этап эксплуатации, что зачастую тоже приводит к определенным сложностям - низкая техническая некоторых грамотность водителей, водители из других стран и т.д. В этом случае может помочь памятка по пользованию прибора в каждой коробке тахографа, а также наличие эмулятора по пользованию оборудованием для оттачивания навыка в первые недели работы.
По практике использования и установок указанным требованиям на сегодняшний день удовлетворяют 2 модели на российском рынке - это АТОЛ Drive 5 и Continental DTCO 3283. Получить консультацию, какой из них выбрать, а также ответы на другие интересующие Вас вопросы оперативно помогут специалисты компании "ГЛОНАСС-СЕРВИС".
Наличие в нашем штате квалифицированных специалистов позволит установить тахограф на любую технику, независимо от марки и года выпуска. Постоянное наличие оборудования сведет к минимуму время ожидания установки.
Будем рады Вам помочь! И удачи на дорогах!
- Спасибо, Евгений, что поделились с нами актуальной и важной информацией!
ООО "ГЛОНАСС-СЕРВИС"
Тел. (812) 407-27-17