Весьма интересно смотреть на концептуальные идеи инженеров и дизайнеров, которые пытаются себе представить наше будущее. Еще интереснее - узнать, насколько эти прогнозы совпадают с реальностью. Хороший пример - концептуальные разработки полувековой давности. Смогли ли инженеры предсказать развитие прогресса?
Ford Big Red
К середине 1960-х годов в США завершалось создание национальной системы хайвеев - сети высококлассных скоростных дорог, связывающей все крупные города страны. Власти рекомендовали автопроизводителям учесть новые реалии в своих производственных планах. Как ответ на этот запрос и появился Ford Big Red 1964.
Предполагалось, что этот гигант станет прародителем семейства "дорожных локомотивов" - грузовиков, которые находятся на хайвее почти 24 в сутки, останавливаясь лишь для того, чтобы на специальных пунктах отцепить одни контейнеры и прицепить другие (а по городским улицам будут маневрировать мелкие грузовики).
Big Red представлял собой тридцатиметровый автопоезд с двумя полуприцепами Fruehauf. Максимальная масса тягача, прицепов и груза - 77 тонн. Двигатель был подобран под стать задаче - 600-сильный газотурбинный агрегат.
Сверхкомпактные размеры газовой турбины (в десять раз меньше дизеля той же мощности) позволили отказаться от капотной компоновки. Кабина концептуального тягача выглядела крайне нетипично для Америки и больше походила на автобусную. Водитель сидел вплотную к лобовому стеклу, и компактная панель приборов почти не загораживала ему вид - обзорность из грузовика была не хуже, чем с вертолета.
А места в кабине двухметровой высоты было столько, что сменщик мог не только выспаться, не мешая водителю, но и приготовить еду, пообедать, посмотреть телевизор и даже сходить в туалет - все удобства были предусмотрены.
Двери кабины открывались пневмоприводом, а лестница выезжала с помощью электромоторов. Список фантастических для 1960-х годов технологий был очень длинным - и стеклопластиковая кабина, и пневматическая подвеска, и кондиционирование воздуха, и автоматическая КПП:
При всём этом Ford Big Red носил статус предсерийного концепта - предполагалось, что буквально через несколько лет именно так и будут выглядеть серийные машины.
Chevrolet Bison
В том же 1964 году свой вариант грузовика будущего показали и конкуренты из General Motors.
Chevrolet Bison был также ярко-красным, а выглядел еще более невероятно. "Забудьте всё, что вы знали о грузовиках раньше", - как будто бы говорил Bison посетителям Expo-64 в Нью-Йорке (интересно, что стенд назывался Futurama II).
Chevy Bison представлял собой целую транспортную систему. Центром был стандартный грузовой контейнер. Сзади под него подкатывалась двухосная ведомая тележка, а спереди присоединялся тягач - фактически, низенький четырехколесный автомобильчик. Компактная кабина совершенно футуристического вида располагалась перед передней осью, а над ней - обтекаемый моторный отсек, в котором нашлось место сразу для двух ГТД, общей мощностью в 1000 лошадиных сил!
300-сильный мотор использовался на крейсерской скорости, а 700-сильный подключался на разгонах и подъемах.
Интерьер "Бизона" был таким же странным, как и сам автомобиль - водитель и штурман могли почувствовать себя пилотами самолёта, благо и руль здесь был заменен на хитрую систему из поворотного круга с джойстиками. Из других невероятных нововведений - установленный в машине мобильный телефон!
Chevrolet Bison презентовался как "грузовик 1970-х". Предполагалось, что в ближайшее десятилетие, когда сеть хайвеев будет завершена, во всех крупных городах будут построены специальные автоматизированные станции погрузки/разгрузки. Стандартизованные контейнеры на этих станциях будут меняться автоматически - дальнобойщику достаточно подвести автопоезд к терминалу, получить новый контейнер, и снова выводить свою турбину на крейсерский режим.
Chevrolet Turbo Titan III
По всей видимости, Bison являлся лишь шоу-стоппером, и не мог передвигаться самостоятельно. Другое дело - Turbo Titan III. Появившись уже в 1965 году, это был абсолютно полноценный грузовик, накатавший по хайвеям десятки тысяч испытательных миль. А цифра III говорила о том, что это уже третий прототип с ГТД - два предыдущих были стандартными внешне и позволили всесторонне обкатать газотурбинные технологии.
Обтекаемая пластиковая кабина жемчужного цвета выглядела фантастически. Из крыльев выезжали поворотники и габариты, внутри вертикальных воздухозаборников появлялись фары, плоские выхлопные трубы располагались над кабиной, а двери поднимались вверх, подобно крыльям чайки. 12-метровый полуприцеп был изготовлен из нержавеющей стали.
В салоне - кондиционер, мобильный телефон, радио с четырьмя динамиками (также впервые в грузовом мире), и фирменная Dual Steering System - панель с двумя дисками вместо руля, которую можно было откидывать на стоянке.
Кабину можно было стандартно откинуть вперёд, и под ней обнаруживался двигатель. Это была газовая турбина GM GT-309, которая выдавала 280 л.с. при 35000 об/мин и 1200 Н-м уже с минимальных оборотов.
В 1960-х годах бензин стоил дёшево, государственные требования были не слишком жесткими, а оптимизма у конструкторов было хоть отбавляй. Газотурбинные двигатели в какой-то момент казались выбором будущего: они могли питаться любым типом топлива, были намного легче и компактнее дизелей, не вибрировали и не шумели, не требовали замены масла, легко запускались в любой холод, выдавали МКМ сминимальных оборотов и даже оказывались экологичнее. Эксперименты с установкой ГТД на грузовики и автобусы проводили американские Mack и Freightliner, европейские MAN, Volvo и Leyland, и почти все советские заводы - КрАЗ, МАЗ, БелАЗ, ГАЗ.
Вот, например, КрАЗ-Э260Е с огромным капотом для 350-сильного ГТД:
Увы, все достоинства ГТД перечеркивались одним недостатком: он был слишком прожорлив. Ford Big Red, к примеру, тратил 1000-литровый бак горючего за 1000 километров.
К настоящему времени газотурбинные двигатели можно встретить на вертолетах, танках и в промышленности, но не на грузовиках. В этот раз создатели концептов промахнулись.
Фото: autoline-eu.ru