Покупка спецтехники сродни пошиву одежду: базовая модель "подгоняется" под задачи и условия работы конкретного клиента. С конвейера предприятия редко выходит две одинаковые партии. Внесение изменений в конструкцию грузового автомобиля или спецтехники - непростой процесс, требующий компетентности как от исполнителя, так и от заказчика.
Если прицепная техника зачастую создается сразу по индивидуальной мерке, то тягачи и спецмашины дорабатываются уже перед продажей. В списке дилеров десятки возможностей для усовершенствования. От разработки и проектирования специальных шасси до подбора и установки внедорожных шин и дисков, включая применение односкатной ошиновки.
Модернизация подвески, замена колесных мостов, форсирование силового приводного агрегата, замена коробки переключения передач на усиленную, усиление и удлинение рамы, монтаж оборудования для реализации возможности движения по рельсовым путям, установка систем безопасности, усиленная защита радиатора системы охлаждения, увеличение мощности системы охлаждения с выводом радиатора за кабину - совершенству нет предела. Но мы обратим внимание на самые популярные опции.
Установка лебедок
Одна из самых востребованных услуг, по словам представителей дилеров различной техники, - установка лебедок. Часто клиенты заказывают монтаж гидравлических лебедок на различные шасси и тягачи внедорожного исполнения с целью самоэвакуации. Лебедки в этом случае монтируются на силовой поперечной балке спереди и сзади автомобиля. Обычно это лебедки тягой от 8 до 16 тс.
Также популярен монтаж мощных тяговых лебедок на седельные и балластные тяжеловозные тягачи с целью затаскивания техники и оборудования на полуприцепы и прицепы. С помощью полиспастных блоков иногда удается такие лебедки использовать и в качестве лебедок самоэвакуации. Их тяга лежит в пределах от 10 до 70 тонн без учета полиспаста. Для уверенного протаскивания груза используется спаренная лебедочная установка с прокладкой тросов крест-накрест. Это позволяет маневрировать затаскиваемым объектом на всем протяжении пути.
Востребованы лебедки и у покупателей бульдозеров, которым для увеличения некоторых характеристик требуется установка гидравлических лебедок особо высокой тяги. Гидравлические лебедки обладают достоинствами электрических и механических, являясь, пожалуй, оптимальным выбором для установки на технику, в конструкции трансмиссии которой завод-изготовитель не предусмотрел возможностьустановки коробки отбора мощности.
Обладая мощью и надежностью механических лебедок, они могут устанавливаться на любой автомобиль. Работать такие лебедки могут неограниченно долго без опасности сгорания электромотор по причине отсутствия последнего.
Что касается точки расположения лебедки, ее выбор зависит от целей заказчика. Фронтальное расположение говорит о готовности проводить автомобилем самоэвакуацию. Как правило, установка лебедок в таком варианте проводится на седельных тягачах, эвакуаторах и вездеходах, где требуется экстренная помощь. Кормовое расположение позволяет широко использовать транспортное средство при перевозке тяжелых грузов, оборудования или при эвакуации как грузовых автомобилей, так и спецтехники, например, тяжелых гусеничных бульдозеров.
Обычно носителем лебедки является седельный тягач, и обязательным наличием гидролебедок отличается грузовой эвакуатор. Центральное место между лонжеронов рамы представляется идеальным с точки зрения расположения тягового устройства. Компоновка таких лебедок сверхкомпактная, с проложенными линиями для прокладки троса с роликовыми выводами за пределами рамы. Благодаря такому расположению лебедки возможен вывод троса и в переднюю часть машины, и в кормовую, что экономит массу и улучшает проходимость, так как фронтальное расположение гидролебедки увеличивает габарит машины.
Гидрофикация техники
Оснащение транспортных самоходных и подвижных прицепных механизмов гидравлической станцией снабжения для создания потока масла в трубопроводах необходимо, когда заводская комплектация либо не имеет штатных систем отбора мощности и установленных гидравлических насосов, либо их производительность не соответствует требованиям.
Как правило, система отбора мощности для привода гидравлических насосов используется вместе с коробками отбора мощности, или редукторами для отвода части момента на шлицевой вал привода насоса, или ВОМ (вал отбора мощности). В конструкции с интегрированными отводами такие устройства не требуются, как и установки гидрофикации на двигатель.
Поэтому гидрофикация тесно связана с системой отбора мощности ВОМ, и при этом каждый тип механизмов может существовать раздельно. Самая распространенная процедура гидрофикации - доработка седельного тягача под буксировку самосвальных полуприцепов, где исполнительным механизмом подъема является гидравлический телескопируемый цилиндр.
Установка односкатных шин
Шины большого диаметра и большой грузоподъемности позволяют решить проблему нехватки дорожного просвета у транспортного средства и улучшают показатели проходимости.
Данная опция нужна, как правило, транспортным компаниям, которые требуют от своей техники максимальной эффективности при эксплуатации транспортного средства в тяжелых дорожных условиях, когда классическая двухрядная ошиновка задней тележки или оси доставляет проблемы при движении на технологических дорогах, по бездорожью, в снежных условиях севера.
Экспериментальные выкладки показали, что проходимость колесных машин может быть коренным образом улучшена. Для этого спаренные (двускатные или сдвоенные) шины обычного дорожного типа, размер которых выбран по пределу грузоподъемности на твердой дороге, необходимо заменить специальными односкатными шинами большого профиля и применить систему регулирования внутреннего давления в них.
Передаваемые на замену однорядные шины, помимо большого диаметра и ширины профиля, обладают еще важной характеристикой - изменение давления в шине в зависимости от дорожных условий. При этом допускается двухкратное увеличение грузоподъемности шины при ограничении скорости движения.
Установка крупногабаритных шин востребована не только на полноприводных моделях. Она повышает проходимость и грузоподъемность самосвалов, увеличивает геометрическую проходимость автопоездов, позволяет спецмашинам проводить эвакуационные работы в сложных дорожных условиях, расширяет географию эксплуатации вахтовых и туристических автобусов. Помимо дорожных транспортных средств, специальные внедорожные шины могут быть использованы на колесной землеройной и погрузочной технике.
Установка "северных" опций
Эксплуатация техники на территории России резко снижает ресурс по сравнению с мягкой и аккуратной эксплуатацией коммерческой техники и строительных машин: большие перепады температур, летом это +50 и зимой -50 градусов, усиливают износ.
Для северных широт требуется техника, адаптированная к холодам. Это использование специальных конструкционных сталей, усиления штатных рам, установка надрамника, модернизация колесных мостов путем создания дополнительного приваренного силового контура, применение холодоустойчивых шлангов и кабелей, использование жидкостей для экстремально низких температур.
При низких температурах значительно снижается и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых в них масел, ухудшается герметичность тормозной системы, повышается жесткость тормозных диафрагм, возрастает скопление конденсата в фильтре влагомаслоотделителя, трубопроводах и в воздушных баллонах.
Замерзая, конденсат образует ледяные пробки, что вызывает отказ в работе тормозов. Высокие требования к запуску выводят на первый план использование промышленных дизелей с системами предварительного прогрева двигателя и запуска с помощью специальных устройств. Для создания комфортного климата для операторов используются утепленные кабины, системы автономного отопления, сдвоенные стекла с обогревом для избегания промерзания.
Установка подъемных механизмов
Еще одна из востребованных услуг - монтаж гидравлических манипуляторов, крановых телескопических установок, краноманипуляторных установок. Эти виды работ у каждого дилера техники, как правило, выполняют аккредитованные партнеры. Монтажно-установочные работы выполняются с оптимальным подбором крана по грузоподъемности, вылету стрелы, массе, с интеграцией механизма на самоходные шасси. В качестве базовых шасси применяются колесные дорожные и внедорожные транспортные средства.
В зависимости от используемого носителя и типа гидравлического крана или манипулятора, крановая машина может быть установлена спереди или сзади кабины, внутри бортовой платформы, с механизмом перемещения на бортовой установке, в заднем свесе и выносной консоли, сбоку на тракторах и сварочных машинах. Для удобства погрузки и разгрузки, помимо гидроманипулятора, возможен монтаж гидроборта, кузова бортового типа, кунгов и других кузовов.
Фото: spec-technika.ru
Спецтехника и нефтегазовое оборудование