Еще в 2012 году активно обсуждалось, что логоцентр в Свияжске может получить статус ОЭЗ, но, как выяснилось, не самостоятельной, а став третьей площадкой ОЭЗ "Иннополис" наряду с зоной самого города и площадкой в Лаишевском районе. Тем самым власти рассчитывают ускорить проект реализации логистического центра и привлечь дополнительные федеральные средства.
Расширить площадки Иннополиса
"Нам будет выгоднее, если мы создадим третью площадку особой экономической зоны "Иннополис" для Свияжского мультимодального логистического центра. Разница в том, что у нас уже есть решение о создании зоны, более стратегическое. И развивать комплексно третью площадку проще, это будет быстрее, мы же должны быстрее все это делать", - рассказал "Реальному времени" министр экономики РТ Артем Здунов. Под двумя другими площадками он подразумевает зону самого города и площадку на территории Лаишевского района.
По его словам, объединив экономические зоны, можно будет более эффективно привлекать средства на их инфраструктуру: можно будет рассчитывать на софинансирование по федеральной программе развития особых экономических зон. "Это совершенно другой источник финансирования. Есть шанс привлечь больше федеральных средств и на них - больше частных, поскольку Свияжский мультимодальный логистический центр - это очень привлекательный инвестиционный проект", - пояснил министр.
При этом сохранятся ранее задуманные приоритеты развития обеих зон: IT-сфера для Иннополиса и логистика для СММЛЦ. "Сейчас есть проект федерального закона, где разграничение между зонами снимается вообще. И мы будем настаивать, чтобы туда добавили транспортную логистику. Даже в Иннополисе может быть мелкосерийное производство, например, станкостроение у нас там прописано, станки - это же межотраслевое", - привел пример Здунов.
На 7 миллиардов - причальная стенка и автодорога
Новый срок открытия логистического центра в Свияжске - конец 2016 года. Однако в проект, речь о котором уже ведется с 2007 года, привлечено еще меньше половины средств, на которые рассчитывают власти. Общая его стоимость сейчас оценивается в более 20 млрд рублей, с учетом частных объектов.
По информации Здунова,
на сегодняшний день в проект вложено 7 с лишним миллиардов рублей, из них 1,4 млрд за счет республиканского бюджета и 6 млрд за счет бюджета РФ.
Из федерального бюджета можно привлечь еще несколько миллиардов, но лишь на условиях софинансирования. "Сейчас идет конкурс инвесторов, там есть немцы, китайцы. Сделана основная стенка, подвод автомобильной дороги, а вот контейнерные площадки, корпуса, краны - это все будет делать частный инвестор", - рассказал министр.
Как удалось узнать "Реальному времени" из собственных источников, на "Свияге" завершается строительство причальной стенки в речном порту, противорадиационного укрытия, автомобильной дороги и развязки, ведется реконструкция железнодорожной станции "Свияжск" и строительство новой железнодорожной ветки и завершается гидронамыв основания территорий частных инвесторов. Право собственности на создаваемые объекты распределено между Татарстаном и Российской Федерацией.
Строили, строили, а инвесторов не осталось
Идея создания в Свияжске суперлогистического центра витала еще в далекие 90-е годы, тогда даже заявлялось, что в проект готова вложиться французская компания. Но идея вызвала много разногласий, и заморский инвестор исчез.
Разговоры о создании Свияжского ММЛЦ возобновились в 2006 году. Тогда проект был включен в Федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России на 2006-2010 годы", а также вошел в ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Первоначально на этот статус претендовали Нижегородская и Самарская области, но в итоге они проиграли республике. По задумке создателей, центр в Свияжске предназначен для переработки грузопотоков в рамках международных транспортных коридоров "Транссиб", "Север - Юг" и создаваемого маршрута Европа - Западный Китай.
В мае 2007 года в минземе РТ обсуждают, что для реализации проекта "Свияжский ММЛЦ" потребуется 1 262 га земли. Называется необходимая сумма для его реализации - 12 млрд рублей. Чуть позже стало известно, кто сколько дает средств. Так, из 11,6 млрд руб. (общий объем) 5,6 млрд руб. должен был выделить бюджет РФ, 1,3 млрд руб. - бюджет РТ, 4,7 млрд руб. - частные инвесторы.
С этого же времени начинается поиск резидентов в будущий логоцентр. Так, в качестве возможного участника проекта называлась "дочка" российской железнодорожной монополии РЖД - ОАО "Трансконтейнер" (компании предложили участвовать в качестве акционера путем вхождения в уставный капитал с помощью земли и денежных средств).
Свое желание работать на этой площадке изъявила одна из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России "Совфрахт".
В 2010 году стало ясно, что подрядчиком очередной татарстанской стройки века станет ООО "ПСО "Казань" Равиля Зиганшина. Тогда же среди возможных резидентов называется структура главного татарстанского строителя - "Татфлот". По сути, сегодня именно "Татфлот" остается единственно возможным инвестором ММЛЦ, компания готова сюда перевести грузовой порт из казанского речного порта.
Весной 2011 года был определен первый шорт-лист инвесторов проекта. Так, ОАО "Совфрахт" обещало вложить более 2 млрд рублей в контейнерный терминал и водные перевозки, татарстанские ЗАО "Дорстройинвест" - 2,36 млрд рублей, ОАО "Татфлот" - 1,96 млрд рублей и ООО "КЕН" - 2,25 млрд рублей.
Тогда же радостно сообщалось, что первая очередь Свияжского мультимодального логистического центра будет построена в 2014 году. Теперь у насуже новые сроки - август 2015 года и пока только переговоры с возможными секретными инвесторами. К этому можно добавить, что велись переговоры о привлечении к работе на Свияжском центре и структур миллиардера, основателя группы "Сумма" Зиявудина Магомедова.
"Исключительно для нужд Татарстана проект, наверное, избыточен"
"Реальное время" опросило мнения экспертов о перспективе проекта.
Айрат Гиззатуллин - генеральный директор ОАО "Тасма", руководитель казанского представительства некоммерческого партнерства "Гильдия управляющих и девелоперов": - Это очень большой, глобальный проект. Его успех, конечно, зависит от принятия решений на федеральном уровне, от создания транспортных коридоров в РФ. Исключительно для нужд Татарстана он, наверное, избыточен, поэтому весь вопрос успешности этих проектов - в создании транспортного коридора на востоке страны, что в значительной мере является вопросом государственного регулирования и государственных стимулов для бизнеса.
Проект был начат не сегодня и является стратегическим. На мой взгляд, такой проект несомненно нужен и хорошо, что он располагается именно в Татарстане, поскольку было несколько вариантов транспортных коридоров. Есть разные мнения по поводу того, насколько он будет востребован в нынешних условиях. С одной стороны, товарооборот в период экономического кризиса снижается. С другой - ориентация на восточный коридор, на мой взгляд, усиливает позицию этого объекта.
Я думаю, инвесторами могут быть не только европейские и китайские компании, но и российские. Наверное, речь не идет о том, что это будет один инвестор. Он будет интересен для всех, кто занимается передвижением масс товаров, ведь это не только автомобильные и железнодорожные пути, но и в отличие от других речной транспорт. Поэтому я думаю, что инвесторов должно быть много и они не должны определяться исключительно по национальному признаку.
Фарит Юнусов - генеральный директор ООО "Логистический центр "Мастер": - Я думаю, объединение экономических зон поможет найти инвестиции. Это проект даже не федерального уровня, он необходим в макрологистическом рассмотрении. Сейчас тесные переговоры ведутся с Китаем по поводу строительства высокоскоростной магистрали. Это хабы, которые должны быть на всем пути движения автомагистралей, поездов.
Скорее всего, СММЛЦ будет интересен мировым логистическим операторам, таким как DHL, Ali Express. По последним данным, Ali Express занимает лидирующее положение в мире по обороту. В России, я думаю, таких крупных проектов нет.
Учитывая сегодняшнее экономическое состояние в мире, проект начнет окупаться не ранее, чем через 7-10 лет.
Думаю, что строительство СММЛЦ будет закончено к концу 2016 г., если темпы будут такими же быстрыми, как при подготовке к Олимпиаде или к Универсиаде. Главное, чтобы были средства и якорные клиенты, которым это интересно. Но говорить о полностью законченном проекте, наверное, нельзя, поскольку проект предполагает несколько этапов развития. На мой взгляд, нет смысла сразу запускать все очереди, все терминалы, когда можно делать это последовательно, пошагово. Я считаю, не стоит торопиться вкладывать средства в весь комплекс и искать инвесторов под весь объект. Лучше запустить, например, одну третью часть объекта и найти инвестора, потом двигаться, развиваться дальше.
Справка
Свияжский мультимодальный логистический центр будет выполнять функции узлового логистического терминала и должен стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всего Поволжья, планируют власти. На момент его создания они рассчитывали на расширение сотрудничества со странами ВТО и с государствами Среднего Востока и Центральной Азии, что повлекло бы за собой увеличение товарооборота.
СММЛЦ будет включать в себя железнодорожно-автомобильный терминал со складами и контейнерными площадками, речной порт с водно-автомобильным терминалом, складами, площадками для контейнеров и генеральных грузов, административные и служебные здания, подъездные железнодорожные пути и автомобильные дороги, погрузочно-разгрузочные площадки, инженерно-технические коммуникации, объекты сервиса (стоянка грузовиков, автобусов и служебных автомобилей, станции технического обслуживания автомобилей, автозаправочные станции, гостиничный и торговый комплексы).
Вопрос с резидентами центра пока остается открытым. Однако еще в 2011 году министр транспорта РТ Ленар Сафин заявлял, что ОАО "Совфрахт" пообещал вложить более 2 млрд рублей в контейнерный терминал и водные перевозки, ЗАО "Дорстройинвест" - 2,36 млрд рублей, ОАО "Татфлот" - 1,96 млрд рублей и ООО "Кен" - 2,25 млрд рублей. Помимо того, авторы проекта рассчитывали, что в промзону придут инвесторы с производствами стройматериалов, металлоконструкций, даже сборочных производств электрооборудования, машиностроения, приборостроения.
Фото: business-gazeta.ru