← Дороги, инфраструктура

Ворота в Крым

Проект мостового перехода (строители не называют это просто мостом) из Краснодарского края в Крым рассматривается сейчас в Главгосэкспертизе. Там уже утверждён подход к переправе со стороны Краснодарского края. Задача - сделать мост и автомобильным, и железнодорожным. Кроме того, он не должен препятствовать прохождению судов по самому Керченскому проливу. Как справились с задачей проектировщики, что в результате будет построено, особенности и проблемы этого масштабного проекта - всё это выяснял корреспондент "Гудка" Александр ФРОЛОВ.

Пятилетку за три года
Техническое движение между Краснодарским краем и Крымом в соответствии с проектом должно начаться в середине декабря 2018 года, а полностью переправа начнёт работу к лету 2019 года - такие сроки изначально были поставлены заказчиком - государством.
Основная проблема, которая стояла перед разработчиками проекта, - это природные препоны и историко-культурные объекты, которые расположены в зоне строительства будущего моста. Как отмечают в Росавтодоре, вариант прохождения трассы именно через Тузлинский створ позволяет максимально обойти зоны активности грязевых вулканов, тектонической активности, оставить в стороне крепость Керчь и другие исторические памятники.
Переход через Керченский пролив не совсем правильно называть мостом. На самом деле это несколько сооружений, которые в недалёком будущем станут составными частями федеральной автомобильной трассы и российской железнодорожной инфраструктуры. Дорога берёт начало на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и выходит на остров Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун.
"Зелёный свет" для судоходства
По замыслу проектировщиков, морские суда будут проходить под будущим мостом (или, как мы уже определили, мостами) через арочные пролёты. Предусмотрена довольно большая ширина в 227 м, а надводный габарит составит 35 м. Такие параметры были предложены теми компаниями, которые в данный момент эксплуатируют фарватер.
"Азовское море является достаточно мелководным, - говорит замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин. - Например, порты Таганрог и Ейск принимают суда с максимальной осадкой до 4,7 м. В подавляющем большинстве высотный габарит не превышает 20 м. В целом единая глубоководная система России выдерживает минимальный стандарт подмостового габарита, с учётом которого строятся как мосты, так и суда. Габарит Керченского моста значительно выше этого стандарта".
Короче - не значит дешевле
Нужно сказать, что вариантов переправы рассматривалось несколько. Причём тот, что был окончательно принят в разработку, далеко не самый короткий. Наиболее вероятным вариантом, кроме Тузлинского створа, был Жуковский.
Так, по расчётам специалистов из Росавтодора, длина моста в Жуковском створе - от косы Чушка на Таманском полуострове до посёлка Жуковка на полуострове Крым - составила бы около 6,6 км. Но на практике выходит, что ширина косы Чушка на возможной трассе перехода - от 100 до 150 м, из которых примерно 100 м занимают существующие автомобильная и железная дороги. Строительство парализовало бы работу портов Кавказ и Крым.
Казалось бы, чем короче, тем быстрее и проще, а главное - дешевле. Однако не всё так просто: потенциал у Жуковского створа тоже небольшой - ширина не позволяет. Имеющиеся железную и автомобильные дороги пришлось бы в срочном порядке реконструировать, ибо сейчас их пропускная способность не соответствует требованиям, которые применимы к Керченской переправе.
При этом в Росавтодоре поясняют, что речь идёт о перестройке 42,4 км автомобильных переходов и 42,5 км железнодорожных только на Таманском полуострове. В Крыму бы пришлось строить объездные дороги - 39 и 31 км соответственно.
В итоге выбран был тузлинский вариант - здесь уже создана необходимая транспортная инфраструктура со стороны Таманского полуострова, а в Крыму проект предусматривает строительство всего 8 км автомобильных дорог и 17,8 - железнодорожных.
Подход со стороны Кубани
Пока ожидается ответ от Главгосэкспертизы о проекте самой переправы, пришло одобрение 40-километровой подъездной дороги к ней, которая должна проходить по территории Краснодарского края.
В соответствии с документацией дорога берёт своё начало в районе существующей автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив и заканчивается в районе косы Тузла - собственно, там, где сейчас готовятся к возведению временного городка для мостостроителей. Ширина пути, предусмотренная проектом, - 3,75 м. Предусматривается оснащение проезжей части освещением, информационными табло, автоматизированной системой управления дорожным движением, шумозащитными экранами, автоматическими пунктами весового контроля и площадками отдыха.
Сложность проекта заключалась в том, что трасса пролегает в условиях плотного расположения памятников археологического наследия, плодоносных виноградников, неровной рельефной местности и неоднократно пересекает инженерные коммуникации. Главгосэкспертиза установила, что документацией предусмотрено максимально рациональное использование данных факторов местности. В проекте отдельно прописаны мероприятия по сохранению 43 объектов культурно-исторического наследия, в том числе девяти курганов.
Стройка века
По проекту переправа должна быть начата одновременно по всему фронту строительства: предположительно его разделят на шесть участков. Сократить срок изготовления и монтажа конструкций позволит укрупнённая сборка элементов перехода непосредственно на стройплощадках. Продуманы и пути, по которым будут доставляться материалы на таманский и керченский берега из разных регионов страны. Мост оборудуют инженерными коммуникациями, которые обеспечат его безопасность и бесперебойное функционирование. Это автоматизированная система управления дорожным движением, освещение, связь, а также комплекс по сбору, очистке и отводу дорожных поверхностных стоков.
Не дожидаясь одобрения проекта Главгосэкспертизой, в районе строительства моста уже с начала весны ведут активные подготовительные работы. Прежде всего здесь необходимо возвести городок для строителей, а для этого нужно провести все археологические работы. Кроме того, на обоих берегах активно работают: сапёры. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны обе стороны Керченского пролива были зоной активных боевых действий.
В настоящий момент обследовано около 176 га земли и акватории. И на проверенной сапёрами и археологами земле уже ведётся строительство временных подъездных дорог, а также смонтированы шесть общежитий на 1,8 тыс. рабочих, столовые и здание штаба будущего строительства. Правда, выполнена меньшая часть работ: специалистам ещё предстоит проверить по проекту менее 400 га земли и акватории - это территория, где, собственно, непосредственно будет возводиться мост через Керченский пролив. По данным подрядчиков, в общей сложности на объекте работают около 400 рабочих и инженеров, задействовано более 80 единиц техники.
Дамба на Тузле
5-километровая дамба на Таманском полуострове появилась в 2003 году. Строительство было начато по инициативе властей Краснодарского края, считается, что она не должна была позволить размыть таманскую прибрежную полосу. Из-за начавшегося тогда между Россией и Украиной конфликта о принадлежности острова Тузла строительство было остановлено - до границы с Украиной оставалось 102 м. Сейчас же эту дамбу предлагается достроить.
Проект Керченского моста
В составе переправы будет два мостовых сооружения: одно через пролив от косы Тузла до острова длиной 1,4 км, а второе, собственно, через сам Керченский пролив длиной 6,1 км.
Общая длина транспортного перехода через Керченский пролив будет составлять 19 км. Автомобили должны двигаться по четырём полосам, поезда - по двум основным путям. По расчётам, в сутки переправа будет пропускать до 40000 автомобилей и 47 поездов. Максимальная скорость для легковых автомобилей 120 км/ч, для грузовых - 80 км/ч.
20150731__2_1c.jpg
Фото: kurs.ru
Гудок