Группа Saint Gobain пришла в Россию в начале 90-х годов XX века. В настоящее время здесь работают больше 3000 сотрудников, компания представлена тремя направлениями деятельности. В рамках проекта "Бизнес глазами логиста" портал Logistics.ru побеседовал с Сергеем Петраковым, директором по логистике компании Saint Gobain.
Компания Saint Gobain в России представлена тремя направлениями деятельности:
Строительная продукция
Инновационные материалы
Стеклянная тара и упаковка
Группа Saint Gobain владеет 8-юдействующими заводами в России.
- Сергей, расскажите, почему логистика?
Сергей: Когда-то давно, когда я еще был студентом МФТИ, было популярно заниматься собственным бизнесом. Я не был исключением. Этот опыт был очень интересным и полезным для меня. Но со временем захотелось попробовать поработать в известной мировой компании, чтобы получить опыт ведения большого бизнеса у профессионалов. Лучшим билетом в корпоративный бизнес, как я посчитал тогда, было бизнес образование в одной из рейтинговых бизнес школ. Я не ошибся. После окончания RSM - школы бизнеса в Роттердаме я начал свою трудовую карьеру на позиции менеджера активных продаж в компании Hilti. Когда в этой области был достигнут некоторый потолок, мне предложили заняться бизнес-аналитикой. Это было интересно и увлекательно. Мы внедрили сегментацию рынка, выделили перспективные для роста регионы, описали долгосрочную стратегию позиционирования и развития компании в России. И именно в этот момент, уходит директор по логистике. Конечно, моя активность, всегда была на виду. В итоге, занять позицию было предложено мне, как некоторое временное решение. Но, как известно, ничто так не постоянно, как все то, что временно. Потом были другие сегменты рынка, но позиция в логистике, стала уже бессменной.
- В компании Saint Gobain Вы работаете уже достаточно длительное время, не стало скучно?
Сергей: Совсем нет. В этой компании есть энергия и драйв. Компания постоянно развивается. Например, уже сейчас у компании есть восемь заводов. Завод по производству теплоизоляционных материалов ISOVER на основе стекловолокна, завод по производству теплоизоляционных материалов ISOVER на основе каменного волокна, три завода по производству сухих строительных смесей WEBER-VETONIT, завод по производству гипсокартона GYPROC, стеклотарный завод. И мы не стоим на месте, а планируем и дальше открывать производства на территории России.
- Скажите, а поступает ли продукция компании из других стран?
Сергей: Да, импорт у нас есть. В основном это сухие смеси из Финляндии. Но сейчас доля импорта сократилась, так как мы увеличиваем производственные мощности на территории России. Импортировали гипсокартон из Польши. Есть небольшие поставки из Германии, Англии, Швеции. Часть сырья для производства поступает из-за рубежа
- Сергей, кого Вы можете назвать покупателем продукции компании?
Сергей: В основном мы работаем через дистрибьюторов, но активно развиваем и проектные продажи. Сейчас также активно развивается такой канал продаж , как DYI сети. Ведется точечная работа со строительными компаниями, генеральными проектировщиками.
- В компании не случается такая проблема, как избыток производства и как следствие не реализованная продукция?
Сергей: Нет. У нас действует система планирования. Планирование ведется стратегически, долгосрочно на 3-5 лет и тактически, краткосрочно, на год, квартал, месяц. Сейчас конечно, из-за быстро меняющейся ситуации на рынке мы корректируем наши планы на еженедельной основе.
- Сергей, расскажите, как происходит распределение продукции с заводов.
Сергей: На территории каждого завода действуют склады, некоторые площадью около 30 тысяч кв.м. В основном продукция идет транзитом, со склада завода на объект или распределительный центр дистрибьютора. Если говорить о регионах, то в крупнейших городах, таких как Санкт Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, у нас действуют свои распределительные центры с которых мы доставляем товар нашим клиентам.
- Вы сказали, что компания планирует расширять производство в России. Вы планируете построить новые заводы?
Сергей: Сейчас в связи с неопределенной экономической ситуацией в ближайшее время мы не планируем расширяться. Но наша компания, которой в этом году исполняется 350 лет, всегда думает долгосрочно и стратегически. На будущее мы рассматриваем разные варианты, как постройка новых заводов, так и покупка существующих. Производственные линии и оборудование в основном завозится из-за рубежа. Задача по перевозке очень не простая. Требуется консолидация на разных перевалочных пунктах и сложный процесс таможенного оформления. Для таких задач, мы используем проверенные крупные компании, работающих на этом рынке.
- Мы говорили о ваших дилерах. Расскажите, как организована дилерская логистика, - в какие регионы направлены самые крупные грузопотоки продукции? Какие направления наиболее динамично развиваются?
Сергей: В основном это центральный регион, северо-западный федеральный округ, по изоляции хорошо развита Сибирь и Дальний Восток. Гипсокартон по железной дороге отправляется в Казахстан. Сейчас мы развиваем Юг.
- Компания Saint Gobain позиционирует себя, как инновационная компания. Скажите, а представлены вы в такой свободной экономической зоне, как например Елабуга?
Сергей: Да, мы присутствуем, даже в той же Елабуге. В Елабуге, у нас действует совместное предприятие с Турецкой компанией по производству стекла. У нашей компании есть инновационное подразделение, которое занимается разработкой и внедрением на различные рынки инновационных материалов. Сейчас в России мы строим R&D центр где будут осуществляться инновационные разработки для нашего бизнеса сухих смесей.
- Скажите, ощутили ли вы на себе действие санкций?
Сергей: Да, к сожалению мимо нас это не прошло. Логистические потоки стали перераспределяться. Например, сейчас, упал грузопоток из Питерского порта, что повлияло на рост цен в этом направлении. Цены на сырье, как импортное, так и отечественное значительно выросли, и это сказывается на конечной стоимости для потребителя. Как следствие, оборот компании снизился. Хотя не критично.
- Сергей, мы начали немного говорить о складах. Есть ли какие-то современные решения на складе, в части ИТ, или роботизированных технологий?
Сергей: У нас все достаточно просто. В основном используется ручная механизация. Это обусловлено спецификой товара, и требованием к его хранению. А вот
где мы действительно совершенствуемся, так это в транспортной логистике. Внедряем решения, которые позволяют планировать загруженность склада, создавать электронные очереди, с временным интервалом для каждого автомобиля. Следующий этап, это контроль товаров в пути, через gps трекинг.
- А как справляетесь с пиковой нагрузкой в сезон?
Сергей: Наличие окон загрузки значительно сокращает эти пики. Никто не исключает привлечение аутстафинговых компаний, для решения проблем с нехваткой персонала. Мы уделяем большое внимание и обучению, и безопасности работы, поэтому у нас действует договоренность о выделении нам одних и тех же сотрудников, на весь период привлечения дополнительных ресурсов на складе.
- Сергей, ассортимент продукции весьма широкий. Есть ли какие-то интересные проекты, которые компания реализовывает в данный момент.
Сергей: Да, у нас есть очень интересный проект. Дом, построенный полностью из наших материалов. Сейчас это в разработке. Второй интересный момент-это наш проект по e-commerce. Как и многие off-line игроки, мы всерьез задумались о создании и развитии такого канала продаж, как интернет. В данный момент мы работаем над сайтом. Готовим инфраструктуру для обслуживания заказов.
Логистика для интернет-магазина существенно отличается от той логистической модели, которая используется в компании сейчас.
Поэтому, мы изучаем опыт передовых компаний, профессионально оказывающих услуги fulfillment. В итоге мы однозначно придем к решению самостоятельной организации процесса, или передачи его на аутсорсинг.
Ольга: Сергей, и все таки логистика важная и неотъемлемая часть нашей жизни. Скажите пару слов тем студентам, которые сейчас учатся в профильных вузах.
Сергей: Логистика - это направление, где можно встретить интересных людей, всегда решать интересные задачи. Если есть возможность оказаться в этой отрасли- это нужно непременно использовать. В логистике вырабатывается и стрессоустойчивость, формируется понимание общих бизнес процессов. Логистика - это отличный трамплин в мир большого бизнеса и интересных историй
Фото: lkw-infos.eu