На общественных слушаниях "Снижение административной нагрузки, оптимизация расходов и прозрачность рынка сельскохозяйственной продукции", организованных Комиссией Общественной Палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий в центре внимания экспертов и представителей отраслевых союзов оказались изменения в правилах перевозки тяжелых грузов по автомобильным дорогам РФ, вступившие в силу в разгар уборочной страды.
"Если говорить об автоперевозках, то раньше у нас тоже были требования по нагрузке на ось, требования по перегрузу, но все это считалось в зависимости от километража. Сегодня эти требования применяются независимо от километража. Кроме того, штраф за перегруз - пятьсот тысяч рублей. Частные компании, оказывающие помощь в уборке зерновых и транспортировке урожая до элеваторов, просто подняли цены на свои услуги - если раньше грузоподъемность машины при перевозке с поля до элеватора была до сорока тонн, то сейчас - только двадцать, что в два раза меньше. И мы понимаем, что это просто коллапс для сельхозпредприятий", - рассказала Евгения Уваркина, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.
Эксперты отметили непродуманность новых ограничений, поскольку они были введены с целью уменьшения вреда, наносимого большегрузной техникой автодорогам, но разработчики не учли, что объем сельхозпродукции, подлежащей перевозке, не может быть уменьшен. И во всех сферах сельхозпроизводства логистика перевозок достаточно сложная и обусловлена требованиями технологии сбора, обработки и переработки продукции.
"При уменьшении грузоподъемности автомобиля в два раза потребуется совершить в два раза больше рейсов, что ведет, по предварительным оценкам, к увеличению износа дорог.
Если добавить к этому расход горюче-смазочных материалов, амортизацию автотранспорта, рост себестоимости продукции - то экономический эффект от введения новых правил неочевиден", - отметил Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка.
Ольга Тимофеева, генеральный директор ООО "Агросервис", рассказала о катастрофической ситуации, сложившейся на сахарных заводах. По ее прогнозам,
сахарные заводы могут остановиться через две недели в массовом порядке, поскольку из-за введения новых правил, невозможно вывозить такую продукцию как патока, а возможности хранения ее на заводах ограничены.
"Большинство цистерн, в которых мы возим патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если мы наливаем в два раза меньше, то смещается центр тяжести, машина становится плохоуправляемой, у нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась", - объяснила она.
Кроме прямых издержек, которые сегодня несут производители сахара, существует и экологическая угроза: вывозить свекловичный жмых с предприятий для дальнейшего использования становится нерентабельно, и его, с большой вероятностью, будут просто выбрасывать в ближайшие овраги.
Эксперты также обратили внимание на тот факт, что введенные изменения не стимулируют улучшение качества дорог, а перекладывают издержки на производителей сельхозпродукции и, в конечном итоге, на потребителей.
В ходе слушаний также прозвучало много вопросов к качеству работы РЖД, в частности, президент Зернового союза Аркадий Злочевский высказал недоумение - почему сельскохозяйственная продукция с точки зрения РЖД не является социально значимой и перевозится по более высоким тарифам, чем кирпич и цемент.
Евгения Уваркина выразила сожаление, что
представители Минтранса, чье участие в слушаниях было запланировано, не смогли прийти,
и пообещала, что им будет отправлена стенограмма дискуссии и рекомендации, разработанные по итогам мероприятия.
"Мы должны совместно с Минсельхозом заложить стратегические параметры формирования аграрной инфраструктуры", - заявила Евгения Уваркина.
Она также напомнила о Пленарном заседании ОП РФ с участием Президента России, где члены Общественной палаты РФ говорили о том, что необходимо снижать административное давление на бизнес и наложить мораторий на принятие законодательных актов, которые дополнительно обременяют и усложняют деятельность производителей той или иной продукции.
"Эта позиция нашла понимание и поддержку Президента", - подчеркнула Уваркина и призвала все отраслевые союзы более активно участвовать в разработке и экспертизе законодательных актов.
По материалам пресс-службы Общественной палаты РФ
Фото: agros.trade