В период кризиса, когда банки отказывают в кредитах, а лизинговые компании повышают процентные ставки, аграриям Ленобласти впору запрягать в плуг и борону лошадей. Приобрести дорогостоящую сельхозтехнику даже с учетом государственного субсидирования практически невозможно.
В связи с продуктовым эмбарго и ставкой на импортозамещение субсидирование сельского хозяйства остается одной из самых крупных расходных статей федерального и регионального бюджетов. В 2014 сумма выплат из областного бюджета на приобретение техники и оборудования составила 460,807 млн рублей, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга) 186 млн рублей. На 2015 год заложено 230 млн рублей, на сегодня выплачено 52,2 млн рублей, сообщили в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Всего в 47-м регионе порядка 550 крупных и средних предприятий, около 1 тыс. КФХ и порядка 100 тыс. личных подсобных хозяйств. Каждое предприятие нуждается в технике, в основном импортной, которую предприниматели стараются купить в рассрочку - взяв банковский кредит или обратившись в лизинговую компанию.
Однако получение банковского кредита - процедура сложная и очевидно невыгодная: кредитная ставка сегодня превышает 20%. При рентабельности сельхозпроизводства 3,7% (средняя по стране) такой кредит агрария не просто не спасает, а загонит в неподъемные долги.
Кроме того, получение кредита - процесс очень длительный. "Два года назад во время модернизации предприятия и увеличении автопарка мы пытались получить кредит в одном крупном сельскохозяйственом банке, оформили огромное количество документов, предложили залог, ждали два года - и так его и не получили, несмотря на высокую ставку по кредиту в 23%", - рассказал генеральный директор ГК "Лосево" Эльдар Беглов.
С ним согласен директор племзавода "Рабитицы" Леонид Саплицкий: "Для того, чтобы взять кредит, нужен залог, бизнес-план, огромное количество документов - пока их все оформишь и получишь одобрение, все сроки выйдут. С лизингом проще: получить можно в течение месяца, оформление документов для него несложное. Например, дорогостоящие комбайны мы, как правило, берем в лизинг".
Лизинг как зеркало экономики
Уровень проникновения услуги лизинга в аграрный сектор Ленинградской области достаточно высок. По данным лизинговой компании CARCADE,
в течение первой половины 2015 года клиентам из числа сельхозпроизводителей Ленобласти было передано транспорта на сумму 30 млн рублей.
Ситуация на рынке лизинга отражает состояние дел в экономике. Рынок лизинга активно рос с 2005 по 2014 годы, со снижением активности в период кризиса - с 2008 по 2010 годы. "С начала 2014 года наблюдалась стагнация, а по итогам первого полугодия 2015 года рынок просел, - говорит директор CARCADE Алексей Смирнов. - Сказались изменения требований для лизингополучателей, а также понятное желание клиентов из агросектора отложить приобретение техники и транспорта в условиях нестабильности до лучших времен. В настоящее время ситуация стабилизировалась".
Лизинговые компании финансируют приобретение автомобилей без каких-то дополнительных подтверждений платежеспособности, сама техника является для компании гарантом. "Параметры финансирования вариативны, график подбирается индивидуально для каждого клиента, в том числе и с уменьшающимися платежами, первый платеж - от 9%, срок договора лизинга - до 60 месяцев, - говорит Смирнов, - Для агробизнеса действуют программы лизинга без оценки состояния бизнеса и платежеспособности, позволяющие приобрести легковой и легкий коммерческий транспорт всего по двум документам со сроком оформления сделки за два рабочих дня".
С мая этого года действует программа льготного лизинга для сельхозпроизводителей по приобретению отечественного транспорта. Лизинговые компании-участники программы предоставляют клиентам скидку в 10% от стоимости машины уже на стадии внесения авансового платежа. При этом аграриям не нужно обращаться за получением субсидий или компенсаций в различные госорганы - скидка предоставляется лизингодателем (ему скидку компенсируют из федерального бюджета).
Однако обращений в лизинговые компании с целью приобретения российской техники немного.
"Соотношение импортной и отечественной техники составляет 80 к 20, причем на 20% приходится несложная техника.
Комбайны или тракторы аграрии предпочитают зарубежные. Мы бы рады поддерживать отечественного производителя, только его нет", - подчеркивает руководитель дивизиона Санкт-Петербург компании "Балтийский лизинг" Андрей Бугров.
Точечное субсидирование
Главное преимущество лизинга - это упрощенная процедура оформления договоров, основное преимущество кредитов - более длительные сроки займа. Однако ни тот ни другой вариант без государственной поддержки в современной России для аграриев неприемлем.
В некоторых хозяйствах вообще отказываются от приобретения оборудования в рассрочку. "Поскольку есть существенная государственная поддержка, сейчас мы все больше работаем напрямую с производителем: например, стоимость трактора компенсируется на 35%, комбайна - на 40%", - говорит Леонид Саплицкий.
Его поддерживает Эльдар Беглов: "Пять лет назад мы брали трактор в лизинг с годовой ставкой 24% от стоимости. В итоге трактор, который стоит на рынке 9 млн рублей, через два года выкупили за 11,5 млн рублей. На данный момент у нас нет лизинговых договоров, они истекли в мае этого года. В ближайшее время мы не планируем брать в лизинг ни технику, ни оборудование, так как у нас есть возможность привлекать инвестиционные средства, что намного выгоднее, особенно сейчас, в период нестабильной экономической ситуации".
Мнение аграриев разделяют в лизинговых компаниях. "Без государственного субсидирования ни лизинг, ни кредитование сельхозпроизводителям не подходит, - говорит Андрей Бугров. - Только в совокупности с механизмами субсидирования покупка техники может пройти относительно безболезненно. Но без рассрочки, а лизинг это рассрочка, аграриям не обойтись. Сельское хозяйство сейчас находится в плачевном состоянии и даже с учетом дотаций купить технику напрямую большинству из них сложно".
В рамках программы "Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства", по данным областного АПК, с 2012 года из регионального бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе по договорам лизинга. За три года в лизинг с господдержкой было приобретено 520 единиц техники для 127 предприятий. В 2015 году в лизинг с господдержкой уже приобретено 56 единиц техники в 26 сельхозпредприятия.
Для Ленинградской области этого очевидно недостаточно. Кроме того, если условия предоставления договоров крупные лизингодатели за последний год не меняли, то требования при отборе клиентов ужесточились.
"Мы стали более тщательно отбирать компании, оценивать качество портфеля клиента. Больше доверия крупным холдингам - с так называемым законченным циклом производства. Если хозяйство занимается всем - от выращивания кормов до упаковки своей продукции - оно лучше защищено от возможного дефолта. С такой компанией вопрос финансирования решается быстрее и проще", - говорит Бугров.
Фото: fooyoh.com
Деловая газета Ленинградской области