Украинские активисты в воскресенье начали блокировать дороги с Украины в Крым. Они также заявили, что будут требовать энергоблокады полуострова. Сможет ли Крым обеспечить себя ресурсами? Что говорят сами дальнобойщики о блокаде Крыма? Чем объясняют свои действия инициаторы акции? Вернут ли водителям деньги, потраченные на оформление грузов? И - главный вопрос - закончится ли акция через несколько дней или все серьезно и надолго?
Фурам на смех
Блокада Крыма началась в полдень воскресенья. Участники акции пытаются не допустить украинский коммерческий транспорт с грузами для Крыма на территорию полуострова. РБК разбирался, сможет ли Крым обеспечить себя ресурсами.
О планах организовать блокаду 16 сентября объявили лидеры меджлиса крымско-татарского народа и депутаты Верховной рады Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. В понедельник в акции принимали участие несколько сотен человек: помимо активистов крымско-татарского движения к ней присоединились движения "Автомайдан", запрещенный в России "Правый сектор" и другие украинские организации. Пешеходы и легковой транспорт могут беспрепятственно пересекать границу, утверждают они. Координационный штаб по блокаде Крыма возглавил бизнесмен и владелец татарского телеканала ATR Ленур Ислямов. Акция объявлена как бессрочная.
Днем в воскресенье участники акции перекрыли три подъезда к полуострову с материковой части Украины: активисты блокировали движение на переходах Каланчак, Чаплинка и Чонгар, единственных автомобильных пропускных пунктах между Крымом и Украиной. Сейчас на переходах Каланчак и Чаплинка стоят почти 200 фур (по 100 - на каждом), на переходе Чонгар фур нет, рассказал РБК Айдер Муждабаев, заместитель гендиректора крымско-татарского телеканала ATR.
По его словам, эти фуры приехали еще вчера до обеда и стоят на месте вторые сутки: водители надеются, что машины пропустят, однако организаторы блокады этого делать не собираются. Новые фуры к границе не приезжают, говорит Муждабаев. За ночь ни одна фура не пересекла границу.
Украинские власти пока официальных заявлений не делали. Однако, по словам Муждабаева, чувствуется "молчаливое согласие" властей - милиция Херсонской области, утверждает он, помогает активистам.
Глава республики Сергей Аксенов уже выступил с заявлением о том, что отсутствие украинских товаров никак не скажется на жителях полуострова. "Об этой акции было известно уже месяц назад, практически все магазины, в том числе сетевые, и частные предприниматели заключили договоры о поставках с сельхозпроизводителями из материковых регионов России", - заявил в понедельник Аксенов.
По данным Министерства промышленности республики,
сейчас поставки с украинской территории продовольственной продукции в торговые сети Крыма не превышают 5%,
сообщила РБК пресс-секретарь ведомства Наталия Кащеева. "Уже при объявлении акции было ясно, что она не будет иметь ожидаемого протестующими эффекта", - добавила она.
"Если бы заявления крымских властей соответствовали действительности, то такую истерию они бы не подняли. В Крыму в преддверии блокады уже подскочили цены на товары", - сказал РБК член меджлиса крымско-татарского народа Ильми Умеров, находящийся в Крыму.
Глава ассоциации "Содействие торговле Крыма" Сергей Макеев и директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий заявили РБК, что цены на продукты в Крыму пока не повышались.
На момент вхождения республики в состав РФ доля украинской продукции занимала не менее 80% полок крымских магазинов, основная ее часть поставлялась с материка, говорил РБК в мае 2014 года Игорь Душко, гендиректор сети "Велика кишеня" (работает на Украине и в Крыму). Продукция крымских производителей тогда могла обеспечить не более 2% потребности населения полуострова, оценивал он.
Но уже тогда сетевой ретейл начал вести активные переговоры с российскими производителями продовольствия, рассказывает глава ассоциации "Содействие торговле Крыма" Сергей Макеев.
Директор крымской розничной сети "Яблоко" Татьяна Пикалова в марте, в годовщину присоединения Крыма, говорила РБК, что в ассортименте ее сети 30% приходится на крымскую продукцию, 60% - на продукцию с материковой части России (доставляется через паромную переправу) и 10% - на Украину.
Макеев тогда рассказывал, что представители международных ретейлеров - "Ашана" (один гипермаркет в Крыму) и Metro (два гипермаркета) - после присоединения Крыма к России все товары стали завозить на паромах из материковой России.
Сейчас, по приблизительным оценкам Ланецкого, в обороте розничной торговли Крыма на продукты с Украины может приходиться около 40%. Однако дефицита продуктов в любом случае в краткосрочной перспективе ждать не стоит, утверждают все собеседники РБК: у ретейлеров есть существенные товарные запасы.
Нынешняя акция украинских активистов не достигнет своих целей, считает Макеев. "Украинскому правительству стоило сразу либо прекращать экспорт <в Крым>, либо вводить заградительные пошлины", - рассуждает он. От блокады, по его мнению, пострадают не столько жители полуострова и торговые сети, сколько украинские производители, которые потеряют рынок сбыта. Традиционно сезонные овощи и фрукты из Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областей осенью продаются на рынках в Крыму. Рыночная торговля занимает, по оценке ассоциации "Содействие торговле Крыма", около 80% оборота розничной торговли полуострова.
Блокада Крыма - месть Порошенко за запрет экспорта сахара в Россию?
В Сеть выложили снятое скрытой камерой видео разговора дальнобойщиков о том, как продуктовая блокада Крыма может накрыться медным тазом, и с чего она началась.
В кафе, где сидят водители фур, которые не смогли проехать в Крым, один из них на пальцах раскладывает систему, как украинские продукты уже попадают в Крым в обход крымско-татарских активистов и добровольческих батальонов.
"Затамаживаются в Харькове, растамаживаются в Ростове, а выгружаются в Крыму! Вот и вся элементарная схема", - описал маршруты, по которым уже возят украинские товары, один из дальнобойщиков. На вопрос о том, что увеличится путь, он ответил: "А что там ехать?".
К слову, путь через Харьков для фур из северной, центральной и западной части Украины увеличивается более, чем в два раза. Впрочем, в Крыму и продают товары в полтора-два раза дороже, чем на Украине.
По поводу начавшейся в воскресенье блокады, водители считают, что в нынешней ситуации для страны государство должно зарабатывать на экспорте: "Или лучше, если яблоки будут гнить!?".
Кстати, многие дальнобойщики связывают блокаду не с защитой интересов украинского народа, а как неофициальная месть Порошенко под видом гражданской инициативы. И лидеры меджлиса - марионетки.
"Так они говорят под диктовку журналистам. С чего все началось? Пока Порошенко возил сахар, все было хорошо. А как перестали возить, так - все!", - рассказал дальнобойщик.
Кроме производства автомобилей и кондитерской империи "Рошен", Петр Порошенко действительно владеет несколькими сахарными заводами в Украине. Крупнейшие из них - Крыжопольский сахарный завод и Погребищенский сахарный завод. При этом вся продукция "Рошен" поставляется сейчас в Крым с Липецкой фабрики. Поэтому под блокаду не попадает.
Во время съемки водитель сказал, что не знает, что делать: "Стою на развороте. ГАИшники пускают, но предупреждают, что могут быть провокации "Правого сектора" (запрещенная в России организация - ред.). Но ехать я не могу (и без блокады), таможня не дает декларацию (о затамаживании)".
На таможне дальнобойщику сказали, что поступила команда не таможить сейчас грузы. По его словам, затаможить товары для Крыма можно только в херсонской таможне, здесь и коррупция. "А "Правый сектор" подмывает под себя бабло, левые деньги. То же самое, что было в Закарпатье. Хотели под себя сигареты поджать. И поговорили, что это - левандос, и все - притихли. И думают, что весь наш народ такой дурной!".
По закону Украины, перекрытие трасс и препятствование движению транспорта являются уголовно наказуемыми преступлениями. Однако пока власти никак не отреагировали на блокаду. Как утверждают лидеры меджлиса, президент и премьер-министр их поддержал, что Россия должна дорого стоить "оккупация" Крыма. Официальных заявлений, однако, пока не было.
Впрочем, глава МВД Арсен Аваков устно поддержал блокаду. А замначальника херсонской облМВД, выходец из "Правого сектора", Илья Кива сегодня рассказал журналистам, как организуют блокаду, чтобы не нарушать закон.
МВД совместно с прокуратурой, фискальной службой, отделом по борьбе с экономическими преступлениями и Госавтоинспекцией организуют оперативные группы для проверки законности "затамаживания" грузов.
"В 90% случаев (фуры) затамаживаются за деньги чуть ли не онлайн - подвозят нужные документы и машины проезжают. : Опергруппы будут работать на пунктах пропуска и на прилегающих к ним территориях", - пояснил Кива.
Мустафа Джемилев: Украина не должна снабжать Крым продуктами
Мустафа Джемилев рассказал в интервью DW о том, чего добиваются крымские татары, заблокировавшие трассы для проезда грузовых машин с товарами в Крым.
20 сентября на трех украинских пунктах пропуска на границе с аннексированным Россией Крымом общественные активисты заблокировали трассы для проезда грузовых машин. Около 100 фур с товарами, прошедшими таможню, не могут выехать с Украины. Какие требования к властям Украины и аннексированного Крыма выдвигают крымские татары - инициаторы блокады - в интервью с одним из их лидеров Мустафой Джемилевым.
Он прибыл на акцию протеста вместе с главой меджлиса крымских татар Рефатом Чубаровым. DW встретилась с Джемилевым на украинском пункте пропуска Чаплинка, в Херсонской области, 20 сентября.
DW: Почему крымские татары решились на блокаду грузоперевозок в Крым?
Мустафа Джемилев: Крымские татары против того, чтобы украинские продукты питания и другие товары свободно ввозились на территорию Крыма. Меджлис настаивает на том, что Украина не может и дальше разрешать грузоперевозки, которые осуществляются на основании закона "О свободной экономической зоне Крым", принятого в сентябре прошлого года.
Парадокс в том, что вот эти водители (на пункте пропуска Чаплинка на момент интервью скопилось около 100 грузовиков. - Ред.) не нарушают закон Украины. Но, товары, которые они завозят на полуостров, попадают прямо в руки оккупантов, прямо в гарнизоны российских войск в Крыму.
У нас есть данные, что часть украинских товаров переправляют через Керченский пролив, и они попадают во внутренние области России. Весь этот "бизнес-процесс" построен на взятках. Мы изучали всю схему: фирмы-перевозчики официально платят за каждую фуру около 90 евро, а кроме этого, еще в 3-4 раза больше платят неофициально различным украинским службам. То есть, наша блокада направлена не только на то, чтобы Украина не кормила оккупантов,но и против всех коррупционных схем, появившихся вокруг этой "грязной торговли".
- Но ведь ваши действия не совсем законные, если грузоперевозки еще не запрещены, таможня всем водителям дала разрешение, а любая фирма-поставщик может подать на вас в суд?
- Не может государство снабжать продуктами территорию, насильственно у нее отобранную. Фирмам я могу ответить, что в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Украины мы берем всю ответственность на себя. Наши действия нельзя назвать незаконными, если вспомнить, каким способом произошла аннексия Крыма.
- Чего вы добиваетесь блокадой грузоперевозок?
- В первую очередь, мы хотим, чтобы оккупанты ушли с нашей территории. Я, конечно, не рассчитываю, что они сделают это сразу. Мы знаем, что содержание Крыма в таком депрессивном состоянии, как сейчас, ежегодно обходится и будет обходиться РФ в 3-4 млрд долларов. Мы хотим, чтобы еще дороже обходилось, потому что доставлять продукты и прочие товары по воздуху или по морю в Крым куда более затратно.
От властей России и Крыма мы требуем немедленного освобождения всех украинских политзаключенных в Москве и Симферополе, расследования фактов убийств и похищений наших граждан в Крыму. По нашим данным, это уже 22 человека. Мы требуем восстановления всех демократических свобод на полуострове, возвращения разграбленного в ходе аннексии имущества около 40 000 украинских предприятий.
От Киева мы требуем отмены закона "О свободной экономической зоне Крым", то есть, автоматического запрета на все грузовые перевозки. Украина должна на Чонгаре, в Чаплинке, Каланчаке (три украинских пункта пропуска на границе с Крымом в Херсонской области. - Ред.) сделать настоящую границу, где осуществляется настоящий контроль и за грузами, и за людьми. А вообще в приграничной зоне нужно организовать продуктовые хабы, чтобы жители Крыма покупали украинские товары на Украине.
- Сначала меджлис говорил о двухдневной блокаде, теперь вы намерены стоять дольше. Почему?
- Мы готовы и на месяц, и на полгода. Кроме транспортной блокады Крыма, мы собираемся еще настаивать и на отключении электроснабжения Крыма, на отмене соглашения о поставках электроэнергии в оккупированный Донбасс и Крым между Украиной и Россией. Россия поставляет электроэнергию в Донбасс, а в ответ Украина снабжает Крым. На наш взгляд, это противоречит нашим национальным интересам.
- Но ведь в Крыму остались крымские татары и другие граждане Украины? Разве им не нужен свет, продукты?
- Решение об экономической блокаде Крыма является решением нашего меджлиса. Наши люди, оставшиеся на полуострове, сказали нам, что готовы терпеть без продуктов, готовы сидеть в темноте. И так готовы делать не только крымские татары, но и украинцы, и русские, сохранившие свои украинские паспорта. Лишь бы оккупанты ушли, потому что у них нет перспектив в Крыму без Украины. Нет и не будет.
- Почему раньше вы не предпринимали никаких действий по экономической блокаде Крыма?
- Мы неоднократно заявляли прессе о своем несогласии с законом "О свободной экономической зоне Крым". Мы просили власти не принимать этот закон. По-видимому, слов было мало. Мы поняли, что нужны какие-то меры, вот мы их и приняли. Нас поддержали практически все политические организации за исключением тех, которые заинтересованы в заработках на этой грязной торговле. На границе Херсонской области в эти дни собралось не менее 500 активистов из разных городов страны (на акции протеста собрались представители "Самообороны Майдана" из Запорожья, Херсона, Одессы, также члены "Правого сектора". - Ред.). Мы не ставили задачи собрать больше. Но можно собрать тысячи. Потому что то, что здесь происходит, вызывает крайнее возмущение.
Чубаров озвучил результаты первого дня блокады Крыма
Первое расширенное заседание штаба по блокированию Крыма состоялось в ночь с 20 на 21 сентября. Об этом рассказал народный депутат, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.
Как сообщает РБК-Украина, он уточнил, что новосозданный орган возглавил бизнесмен и владелец телеканала ATR Ленур Ислямов. Также на месте был создан дополнительный координационный штаб.
"Проблема такова, что три контрольно-пропускных пункта (расположены, - ред.) в разных районах. Этот ("Чонгар", - ред.) - Генический район (Херсонской обл., - ред.), а те - в других районах. Поэтому мы еще создали дополнительный штаб, в котором есть представители субъектов, участников этих акций, общественных образований, скажем, "Самооборона Майдана". 21 сентября ждем представителя "Автомайдана", "Правого сектора", Меджлиса крымских татар, также завтра будет представитель объединения "Сич". Это те люди, которые теперь будут обустраивать службы этой акции - комендантов, финансистов. Мы готовимся на очень длительный срок", - пояснил Чубаров.
Глава Меджлиса уточнил, что за первый день блокады Крыма на пропускных пунктах Каланчак и Чаплинка было заблокировано около 230 фур с растаможенным грузом.
Чубаров также не исключил, что в течение трех дней на организаторов акции будет оказано давление со стороны работодателей перевозчиков грузов.
"Думаем, что в эти два-три дня будут какие-то жесткие формы давления на организаторов акции, поскольку работодатели - они же не здесь, они это все не видят. Они не думают ни о Крыме, ни о ком, они думают о своих доходах", - отметил он.
Также народный депутат затронул и материальные вопросы. По словам главы Меджлиса, для проведения акции крымские татары собрали около 170 тысяч гривен.
"Акция эта началась с минимальным количеством средств. То есть нас хватит на несколько дней, с точки зрения наших финансовых ресурсов.
Но за это время мы мобилизуем общественность как на поставку продуктов, так и на материальную помощь", - сказал он, добавив, что в ближайшее время будет открыт счет для поддержки участников акции.
Водители грузовиков требуют вернуть деньги
В Херсонской области грузовики, которые не пускают в Крым, продолжают ожидать проезда. На контрольных пунктах въезда-выезда "Чаплинка" и "Каланчак" водители крупногабаритного транспорта говорят, что блокирование - это "пиар", и требуют возврата денег, потраченных на оформление грузов.
Контрольный пункт въезда-выезда "Чаплинка". Автомайдановцы и крымские татары не пускают фуры на полуостров. 114 грузовиков стоят, водители ругаются с нардепом Владимиром Парасюком.
"Если вы хотите просто себе соорудить пиар на этом всем, то эти люди за вас голосовать не будут!" - говорит один из них депутату.
"У меня официальные документы, я затаможился, я заплатил деньги! Почему я должен не проехать, а вернуться?" - возмущается другой водитель.
Парасюк соглашается с требованиями водителей относительно затраченных ими средств и готов им помочь.
"Насиров должен сюда вызвать человека из государственной фискальной службы, чтобы приехала, с людьми разобралась и вернула всем тем, кто затаможил товары", - говорит нардеп.
Блокировщики настаивают: они блокируют не машины, а дорогу на Крым. Если грузовик хочет развернуться - они пропускают его на нейтральную полосу. В это время как раз одна фура с пенобетоном возвращается в Украину. Заместитель начальника Херсонского пограничного отряда Виктор Якубовский подтверждает: с начала блокады ни один грузовик с товаром линию размежевания не пересекал в обе стороны.
"Со вчерашнего дня не пропущено ни одно транспортное средство с грузом. Как и в Автономную Республику Крым, так и на материковую часть Украины", - утверждает пограничник.
На контрольном пункте въезда-выезда "Каланчак" спокойнее и грузовиков меньше - всего 83. Много милиции и людей в камуфляже. Сюда пришли тридцать бойцов батальона "Донбасс" во главе с Семеном Семенченко. Тот ходит с мегафоном и приглашает водителей в армию.
"Незабываемая возможность по прибытии военного комиссара вступить в ряды Вооруженных сил Украины! Социальный пакет, выполненный гражданский долг, боевое братство, море незабываемых впечатлений, можно посмотреть российский и украинский мир! Записываемся, подходим", - обращается Семенченко к водителям.
Семенченко объясняет - делает так, чтобы помочь водителям.
"Я разговаривал с разными водителями, которые выезжали с оккупированной территории. Они рассказывали, что они волонтеры, что они помогали аэропорту. Возможно, они не поняли, что предусмотрена возможность присоединиться более тесно к защите Родины? Поэтому мы ходим, объясняем, рассказываем", - говорит он.
Водители на пунктах пропуска заявляют: разворачиваться назад будут только тогда, когда получат такую команду от владельцев товаров. Пока на материк возвращаются единицы.
Фуры в Крым едут через кладбища и Ростов
Вчера ни одна фура официально на полуостров проехать не смогла. Рассерженные водители накануне вызвали на разговор лидера Меджлиса Рефата Чубарова, однако ничего не добились. Некоторым удалось прорваться на нейтральную территорию перед началом блокирования, поэтому их товар не пострадал. "Они хоть много часов там и простояли, но зато проехали и разгрузились. А я не успел, вот уже полдня тут простоял. Звонил хозяину, наверное, буду разворачиваться. У меня овощи, они быстро испортятся на жаре, так что буду, видимо, продавать где-то недалеко на рынке", - говорит водитель Александр.
Крымчане в Симферополе говорят, что на рынках пока дефицита не чувствуется. "У нас всего хватает - и фрукты, и овощи. Много местных товаров, так что мы не жалуемся. Что будет дальше, не знаю, но все-таки в Крыму много чего растет, я не думаю, что мы будем голодать. Цены как были высокими, так и остаются, их, наверное, поднимать уже некуда", - говорит пенсионерка Вера Прокофьева.
Продавцы на рынке в Симферополе говорят, что если ввозить товары с материковой Украины в Крым будет сложно, то они обязательно вырастут в цене. "Пока мы выигрывали за счет того, что яблоки из Западной Украины, из Черновцов дешевле. А когда придется провозить объездными путями или платить на таможне, то цена вырастет. И ехать сюда не будет смысла, придется искать другие рынки", - рассказал продавец яблок.
Руководитель Центра рыночных реформ Владимир Лановой утверждает, что в Крыму возможен и рост цен, и некоторый дефицит товаров в связи с блокадой. "Фактически полуостров превращен в остров. Доставка только по морю со стороны России или по воздуху. Это дороже и проблематичнее. Дефицит таки будет", - говорит Лановой.
Кстати, как рассказывают местные, украинские товары сейчас попадают к ним из Харьковской области через Ростов, а далее по морю баржами. Естественно, они дороже продаются, чем в Украине, и это тоже приработок коммерсантов. Существуют и тайные наезженные тропы, по которым в объезд КПП доставляют товары в Крым. Например, вчера фура с помидорами прорвалась прямо через кладбище. Проблемы обещают только тогда, когда на переправах начнутся осенние и зимние штормы, тогда действительно могут поставки сократиться. Кстати, губернатор Одесской области и человек президента Михаил Саакашвили высказался против того, чтобы вооруженные неофициальные формирования блокировали проезд на полуостров. "Эта общественность с оружием в руках - опасная тенденция. Они выполняют квазигосударственную функцию и в какой-то момент скажут: это мы власть. Вот смотрите, мы же перекрыли тут проезд, там остановили незаконное строительство и так далее", - пояснил Саакашвили.
По материалам изданий: РБК, Politnavigator.net, Немецкая волна, Новое время, Херсон online, Vesti-ukr.com
Фото: joinfo.ua