Московские власти начали подготовку к запуску "грузового каркаса" во всех округах города в пределах МКАД. Транзитное движение грузовиков массой более 2,5 т будет разрешено только по определенным улицам. В мэрии рассчитывают, что это упорядочит грузоперевозки по Москве и позитивно скажется на экологии города. Участники рынка неоднозначно оценили инициативу властей.
Столичные власти проводят тендер на разработку проектной документации так называемого грузового каркаса по всей Москве в пределах МКАД. Ограничивать движение фур по городу будут запрещающие дорожные знаки, а контролировать их соблюдение - инспекторы ДПС.
В ноябре прошлого года в рамках эксперимента московские чиновники ограничили движение автомобилей массой более 2,5 т по ряду улиц в ВАО, создав "грузовой каркас" в рамках одного округа. Согласно ему, бесконтрольное транзитное движение грузовых машин по улицам там запрещено и регулируется соответствующими дорожными знаками. Съезд грузовых автомобилей с улиц, входящих в "грузовой каркас", контролируют инспекторы ГИБДД.
Согласно правилам дорожного движения, водителям грузовиков разрешается осуществлять движение под запрещающий знак 3.2 ("Движение грузовых автомобилей запрещено") в случае следования к месту проживания или работы, а также в целях обслуживания предприятий или граждан, находящихся в обозначенной знаком зоне. Для этого им достаточно иметь документы, подтверждающие маршрут автомобиля.
Одна из задач исполнителя госконтракта заключается в разработке предложений по мониторингу движения грузовых автомобилей посредством комплексов фотовидеофиксации и GPS/ГЛОНАСС.
Компания, которая выиграет тендер, также должна будет разработать функциональные требования по модернизации автоматизированных систем ограничения въезда грузового автотранспорта и фотовидеофиксации. Речь идет о работе по созданию Навигационно-информационного центра администрирования грузового автомобильного транспорта в городе Москве, который будет находиться в ведении ГКУ "Центр организации дорожного движения" (ЦОДД).
В рамках госзаказа также должен быть подготовлен адресный перечень пересечений улиц "грузового каркаса" с улицами, не входящими в него. Указано, что таких перекрестков должно быть не менее 1,3 тыс.
На основании этих данных должна быть определена актуальная схема организации дорожного движения грузовых автомобилей, а также разработана проектная документация на установку или демонтаж дорожных знаков.
Помимо сугубо научных изысканий, исполнитель обязан обеспечить информационное сопровождение проекта: подготовку информации для СМИ и презентационных материалов. Исполнитель также определит содержание информационных материалов о введении "грузового каркаса" в пределах МКАД: билбордов, ситибордов, листовок и т.д. - и подготовит соответствующие эскизы.
"Подготовка пресс-релизов, презентационных материалов и ответов на типовые вопросы - это обычные пункты для таких тендеров. Они нужны для информирования населения - как жителей тех районов, где будет вводиться "грузовой каркас", так и водителей, чтобы они могли выстроить логистику своих маршрутов", - пояснили в дептрансе Москвы.
Перечисленные работы должны быть выполнены по условиям контракта до 21 декабря текущего года. Начальная стоимость закупки услуги составляет 86,3 млн руб.
Участники рынка по-разному относятся к идее расширения "грузового каркаса". Так, председатель межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко отмечает, что это решение не облегчит транспортную или экологическую ситуацию в Москве, но признает, что в том же ВАО водители постепенно адаптировались к новым маршрутам.
"После введения "каркаса" в ВАО начался процесс адаптации водителей к изменению маршрутов. Конечно, им было неудобно. Но со временем все привыкли, - говорит Войтко. - Что касается контроля со стороны ГИБДД, то он был достаточно мягким".
Зампред комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Кирилл Толмачев не считает, что введением "грузового каркаса" может серьезно осложнить работу перевозчиков.
"Сейчас в Москве происходит упорядочивание хаотичного движения грузового транспорта. Возможно, это будет не всем удобно, в частности, небольшим компаниям, которые не занимаются управлением движения своего транспорта, отдавая эту задачу водителям, - рассказал "Газете.Ru" Толмачев. - Но в целом "каркас" - это правильное решение. Грузовой транспорт не должен отклоняться от маршрута, вторгаться на территории, не приспособленные для этого, например, во дворы жилых домов".
Собеседник отметил, что с точки зрения контроля за соблюдением правил движения по "грузовому каркасу" проблем возникнуть также не должно.
"Сложно сказать, как именно это будет реализовано в Москве, но, например, в Европе все грузовые автомобили оснащают датчиками, с помощью которых можно фиксировать маршрут перемещения грузовика в режиме онлайн, - говорит Толмачев. - Эти данные могут фиксироваться системой и передаваться в ГИБДД или некий центр, который будет осуществлять контроль за "грузовым каркасом". Все технологии для этого есть".
Менеджер по транспорту PepsiCODairy Алексей Богданов отмечает, что на бизнес введение "каркаса" в ВАО не повлияло.
"Мы работаем в этом округе - в ВАО у нас около 2 тыс. торговых точек, - рассказал "Газете.Ru" Богданов. - На практике водители просто стали ездить по другим маршрутам, но никакой дополнительной нагрузки для бизнеса из-за появления "каркаса" мы не ощутили. Что касается перспективы расширения "каркаса" на всю Москву, то власти, безусловно, должны придумать удобное решение по контролю за движением грузовых автомобилей. Сейчас съезд с "каркаса" обусловлен путевым листом, где отмечена точка назначения. В каком виде будет существовать автоматический контроль, пока неизвестно".
В департаменте транспорта, в свою очередь, напомнили, что введение "грузового каркаса" не означает полного запрета на передвижение грузовиков массой более 2,5 т по городу - это всего лишь оптимизация маршрутов их движения с целью упорядочить грузовую логистику в столице, а также защитить ее жителей от шума и вредных выбросов. В ведомстве также уточнили, что
никаких пропусков на въезд в зону "грузового каркаса" водителям грузовых машин получать не нужно,
а обо всех случаях торговли ими стоит незамедлительно сообщать в органы МВД.
"Чтобы не получить штраф, достаточно придерживаться маршрута, проложенного по улицам, входящим в "грузовой каркас", или иметь при себе документ, подтверждающий маршрут, в случае если нужно заехать разгрузиться к магазину, который расположен вне "грузового каркаса", - пояснили в дептрансе.
При этом запрет на въезд в город грузовиков массой свыше 12 т будет действовать в прежнем режиме, добавили в ведомстве.
Фото: АвтоТрансИнфо