Дорожники и строители бьют в набат: из-за новых требований к максимальному весу грузовиков стоимость песка и щебня выросла в два раза. В среду, 14 октября, в Петербурге состоялось внеочередное заседание общественного совета при комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Оно было собрано по инициативе крупнейших дорожных подрядчиков и по своему накалу больше напоминало митинг. В ходе заседания корреспондент "Фонтанки" несколько раз слышал, как директор одного известного предприятия наклонялся к другому и шептал фразы с многочисленными словами, которые СМИ не могут воспроизводить.
История с реакцией бизнеса на новые нормы по максимально разрешенной массе грузовиков идеально иллюстрируется русской поговоркой: "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится". Соответствующее постановление правительства РФ было принято в далеком январе 2014 года, и уже тогда было известно, что "час икс" наступит в июле 2015 года.
Однако волна возмущения пошла по предпринимательскому сообществу даже не летом. В конце сентября ГИБДД провело показательную акцию "На дорогу - без перегруза", устроив массовый отлов нарушителей. После этого перевозчики наконец начали соблюдать новые стандарты, что автоматически привело к росту стоимости строительных материалов. В частности, первый заместитель генерального директора "Группы ЛСР" Александр Вахмистров говорил "Фонтанке" о двукратном удорожании.
Что так не устраивает подрядчиков?
По оценке отраслевого объединения "Дормост",
из-за новых норм все популярные типы грузовиков можно заполнять только наполовину.
Так, основная рабочая лошадка всех строек - грузовики типа МАЗ-6501 или Р400 - способна доставлять до 30 тонн песка или щебня. Теперь в них можно загрузить только 12 тонн - иначе придется платить штраф от 250 до 400 тысяч рублей. Аналогичная ситуация и с другими типами транспортных средств. Например, седельный трехосный тягач Scania с прицепом "Тонар" способен взять до 48 тонн груза. По новым нормам - не более 24 тонн.
Как рассказал корреспонденту "Фонтанки" гендиректор компании "Возрождение" Сергей Новиков,
за последние три недели песок и щебень подорожали почти на 100%.
Например, если до начала показательной акции ГИБДД один куб. м песка стоил 430 рублей, то сейчас - 750 рублей.
"В смете на реконструкцию Петербургского шоссе у нас стоит старая цена. В итоге за эти недели мы получили убыток в 37 млн рублей", - сетовал он. При этом компания пока официально не заключила контракт - выбор "Возрождения" в качестве единственного поставщика согласуется в администрации президента.
Проблема не только в том, что в государственных контрактах остались старые расценки.
"Невозможно соблюсти сроки строительства в этих условиях", - уверен гендиректор "Пилона" Владимир Шмидт. Это связано с тем, что тот объем щебня, который раньше мог привезти один грузовик, теперь доставляют два. Отметим, что сейчас "Пилон" строит развязку на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе, а также недавно выиграл конкурс на возведение моста через остров Серный.
Руководитель "Дормоста" Кирилл Иванов отметил еще одну проблему. В бетоновоз помещается до 7 - 10 куб. м смеси - в зависимости от модели. Сейчас можно возить половину этого объема. При этом около 0,5 - 1 куб. м недоезжают до стройплощадки, а оседают на стенках бункера миксера. Это, в свою очередь, сокращает срок эксплуатации самой техники. Аналогичная ситуация с асфальтом: в соответствии с законами физики, чем меньше объем перевозимого асфальтобетона, тем быстрее он остывает.
Науку на хлеб не намажешь
Против этого недовольного хора попытался выступить заведующий кафедрой транспортно-технологических процессов Горного университета Алексей Терентьев. Он обратил внимание, что большинство грузовиков, которые сейчас используются для доставки материалов на стройки, вообще-то, нельзя использовать на дорогах с твердым покрытием - в соответствии с техническими стандартами.
"Толщина дорожной одежды рассчитана на нагрузку в 80 - 100 килоньютонов. Те требования, которые заложены в постановлении правительства, они соответствуют этой нагрузке. А наши перевозчики, к сожалению, эксплуатировали машины по принципу: "Чем больше нагрузим, тем больше производительность"", - резко заметил он, добавив, что говорит с точки зрения науки.
Последнее замечание дорого ему обошлось - слово "наука" возмутило дорожников, которые работают в условиях банкротства одной крупной компании за другой.
"С вашей наукой без хлеба останешься! - возмутился председатель совета директоров "Пилона" Мевлуди Блиадзе. - До выхода этого постановления страна допускала эксплуатацию таких машин, все их закупали. Тогда страна должна быть честной, она не должна была допускать их ввоз и тем более эксплуатацию".
"Что вы хотите вообще сказать?" - так же возмущенно спрашивал ученого президент компании "АБЗ-1" Владимир Калинин, владеющий крупным асфальтобетонным заводом.
Алексей Терентьев не уходил от дискуссии, несмотря на возмущенный хор.
"Попробуйте оптимизировать перевозки", - предложил он.
Его совет в первую очередь был обращен к перевозчикам, которые являются связующим звеном между производителями материалов и самими строителями. Их на совещании представлял Алехан Албогачиев - управляющий корпорации "Гепард", парк которой насчитывает около 1000 грузовиков различных типов.
"Когда мы гнались за более производительной техникой, мы жили по тем стандартам, которые нам говорила наука. А наука нам с телевизора говорила: чем выше производительность труда, тем меньше издержки, поэтому понижайте себестоимость", - вспоминал он.
"Нам говорили: чем быстрее строится дорога, тем больше выигрывает страна", - добавил глава "АБЗ-1" Владимир Калинин.
А руководитель "Гепарда" продолжал рисовать апокалиптическую картину. Самосвал теперь стоит 10 млн против 6 млн в прошлом году, загибал он пальцы. Лизинговый платеж составляет около 390 тысяч рублей в месяц. "Плюс налоги, потом зарплата водителей, потом минимальные издержки. Если я повезу 12 тонн, то стоимость песка будет 900 рублей. Если у меня купят по такой цене, то я даже стану образцовым перевозчиком и буду возить по 10 тонн. Только найдите мне потребителя на этот золотой песок!" - иронично заключил он.
Подорожает не только бетон
Корреспондент "Фонтанки" после совещания поинтересовался у Алехана Албогачиева, почему его компания продолжала закупать технику и после выхода пресловутого постановления правительства.
"Во-первых, ни один современный грузовик под эти требования не подходит. А во-вторых,
мы до конца не верили, что этот закон действительно будет действовать. Он настолько безумен, что все его почитали, посмеялись и выбросили",
- объяснил он.
По итогам совещания было решено обратиться к губернатору Георгию Полтавченко и вице-губернатору Игорю Албину с просьбой ходатайствовать перед федеральным центром об отсрочке вступления в силу спорного закона. Похожее письмо должно поступить на следующей неделе и по линии комитета по строительству.
"Мы завалены обращениями строительных компаний, сейчас их консолидируем и анализируем", - рассказал "Фонтанке" глава ведомства Михаил Демиденко.
Проблема актуальна не только для дорожников, но и для торговых компаний.
"Многие сети закупили грузовые автомобили в Европе, где требования к нагрузке на ось менее жесткие. В соответствии с новыми правилами эти автомобили могут быть загружены на 55%", - говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. По его оценке, в цене товара затраты на логистику могут составлять 5 - 10%, из них 3% - расходы на транспорт.
Впрочем, в торговле ситуация пока не столь критична, как у строителей. "Штрафы приходят, но пока мало, поэтому загружаем, как раньше. Когда государство возьмется за контроль более активно, придется соблюдать требования и готовиться к росту издержек", - рассказала "Фонтанке" на условиях анонимности директор по логистике одной из розничных сетей.
Фото: АвтоТрансИнфо