Свердловская Госавтоинспекция бьет тревогу: дороги оказались не готовы к снегопадам. Одна из трех аварий в регионе случается из-за плохой трассы. Точнее - из-за "повышенной скользкости, обледенения и снижения сцепных свойств дороги". Чтобы воздействовать на нерадивых дорожников, глава областной ГИБДД Юрий Демин решил пойти на крайние меры и поставил ультиматум: для спасения граждан в город перестанут пускать грузовики!
Возможные перекрытия трасс грозят Екатеринбургу приостановкой поставок продуктов питания и важных лекарств. Ведь товары будут пропускать только на легковых автомобилях.
"Если единственной возможностью спасения граждан станет ограничение движения маршрутных транспортных средств и грузового транспорта, будет принято именно такое решение", - такое безапелляционное заявление выпустила накануне ГИБДД.
Блеф или реальные превентивные меры? Логисты относятся к возможным перекрытиям трасс с иронией. "Сейчас дорожники напугаются, начнут чистить, мы будем довольны. Если все-таки это произойдет, то встанем и перекурим", - отшучивается генеральный директор транспортной компании "Лорри" Юрий Ступак.
Юрий Ступак, гендиректор компании "Лорри":
- С одной стороны, дороги, которые не соответствуют стандартам, для безопасности нужно перекрывать. С другой стороны - я знаю, что любая инициатива у нас делается через заднее место. Опыты нужно ставить на собаках и депутатах. Но если дороги не почищены - не пускать водителей?.. Я еду из Челябинска в Екатеринбург - и вдруг на середине путь закроется. По обочине сразу вытянется многокилометровая очередь. А где еще стоять? Дурдом!
Кроме грузовиков, в город перестанут пускать и автобусы. То есть заложником ситуации может стать любой человек. Судя по настрою ГИБДД, блокироваться будет даже пригородное сообщение из Екатеринбурга. Возьмем в руки калькулятор и посчитаем. Северный автовокзал ежедневно обслуживает примерно 1000 рейсов (на въезд и на выезд), Южный - где-то 800. В сумме пассажиропоток обеих станций превышает 16 тыс. человек. Эти люди не попадут ни в Арамиль, ни в Уфу, ни в Тбилиси.
В бурном воображении рисуется сюжет постапокалиптического сериала, когда группа людей вынуждена выживать автономно, без помощи цивилизации, а транспорт не выполняет свою функцию. Урал неведомо зачем отделил сырьевую восточную Россию от потребительской западной. Настоящая Уральская республика, если бы она была закрытой зоной, как Северная Корея, без деликатесов из Челябинска и топлива из Сибири.
Как это будет выглядеть на практике? ГИБДД оповещает транспортников о запрете рейса. Если автобус или грузовик уже в дороге, то их двигают на стоянку. Как только ситуация стабилизируется - их выпускают на трассу. При этом на дороги выйдут абсолютно все свободные сотрудники ГИБДД и будут стоять через каждые 500 метров.
ГИБДД по Свердловской области:
- Ограничения движения обязательно согласовываются с Москвой, перед этим идет большая аналитическая работа: идет обоснование, указываются плотность потока, причины возможной аварии. Всё это находится на постоянном контроле федерального центра.
Даже несколько часов простоя критичны для дальнобойщиков. В этом случае логистические компании рискуют человеческими жизнями.
Юрий Ступак:
- В день водитель проходит по 700 километров. Он получает маршрутный лист, где определен режим труда и отдыха: 9 часов он едет, 11 - отдыхает. Суточная остановка приведет к коллапсу. Водитель будет нарушать КЗОТ, потому что начнет нагонять, увеличивать скорость, переутомляться и так далее. Со всеми вытекающими последствиями.
Сюда же следует приплюсовать репутационные и денежные потери: груз вовремя не доставлен - штраф, дальше - расторжение контракта с грузоперевозчиком, дурная слава и т.д.
С пассажирскими перевозками - легче, но все равно неприятно. В Северном автовокзале Порталу 66.ru рассказали, что факс из ГИБДД об ограничении движения приходил буквально пару дней назад.
Елена Федорова, начальник отдела по связям с общественностью Северного автовокзала:
- Такие предписания мы получаем регулярно. Особенно часто причиной являются тридцатиградусные морозы. Документы мы пересылаем перевозчикам, которые ответственны за безопасность пассажиров. Какие-то неудобства определенно есть, но больший ущерб несут перевозчики.
Опыт прошлых лет напоминает об опасностях езды по плохой дороге в плохую погоду. Зимой почти четыре года назад бывший губернатор Александр Мишарин возвращался по Серовскому тракту в Екатеринбург со встречи с избирателями. Неподалеку от Красноуральска машина главы региона при обгоне врезалась во встречный автомобиль. По словам Дмитрия Черкасова, который вез в тот день Мишарина, погода была ужасная, дорога была посыпана, и грязь постоянно летела в стекло. "Когда машины сопровождения перестраивались, крошка летела на омыватель", - вспоминал Черкасов. Та авария закончилась смертью 65-летнего водителя "Волги" Юрия Дружинина, госпитализацией Мишарина, а позже - сменой власти в регионе.
Балансодержатели, которые обязаны следить за состоянием дорог в Свердловской области, ситуацию не комментируют: в "Уралуправавтодоре" сказали, что еще не ознакомились с заявлением ГИБДД, а телефоны "Свердловскавтодора", который давненько испытывает финансовые затруднения, не отвечают.
Юрий Ступак:
- Каждый должен заниматься своим делом. Рабочий должен чистить дорогу, водитель - вовремя довезти по ней груз, а автоинспектор - ее перекрывать, если на ней небезопасно.
"Пускай уж лучше тягач постоит на обочине, водитель поспит там 3-4 часа, чем попадет в аварию и застопорит вообще все", - примирительно объясняют в ГИБДД.
Фото: datanews.ru