Как ни странно, наметилось слабое оживление в строительном секторе. В подтверждение тому - проявляемый интерес к технике для нулевого цикла. Особенно к самосвалам, способным обеспечить быструю перевалку больших объемов грунта. К таковым относятся машины с колесной формулой 8х4. В поле нашего зрения как раз и попал один такой - китайский FAW J6.
Первое, что мы услышали в подтверждение наших доводов, - это наличие реального заказчика на такую машину, причем в количестве 15 единиц. Ему как раз требуется в короткий срок вывезти со стройплощадки грунт на миллион кубов. Самосвалы FAW его полностью устраивают.
Итак, четырехосный FAW J6 CA3310P66K24T4E полной массой 42 600 кг способен за раз вывезти чуть больше 23,5 тонны грунта объемом 23 куб. м.
FAW - это государственная автомобилестроительная компания. Если быть более точным - мощная корпорация, объединяющая целую сеть предприятий, филиалов и дистрибьюторов, занятых на производстве и сбыте автотехники разного назначения как в самом Китае, так и за его пределами. В России марка представлена официальным представительством ООО "ФАВ - Восточная Европа", обеспечивающим продажу и обслуживание автомобилей.
Здесь надо отметить, что марка FAW одна из первых пришла на российский рынок с европейским подходом к продвижению своей техники (идентификация марки, сервисная сеть) на нашем рынке. Это как раз то, отсутствие чего отталкивает наших потребителей от многих китайскийбрендов. Государственная форма собственности проявляется в поддержке компании за пределами Китая. Так, немного увеличившийся в начале года ценник остается до сего дня на фиксированном уровне, что позволяет держать цены на грузовики до полутора раз ниже, чем их "соплеменников".
В общем объеме продаж тяжелых грузовиков FAW самосвалы занимают 80%, 30 из них приходится именно на машины с колесной формулой 8х4.
Серия FAW J6 открыла новый этап развития тяжелых грузовиков марки. Если до недавнего времени кабины копировали таковые от японских производителей, то кабина J6 полностью своя, причем достаточно колоритная. Мне она напоминает Великую китайскую стену.
Незаметно мы перешли к рассказу о самом грузовике и, в частности, о его кабине. Интерьер кабины близок европейским аналогам. Удобный доступ в достаточно высокую кабину обеспечивают удобные поручни и наличие дополнительной подножки на гибком подвесе. Первое, что бросается не только в глаза, но и в нос, - отсутствие кича в виде дешевого пластика под дерево и запаха фенола от дешевой пластмассы.
Серый пластик, мягкая обивка моторного тоннеля, удобные сиденья с достаточным количеством регулировок и по-европейски скомпонованное торпедо заставляют быстро освоиться на рабочем месте. Этому способствует и возможность регулировки положения рулевой колонки по углу наклона и высоте.
Низкая крыша не способствует размещению полочек и боксов, зато их достаточно в центральной консоли и дверях. Попутно отметим наличие полноценного спального места, хотя его наличие и спорно в строительном самосвале, тем не менее кому-то из клиентов оно придется кстати. Список стандартного оборудования широк. В нем можно найти климатическую установку, радиоприемник с магнитолой и многое другое. За отдельную плату можно заказать сервоприводы стеклоподъемников и отопитель Webasto.
Шасси. Рама выполнена составной, с вкладышами для жесткости. Двигатель собственного производства мощностью 390 л. с. соответствует нормам Евро-4 и оснащен моторным тормозом. Коробка передач - механическая 12-ступенчатая Fast. Ее особенность - наличие "ползущей" передачи, что весьма кстати при движении по стройплощадке. В помощь - наличие блокировки дифференциалов в мостах задней тележки и межосевого блокируемого дифференциала. Задняя тележка снабжена V-образной реактивной тягой, призванной улучшить управляемость грузовика.
Любой автомобиль, поставляемый в Россию, должен быть адаптирован к ее климатическим условиям. Самосвалы FAW не исключение. Предусмотрены подогрев топливного бака и установка топливного фильтра Separ с влагоотделителем. В качестве рекомендации - добавление антигеля в дизельное топливо зимой.
Самосвальная платформа - собственного производства. Толщина боковых стенок - 6 мм, двойного днища - 8 мм. Двойного, потому что предусмотрен его подогрев отработавшими газами. Гидравлика для снижения цены также собственная - Jiaheng. Ни к качеству металла, ни к гидравлике нареканий пока не было. Вместимость кузова - 23,2 куб. м.
Попутно следует сделать небольшую ремарку, забегая несколько вперед. Самосвалы не предназначены для работы с прицепами. Установка буксирного устройства влечет за собой снятие с гарантии, равно как и наращивание бортов самосвального кузова.
Самосвалы FAW одни из немногих китайских грузовиков, в ПТС которых отображена правда. Обычно показатели занижаются для уменьшения таможенных платежей.
Рассмотрев самосвал с точки зрения конструктивных особенностей, переходим к рассмотрению его ремонтопригодности. Проведение ежедневного ТО следует признать удовлетворительным, за исключением контроля уровня масла в двигателе. Самым доступным является контроль уровня охлаждающей жидкости, бачок расположен за кабиной. Омывайка и бачок гидропривода сцепления - под передней откидной панелью. А вот чтобы проверить уровень масла, надобно поднять кабину. Здоровенный рычаг требует неких усилий, вместе с тем подъем кабины совершается за три минуты. При этом необходимо не забыть вывернуть передние колеса влево, иначе будет трудно добраться к щупу. Он находится слева от двигателя, в промежутке между ним и рамой.
Несколько озадачило слишком низкое расположение радиатора интеркулера, особенно нижнего патрубка, ведущего к нему. И хотя перед ним стоит противоподкатная защита, это слега напрягает.
На мой резонный вопрос был получен следующий ответ: "Пока нареканий не было". Будем надеяться, что так будет и в дальнейшем.
Солидный блок предохранителей находится в кабине на месте бардачка. Это позволяет надеяться, что с электрикой проблем не будет. Аккумуляторные батареи расположены в специальном контейнере, так что с ними также проблем не должно возникнуть.
Наконец, справа на раме грузовика предусмотрен специальный упор, страхующий поднятую платформу во время ремонтных работ. Кстати, в самосвальной платформе для этого имеется специальное гнездо. Страховочный упор с фиксатором есть и у кабины.
Самое время опробовать машину в движении. Как уже было отмечено, водительское место снабжено достаточным количеством регулировок, позволяющим удобно расположиться за рулем. Все привычно и находится на своих местах.
Сразу можно отметить работу коробки передач. Ее можно сравнить с таковой на европейцах.
Кстати, по неизвестным мне причинам именно работа коробок передач является головной болью большинства китайских грузовиков и автобусов.
Пустой самосвал может трогаться практически с шестой передачи. Далее следуют уверенный разгон и такое же движение. Несмотря на свои габариты, машина обладает хорошей маневренностью и обзором с места водителя. Все то же самое можно сказать о тормозах.
В заключение отметим, что данный самосвал полностью соответствует такому важному критерию, как соотношение цена/качество, и вполне может рассматриваться как достойная рабочая единица для все того же нулевого цикла.
Поскольку в России стал складываться вторичный парк грузовиков FAW, товполне можно рассчитывать на такую опцию, как Trade-in. Скажем, у вас есть самосвал FAW J5, а вы хотите его поменять на новую модель. Теперь такое вполне возможно.
Итак, плюсы:
Адекватная цена, соответствующая уровню качества.
Минусы:
Низко расположенный патрубок интеркулера, малый интервал сервисного обслуживания.
Автомобиль FAW J6 CA3310P66K24T4E4 8X4 был предоставлен ООО "ИЛАРАВТО". Полная масса: 42 600 кг. Начало продаж: октябрь 2013 г. Цена: от 3 950 000 руб.
Фото: Сергей Жуков