На вопросы журнала "Строительство.ру" ответил генеральный директор ООО "Скания-Русь" Ханс Тарделль. Он рассказал, как экономический кризис отразился на продажах строительной и коммунальной техники, как сегодня чувствует себя завод "Скания-Питер" по выпуску грузовиков и когда можно ожидать "света в конце тоннеля".
Идетпереориентация с новой техники на подержанную
- Г-н Тарделль, как нынешний экономический кризис отразился на рынке продаж строительной и коммунальной автотехники? Насколько в целом просел сегмент грузовиков?
- В сегментах строительной и коммунальной техники, как и на всем грузовом авторынке, отмечается существенное падение спроса, переориентация с импортной техники на российскую, с новой техники - на подержанную.
В то же время, по данным "Автостата", на рынке подержанных грузовых автомобилей продажи импортных грузовиков, наоборот, растут. В целом же сегмент новых грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т за три квартала 2015 года просел на 51,4%.
Автопроизводителями "большой европейской семерки" за 9 месяцев 2015 года было реализовано на 59,6% меньше техники, чем за аналогичный период прошлого года.
- Как выглядят показатели Scania по сравнению с вашими конкурентами из "большой семерки"?
- Показатели Scania все же лучше средних показателей "большой семерки", как и в целом по сегменту иномарок. Scania также сохраняет за собой наибольшую долю рынка "европейской семерки". За три квартала текущего года наша компания реализовала 1850 ед. техники, что на 56,1% меньше показателя 2014 года.
Кроме того, по результатамавгуста и сентября 2015 года Scania, вместе с компаниями "КамАЗ" и ГАЗ, входит в тройку лидеров грузового российского авторынка. Только за сентябрь 2015 года наша компания реализовала 270 новых грузовиков, при этом доля Scania на российском рынке тяжелых грузовиков в сентябре составила 10,5%, а по результатам трех кварталов - 8,9%.
Падение спроса обусловлено снижением деловой активности
- Основная причина нынешнего кризиса на рынке продаж грузовиков - падение спроса. Что нужно делать, чтобы его поддержать? Где взять инвестиции? Как российским производителям, в том числе локализованным, может помочь государство?
- Ситуация во всех отраслях бизнеса зависит от эффективности и стабильности макроэкономических процессов. Падение спроса на рынке грузовых автомобилей в первую очередь обусловлено уменьшением объемов строительства, грузоперевозок и общего товарооборота, снижением уровня деловой активности компаний.
Поддержка с помощью программ льготного автокредитования и автолизинга, безусловно, полезна для российских производителей, однако результат подобных мер имеет крайне локальный и недолговременный характер.
На наш взгляд, чтобы эффективно противостоять кризисным явлениям необходимо, прежде всего, мобилизовать внутренние ресурсы компаний, оптимизировать бизнес-процессы, поддерживать уже существующих лояльных клиентов.
"Скания-Русь" никогда не искала государственной помощи. Мы всегда полагались на собственные силы и реализовывали стратегию, в основе которой лежит разумный баланс локального производства, импорта наиболее востребованных рынком моделей техники и партнерства с ведущими российскими игроками.
- Сильно ли выручает в кризис локализация производства в России? Как сегодня чувствует себя ваш завод "Скания-Питер" по выпуску грузовиков?
- Когда Scania открыла производство грузовиков на заводе "Скания-Питер", мы занималась активным поиском российских поставщиков автокомпонентов, однако за все это время удалось найти лишь несколько партнеров. Основная проблема локализации в РФ - качество компонентов и небольшие объемы, которые мы можем заказать у российских поставщиков.
Учитывая текущую ситуацию на рынке, было принято решение об объединении с 2016 года российского производства Scania и MAN на одной площадке в Санкт-Петербурге с целью сокращения производственных издержек.
Конечно, учитывался фактор взаимодействия в рамках общего концерна Volkswagen, в том числе в области закупок и технологических разработок.
Такое производственное объединение никак не отразится на ценовой политике и модельном ряде Scania. Все коммерческие операции обоих брендов останутся самостоятельными.
Необходимо предлагать клиентам новые оптимальные решения
- За счет чего сегодня можно выжить на рынке строительной автотехники? Какие стратегии и бизнес-приемы позволяют максимально смягчить негативный эффект от кризиса, не растерять традиционных заказчиков? Участвует ли ваша компания в поставках техники для крупных инфраструктурных проектов в России?
- Сейчас у автопроизводителей складывается непростая ситуация. Еще сложнее приходится дилерам. Но больше всего страдают клиенты. Поэтому все усилия должны быть сконцентрированы на их поддержке, важно выстраивать надежные долгосрочные партнерские отношения.
Необходимо предлагать клиентам новые оптимальные решения, с помощью которых они смогут получить максимум от эксплуатации своих автопарков.
Также важна производительность и надежность техники, что создает условия для минимальных эксплуатационных затрат. Нужно также стремиться к тому, чтобы сервисные центры автопроизводителя оказывали максимальный спектр услуг в едином комплексном недорогом предложении, действовали оперативно, гарантируя минимальное время простоев, увеличение срока службы техники и повышение ее остаточной стоимости.
- Когда, по Вашим прогнозам, можно ожидать "света в конце тоннеля" - положительной динамики на рынке грузовиков?
- Экономические прогнозы на 2016-2017 годы противоречивы. Не думаем, что в 2016 году стоимость нефти, как и стоимость других сырьевых товаров, вернется на приемлемые уровни.
Стоимость заемных средств для корпоративного сектора в следующем году наверняка останется на высоком уровне. Поэтому мы ожидаем, что объем рынка в 2016 году будет иметь нынешние размеры.
С большой долей вероятности восстановление рынка и выход продаж на докризисный уровень можно будет ожидать в 2017-2018 годы.
Лизинговые и арендные продукты в кризис пользуются большим спросом
- В кризис растет интерес к арендным и лизинговым схемам. Насколько активно вы пользуетесь этими инструментами?
- Совершенно верно, интерес к подобным комплексным предложениям сегодня действительно очень высок.
1 июля 2015 года было запущено наше новое комплексное предложение "Scania Драйв". Оно не только обеспечивает лизинговое финансирование покупки нового транспортного средства Scania, но включает и сервисную поддержку в дилерской сети Scania, защиту силовой линии до 4 лет и страхование, а также пакет "Контроль" системы мониторинга автопарка Scania и обучение двух водителей в школе водительского мастерства Scania.
Клиент подписывает контракт с единственным поставщиком, оплачивает один счет, что экономит время на документооборот. Однако основное преимущество "Scania Драйв" заключается в финансовой выгоде при эффективном комплексном подходе к управлению автопарком, которая достигает 5% от общей стоимости транспортного средства и всего комплекса услуг для его обслуживания.
Могу сказать, что популярность запущенной программы превзошла все наши самые смелые ожидания.
Другим, пока еще пилотным, предложением стал проект "Scania Аренда", однако и он уже демонстрирует востребованность на рынке. "Scania Аренда" направлен на своевременную помощь клиентам, которым необходима грузовая техника для временной эксплуатации. Например, для выполнения незапланированных перевозок или для покрытия сезонных пиков спроса.
Дилеры Scania, участвующие в пилотной программе, предоставляют в аренду на срок от одного месяца до года седельный тягач SCANIA Streamline R440 LA4X2HNA. Стоимость рассчитывается исходя из планируемого срока эксплуатации машины и оплачивается фиксированными платежами ежемесячно.
При этом стоимость аренды включает страхование по рискам "Угон + Ущерб" с неограниченным количеством водителей, допущенных к управлению, техническое обслуживание и ремонт в любом официальном дилерском центре Scania.
Фото: scania.ru