С 1 января 2016 года утилизационный сбор распространится на самоходные машины и прицепы к ним. Такая мера поддержит отечественных производителей и защитит рынок от некачественной техники. Законопроект об этом Госдума приняла в первом чтении 1 декабря. Изменения вносятся в Закон "Об отходах производства и потребления".
На утилизацию пойдёт 13 миллиардов
В проекте бюджета на следующий год заложено 34 миллиарда рублей на компенсацию утилизационного сбора в целом, из них на утилизацию сельхозтехники потратят 13 миллиардов. По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, законопроект касается сельхозмашин, строительной и дорожной техники. Утилизационный сбор будет поступать в федеральный бюджет и затем использоваться для компенсации производителям на утилизацию машин. Порядок утилизации будет таким же, как и для колёсных транспортных средств - эта система введена с 1 сентября 2012 года. "Законопроект будет способствовать цикличному обновлению парка самоходных машин и прицепов и препятствовать поступлению на российский рынок техники, бывшей в употреблении, - сказал Аксаков. - Документ принимается, чтобы защитить наш рынок от хлама".
Нельзя допустить подорожания сельхозтехники
Мнения парламентариев насчёт законопроекта разделились. Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин отметил, что инициатива улучшит экологическую среду и защитит отечественных товаропроизводителей. Главный вопрос, который волнует депутатов и потребителей, не приведёт ли введение сбора к подорожанию цен на сельхозтехнику. Компенсационные затраты из бюджета должны быть равны стоимости утилизационного сбора, подчеркнул Кашин.
Заместитель председателя Комитета, депутат от ЛДПР Владимир Сысоев считает, что сейчас не время принимать законопроект. Он согласился с тем, что убыточность сельхозпроизводителей многих из них "поставила на колени". Вместе с тем депутат уверен, что введение утилизационного сбора неизбежно приведёт к подорожанию сельхозтехники. "Надо было вводить этот сбор пару лет назад, когда шла массовая закупка иностранной сельхозтехники страной", - отметил Владимир Сысоев.
Конкуренция в рамках ВТО
Член Комитета Госдумы по промышленности, депутат от "Справедливой России" Василий Швецов напомнил, что законопроект соответствует требованиям ВТО и вместе с тем поддерживает конкуренцию в отрасли.
Доля российской продукции по основным видам строительно-дорожной и коммунальной техники составила в первом полугодии 2015 года 42 процента.
Среди асфальтоукладчиков 96,2 процента составляет зарубежная техника, среди экскаваторов - 69 процентов. 42 процента техники из-за рубежа, которая ввозится в Россию, уже была в употреблении. "Эту удручающую ситуацию можно исправить, введя сбор. Парк самоходной техники будет пополняться за счёт продукции, выпущенной на территории России", - сказал депутат.
Законопроект создаёт конкуренцию на российском рынке и позволит повысить загруженность российских предприятий, производящих сельхозтехнику. Сейчас они загружены на 35 процентов.
"В ближайшее время мы можем довести производство таких машин до 76 процентов и внести реальный вклад в поддержку нашего производителя", - заявил Швецов.
Законопроект был одобрен в первом чтении. Владимир Кашин предложил в течение двух дней поработать над поправками к документу, чтобы впятницу принять его во втором и третьем чтении.
Языком цифр
Сегодня на российском рынке ежегодно закупается около 5 тысяч зерноуборочных комбайнов при потребности не менее 10 тысяч единиц в год.
42 процента импортной сельхозтехники, которая ввозится в Россию, уже была в употреблении.
Российские предприятия, производящие сельхозтехнику, загружены лишь на 35 процентов.
Вопросы к инициатору законопроекта
В свете возможного принятия закона об уплате утилизационного сбора для с/х, строительной и дорожной техники журналист Экскаватор Ру обратился к депутату от фракции "Справедливая Россия" Анатолию Аксакову за комментариями, чтобы выяснить наиболее принципиальные моменты. Например, будет ли данный сбор распространяться на технику, произведенную на территории Таможенного союза?
Как заявил А. Аксаков, в соответствии с п. 6 ст. 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в перечне транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, отсутствует техника, произведенная в странах-членах ТС, хотя предыдущая редакция закона освобождала импортеров от уплаты. Однако в связи с претензиями ВТО эта норма сейчас утратила силу.
Как пояснил депутат от фракции "Справедливая Россия", размер ставки будет одинаковым для всех независимо от страны-производителя. Этот, а также вопросы, касающиеся видов и категорий транспортных средств, порядка исчисления и уплаты утилизационного сбора, находятся в ведении Правительства РФ.
Виды дорожно-строительной техники, подпадающей под действие федерального закона, устанавливаются постановлением Правительства РФ. Проект такого перечня предоставлен Минпромторгом РФ. В нем содержится 20 групп спецтехники:
Группа I. Автогрейдеры
Группа II. Бульдозеры
Группа III. Экскаваторы гусеничные
Группа IV. Экскаваторы и перегружатели колесные
Группа V. Катки дорожные
Группа VI. Погрузчики
Группа VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
Группа VIII. Краны-трубоукладчики
Группа IX. Прицепы, полуприцепы
Группа X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
Группа XI. Машины валочно-трелевочные, валочно-сучкорезно-раскряжевочные, (харвестеры) валочно-сучкорезно-раскряжевочно-пакетирующие, валочно-пакетирующие, валочно-рубильные
Группа XII. Машины погрузочно-транспортирующие (форвардеры)
Группа XIII. Лесопогрузчики и машины для трелевки леса
Группа XIV. Мотовездеходы
Группа XV. Снегоходы
Группа XVI. Тракторы сельскохозяйственные колесные
Группа XVII. Тракторы сельскохозяйственные гусеничные
Группа XVIII. Комбайны зерноуборочные
Группа XIX. Комбайны кормоуборочные
Группа XX. Машины сельскохозяйственные самоходные
Также Анатолий Аксаков отметил, что отличий между взиманием утилизационного сбора с коммерческого транспорта и дорожно-строительной и сельхозтехники не будет.
По материалам "Парламентской газеты" и портала Экскаватор.ру
Фото: photoicar.ru