Департамент транспорта министерства инфраструктуры Грузии после долгих размышлений и переговоров с заинтересованными сторонами принял решение об открытии наиболее опасного участка автотрассы Ереван-Тбилиси-Владикавказ от курорта Гудаури до поселка Коби. Это участок считается самым опасным на всей стратегически важной Военно-Грузинской дороге.
Автомагистраль, соединяющая Южный Кавказ с Россией, проходит по северо-востоку Грузии, преодолевая Главный кавказский хребет по Крестовому перевалу, где находится популярный горнолыжный курорт Гудаури. Оттуда дорога спускается в Казбегский район Грузии (единственный грузинский район, расположенный по северную сторону Главного кавказского хребта) и выходит к северо-осетинскому участку российско-грузинской границы.
Участок Гудаури - Коби опасен не только зимой, когда дорога замерзает и существует опасность схода лавин, но и летом, поскольку в результате частых обильных дождей возрастает опасность селевых потоков. Большегрузные машины движутся по высокогорному серпантину, который даже в самую лучшую погоду подвластен лишь наиболее профессиональным и опытным водителям с крепкими нервами: с одной стороны высочайшие горы, бомбящие дорогу огромными глыбами, с другой - глубокое ущелье, вызывающее головокружение от одного взгляда.
По этой узенькой дороге навстречу друг другу в оба направления ежедневно упорно движутся сотни тяжелых фур с прицепами.
Этой зимой дорога закрывалась несколько раз, в том числе в новогодние дни. Министерство инфраструктуры не хотело рисковать, поэтому останавливало машины у предгорья, они не доезжали до Гудаури и Коби. В этих местечках образовалась огромная пробка из сотен машин.
Трагическая ситуация сложилась с южной стороны. Грузинские и армянские водители неделями ждали открытия дороги, грелись у костров, покупали у местных жителей чай и лепешки втридорога, жалуясь журналистам на "бессердечность людей, попытавшихся воспользоваться ситуацией для наживы". Сообщения о бессовестных спекуляциях попали в СМИ и грузинские власти (как центральные, так местные) оборудовали в местах скопления машин пункты бесплатного питания и обогрева, в некоторых случаях помогли дровами и топливом, обеспечили средствами связи. Тем не менее
водители жаловались, что провели несколько дней "в кромешном аду". Некоторые хотели, но не могли повернуть обратно, из-за многокилометровой пробки.
Когда погода чуть улучшилась, а водители начали роптать, грузинские власти открыли дорогу, предварительно взяв у водителей расписки, что они предупреждены об опасности. Дорожная полиция строго проверяла техническое состояние автомашин и не пропускала фуры без специального оборудования - цепей на колесах, увеличивающих сцепление с дорожным полотном в условиях обледенения. Машины (кстати, довольно дорогостоящее), которые такого оборудования не имели, были отправлены обратно в Тбилиси или Ереван. Попытка уговорить или всучить подарки полицейским наталкивались на гневную отповедь и угрозу посадить в тюрьму. Грузинская Патрульная полиция взяток не берет - это проверено и доказано много раз.
Как кардинальным образом решить проблему, и до каких пор будет продолжаться ежегодное мучение, никто не знает. В мире нет оборудования, способного точно предсказать сход селевых потоков или лавин. Можно лишь приблизительно предполагать, повышать или понижать уровень существующей угрозы, но риск есть всегда.
Почему же раньше водители не знали подобных мучений? Потому тогда действовало несколько других автомобильных трасс, соединяющих Южный Кавказ с Россией: через Абхазию, Южную Осетию и Азербайджан.
Эти дороги тоже высокогорны, но гораздо менее опасны и несравненно более удобны со всех точек зрения. Сейчас они закрыты для грузинских и армянских рейсовиков по причине неурегулированности конфликтов. Поэтому им и приходится дальнобойщикам неделями на дороге, полагаясь лишь на милость и бесконечную доброту всевышнего.
Фото: vestikavkaza.ru