← Автомобильные грузоперевозки

Борьба со взятками как альтернатива "Платону"

О том, что сотрудники ГИБДД Петербурга и Ленобласти берут взятки за то, чтобы перегруженные тягачи ездили по дорогам безнаказанно, интернет-газета "Карповка" писала не раз. Оказалось, чиновники прекрасно знают об этой проблеме, и даже предлагают рецепты ее решения. Однако на это требуются многомиллионные вливания и политическая воля. И если перевозчики начнут работать по нормативам, это станет не менее выгодно для бюджета, чем налоговое ноу-хау - система сборов с большегрузных авто "Платон".

На дорогах Петербурга и Ленобласти продолжаются ДТП с участием большегрузных авто. В новогодние каникулы разбились сразу несколько тягачей - один в Апраксином Бору Тосненского района Ленобласти, два - на Васильевском острове. "В Апраксином Бору большегруз из-за перевеса не смог вовремя остановиться и допустил столкновение. Другие оказались разбитыми при разгрузке на стройках - пока заполненный стройматериалом сверх нормативов тягач доезжает до места выгрузки, песок и щебень в кузове утрясаются и смерзаются. При опрокидывании кузова для высыпания срывается целым пластом, в итоге многотонную машину просто швыряет на бок и переворачивает", - рассказали "Карповке" перевозчики.
Руководство большинства карьеров Ленобласти - песчаных, глиняных, гравийных и других - наладило порочную практику: в кузова и прицепы вывозящим стройматериал машинам отгружается вдвое больше, нежели допускается по нормативам безопасности. Согласно прописанным в законе допускам, в тягач в среднем грузят 25-26 тонн материала. С карьеров Ленобласти машины в кузовах вывозят до 50 тонн груза, также примерно вдвое "пересыпают" материал в прицепы. Но если посмотреть накладные документы автомобили выезжают вполне соответствуя закону - администрация карьеров выписывает не соответствующие действительности бумаги.
Как известно, на всех въездах в Петербург стоят специальные пункты весового контроля, где подобные факты должны выявляться. В таком случае закон предписывает штрафовать как перевозчика, допустившего превышение норм, так и руководство предприятий, отгрузивших лишнее - владельцев карьеров. Сумма финансового взыскания - 400 тысяч рублей с каждого из них. Однако в коррупционной цепочке завязана и полиция, потому на дороги Северной столицы и 47-го региона ежедневно выезжают сотни существенно перегруженных машин. Такие грузовики регулярно попадают в ДТП с тяжкими последствиями - управлять автомобилем с перевесом значительно сложнее: его тормозной путь выше и потенциальная опасность при столкновении неизмеримо больше.
"Каждая большегрузная машина платит от 16 до 20 тыс. в месяц за проход с перегрузом. Все перевозчики Петербурга прекрасно знают, как работает эта система. У каждого парка перевозчиков свой куратор в госорганах: ежемесячно ему вручают деньги, он везет их в ГИБДД.
Когда машину останавливают за перегруз, звонят ему, он смотрит:  если машина в списке отметившихся, "посредник" связывается с патрулем и тот отпускает тягач. Полицейские сами сообщают, когда сотрудники "Ространснадзора" стоят без сопровождения ГИБДД и советуют просто не останавливаться. В итоге за мзду водитель и перевозчик всегда знает, где весы "проездные", а где ехать не нужно - проверяющие принципиальные", - рассказывали "Карповке" на условиях анонимности в одном из крупных предприятий-перевозчиков Петербурга.
Видит око, да зуб неймет
Как выяснилось, чиновники 47 региона в курсе проблемы и не скрывают этого. "Проблема действительно существует, она остро стоит уже не первый год. Власти Ленобласти о ней знают, есть план борьбы и противодействия", - заявил на пресс-конференции в декабре 2015 года председатель комитета по дорожному хозяйству правительства ЛО Михаил Козьминых.
По данным чиновника,
ситуацию могут исправить автоматизированные пункты весового контроля. Единственные работающие автоматические "весы" в России установлены в Вологодской области.
Когда на такой пункт заезжает перегруженный сверх нормативов тягач, система автоматически фиксирует нарушение и направляет штраф ее владельцу - частному лицу или фирме-перевозчику. В Ленобласти лишь в двух местах - на Приозерском шоссе и трассе "Сортавала" подготовили площадки под установку автоматических пунктов весового контроля. Когда заработают устройства - не известно.
"Нам нужны десятки таких постов на дорогах Ленобласти. В первую очередь это исключит человеческий фактор - Коррупция возникает лишь там, где возможно вмешательство человека. В случае с автоматическими весами сотрудники милиции и других структур уже не смогут повлиять на проверки. В таком порядке, отправкой "писем счастья", постепенно можно изменить ситуацию к лучшему", - считает Михаил Козьминых.
"Я за "откуп" милиции ежемесячно плачу почти полмиллиона рублей, готов сам вложиться в установку таких систем - лишь бы исчезли поборы и диктовка "правил игры" со стороны владельцев карьеров. Думаю, в этом меня поддержат многие перевозчики. Хотя, конечно, открыто никто из нас не выступит против коррупции - сотрудники ГИБДД постоянными проверками "непокорного" перевозчика просто вынудят его уйти из бизнеса", - рассказал "Карповке" на условиях анонимности совладелец одной из крупных компаний-перевозчиков Петербурга.
По данным ФКУ "Росдормониторинг", порядка 46% грузовиков ездят по федеральным трассам России с сильным перегрузом, более четверти дорог эксплуатируются с превышением нагрузки и интенсивности движения. Перегруженные фуры ежегодно наносят дорогам ущерб в 2,6 трлн рублей.
На строительство и ремонт трасс каждый год расходуется около 1 трлн рублей. Покрытие разрушается быстрее, чем строится. При этом цена строительства одного автоматизированного весового пункта - минимум 30 млн рублей. За превышение допустимой массы и нагрузки на ось для физических лиц предусмотрен штраф в 2000-2500 рублей или лишение водительских прав на 4-6 месяцев. Для должностных лиц ответственность колеблется от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических - от 400 до 500 тысяч рублей.
"Платон" всем друг, но истина дороже
"В настоящее время для наведения порядка и пресечения перегрузов в ЛО требуется не более 10 стационарных автоматических пунктов весового контроля, - считает президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. - Они должны располагаться на въездах в Петербург и на основных федеральных трассах - "Кола", "Сортавала", "Россия", "Нарва", "Скандинавия" и М-20. Главное, удалить от права контролировать большегрузы сотрудников ГИБДД, "крышующих" перевес. Параллельно нужно вводить постоянный надзор за борьбой с перегрузом с участием других госорганов".
По словам Владимира Матягина, в ближайшее время в Москве пройдет заседание рабочей группы по вопросам, связанным с внедрением системы "Платон". Будет поднят и вопрос "перевеса" в Ленобласти.
"В сентябре по Ленобласти прошел рейд "Дороги без перегрузов" под контролем Москвы. В итоге почти два месяца машины в регионе ходили без перевеса. Но рейд прошел и проблема вернулась. Сегодня я собираюсь просить руководство "Росавтодора" проводить такие мероприятия в Ленобласти на регулярной, а лучше постоянной основе. Это сможет существенно повлиять на ситуацию. Кроме того, я хочу привлечь к борьбе руководство комитета по природопользованию, выдающего лицензию на разработку карьеров. При выявлении факта перегруза администрацию карьеров разрешение на разработку недр можно приостанавливать или вовсе отозвать. Борьба должна быть комплексной", - отметил Владимир Матягин.
При существующем положении дел вырисовывается интересная арифметика. Если бы тягачи грузили по нормативам, они делали бы вдвое больше рейсов, при этом существенно меньше разбивая дороги. А именно на это нацелена система "Платон", взимающая деньги с большегрузных машин за проезд по федеральным трассам. И если сегодня перевозчики заявляют, что налоговое ноу-хау стало для них тяжким бременем, не появится ли возможность часть этого бремени снять решением проблемы перегрузов авто?
"Возможно, это действительно так, - считает Владимир Матягин. - Но беда в том, что дороги Ленобласти уже "убиты" и их нужно восстанавливать. С марта 2016-го тариф по "Платону" будет полноценным и потребуется год, чтобы оценить качество работы этой системы, приносимую ею прибыль и возможности ремонта дорог. Параллельно искоренять порочную практику перегруза и сопутствующие ей коррупционные цепочки. По итогам 12 месяцев работы можно делать выводы и корректировать тарифы для перевозчиков. В конечном итоге, в первую очередь именно они заинтересованы в том, чтобы дороги были качественными, а карьеры и полиция работали в рамках закона".
Фото: karpovka.net
Карповка