С 9 февраля в России стали взимать утилизационный сбор на сельскохозяйственную и строительную технику. Опрос портала Milknews показал, что далеко не все знают, что это такое, не говоря уже о том, как этот сбор платить и к чему он приведет. Поэтому у редакции и возникло решение написать об этом простыми словами.
Что это такое?
Утилизационный сбор - это что-то вроде налога на сельхозтехнику. Впрочем, это для нас важно, что там есть сельхозтехника. На самом деле он взимается как с самоходных машин, так и с прицепов к ним, и относится, и к строительной, и лесной технике, и даже к квадроциклам и снегоходам. Пока скажем, что всего в законе есть перечень из 19 категорий техники. Причем не важно, импортная ли техника или отечественная - платить придется за любую из перечня.
Законопроект об утилизационном сборе на дорожно-строительную технику был принят Госдумой в середине декабря 2015 года. С 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки в закон "Об отходах производства и потребления". В нем определяется необходимость уплаты утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику. А 9 февраля этого года был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым и в тот же день вступил в силу.
Еще сбор? Но уже же есть налоги, пошлины и многое другое!
Есть. Но на этот раз правительство решило позаботиться об экологии, а также создать стимул для замены устаревшей техники. Для последнего разработана шкала сборов, но об этом ниже. Ах да, сборы, конечно же, работают еще и на импортозамещение, хотя как - специалисты затрудняются сказать (есть предположения, что за счет снижения импорта подержанной техники). Поэтому мы просто процитируем правительство, которое пишет в законе: "Принятые решения будут способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин, обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведённых в России".
Откуда взялась такая идея?
Из недр Минэкономразвития. Причем идея не новая.
Изначально был утилизационный сбор на автомобили - легковые и грузовые. Он существует с 1 сентября 2012 года: базовая ставка для легковых автомобилей - 20 000 рублей, а для грузовиков и автобусов - 150 тыс. рублей. В своем первоначальном варианте это была очередная мера поддержки отечественного автопрома, потому что платить сбор были обязаны только за импортную технику. Российские заводы могли просто взять на себя обязательства по утилизации своей продукции. Но в августе 2012 года Россия вступила в ВТО, поэтому такая дискриминация не могла остаться незамеченной.
Спустя полтора года ЕС добился от России выполнения требований ВТО и с 1 января 2014 года сбор сделали обязательным для всех.
На основе опыта утилизационного сбора для автомобилей разработали сбора для сельскохозяйственной, строительной и лесной техники. Поэтому, несмотря на декларированную цель поддержки отечественного производителя, платить сбор будут и российские заводы, как того и требуют правила ВТО.
Это только в России такое есть?
Нет, это распространенная практика в мире. В ЕС утилизационный сбор на автомобили составляет около 10 евро. Подобные сборы есть и у соседей. Например, в Украине утилизационный сбор на автомобили действует с 2013 года, в Белоруссии - с марта 2014 года, а в Казахстане вводится с этого года. Однако в некоторой степени мы все равно оказались впереди планеты всей: утилизационный сбор на автомобили, по данным некоторых специалистов, в России самый высокий в мире.
Что, правда наши деньги пойдут на экологию и поддержку отечественных производителей?
Этого редакция гарантировать не может, но закон, по крайней мере, это обещает. Мы специально нашли абзац об этом. "Денежные средства, поступившие в федеральный бюджет от уплаты утилизационного сбора производителями и импортерами, будут направлены, в том числе, на развитие и создание мощностей и инфраструктуры по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами и прицепами к ним своих потребительских свойств, на государственную поддержку промышленности", - говорится в тексте документа.
Можно обратиться и к предыдущему опыту утилизационных сборов на автомобили. Деньги от него государство действительно стало перечислять российским производителям в виде субсидий на выпуск автомобилей экологических классов (то есть в этом случае - "Евро-4" и "Евро-5"), а также на поддержание рабочих мест и многое другое.
Покажите закон!
Если вы нам не верите, почитайте первоисточник. Это постановление от 6 февраля 2016 года № 81, которое называется "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним". Там есть не только перечень машин, пояснения и сам текст закона, но даже всевозможные бланки. За какую именно технику придется платить?
Есть специальный перечень из 19 категорий техники, которая попадает по утилизационные сборы. Опустим стразу строительную и лесную технику, а также снегоходы и квадроциклы. Среди сельхозтехники в перечне есть колесные и гусеничные тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, опрыскиватели для защиты растений и самоходные косилки. Все они разделены по мощности и возрасту (новые и старше трех лет). Чем выше мощность и старее техника, тем больше придется платить.
Сколько придется платить?
Базовый размер сбора - 150 тыс. руб., понижающие и повышающие коэффициенты зависят от типа техники, ее массы, мощности и объема двигателя. Коэффициенты повышены для техники старше трех лет.
Как расчитать размер утилизационного сбора?
Очень просто - достаточно уметь умножать. Надо умножить базовую ставку (если еще не забыли, мы писали выше, что она равна 150 тыс. рублей) на коэффициент для интересующей техники. Например, на новый колесный трактор с мощностью силовой установки не более 30 л.с. сбор будет равен 150 000 (базовая ставка) х 0,4 (коэффициент из нашей таблице) = 60 тыс. рублей. Не так много. А вот если трактор старше трех лет, то умножать придется уже на 1,8 и тогда сбор будет уже 270 тыс. рублей.
Так покупку старой техники делают невыгодной.
И куда нести деньги?
Если вы производитель или переработчик молока - никуда. За вас заплатят импортеры и производители, и, скорее всего, включат это в чек. Вам надо будет только заплатить за технику. Если же вас интересует формальная сторона вопроса, то взиманием утилизационного сбора занимаются две структуры: Федеральная налоговая служба (с производителей в России) и Федеральная таможенная служба (с импортеров). Те, кто вам продают технику, и будут мучиться со всеми формальностями.
Правда утилизация стоит так дорого?
Производители техники говорят, что гораздо дешевле. Если брать всю сельскохозяйственную технику в целом, то стоимость утилизации будет стабильно ниже 1% от ее себестоимости. То есть явно не 270 тыс. рублей за старый воображаемый трактор из нашего примера. Но, как мы помним, деньги правительство направит не только на экологию, но и на поддержку отечественных производителей.
Что теперь будет?
По заявлению Минпромторга, рост цен на сельхозтехнику в этом году будет в пределах 6,5%, а утилизационный сбор не повысит закупочные цен на российскую продукцию. Такие выводы основаны на том, что российским производителям сельхозтехники будут выделять деньги из бюдждета. Ведомство также планирует реагировать на информацию от отраслевых союзов о повышении цен на российскую сельхозтехнику выше 6,5%.
Некоторые производители сельхозтехники, напротив, опасаются, что цены вырастут. Впрочем, импортеры автомобилей при введении утилизационного сбора ранее не стали включать его в стоимость, а предпочли сократить свою маржу.
Наконец, не всем экспертам понятно чем так плоха техника старше трех лет. Трактор, комбайн, а тем более опрыскиватели и косилки так быстро не устаревают и служат гораздо дольше. Частая замена к сокращению себестоимости производства или увеличению эффективности не приведет. Кроме того, если уж сравнивать с автомобилями, то современный комбайн - это почти Ferrari, а такую технику часто не меняют, как заметил один специалист.
Дайте таблицу с коэффициентами для разной техники
Фото: autoline-eu.ru